Презентация, главной идеей которой было рассмотреть мысли св. Фомы в контексте отношений между православным и католическим богословием, состоялась 27 января.
Само произведение (представлено на украинском языке в проекте перевода учебников) адресовано не только теологам, но и «озабоченным [повседневными делами] (propter occupatos)», поскольку вместило все послание о спасении человека в коротком резюме. Для Фомы тематика «короткого слова» сводится к примату любви; поэтому Аквинат резюмирует Христову заповедь: весь закон Христа заключается в милосердной любви [charité].
«Издание первого украинского перевода богословских трудов Фомы – значительное событие в культурной жизни не только украинского христианства, но и всей украинской культуры, – отмечает шеф-редактор Богословского портала Юрий Черноморец. – В 1990-х был перевод некоторых философских трудов Фомы, но его большая богословская работа издается впервые. Это очередной признак богословского возрождения в Украине, новое свидетельство того, что теология возможна и необходима в том диалоге наук, которым является современный университет».
Справка РИСУ: Труды Фомы Аквинского были сердцевиной католической традиции на протяжении нескольких столетий, хотя не всегда учителя Церкви воспринимали его без сопротивления. Об этом свидетельствуют и контроверзы XIII в. (еще при жизни Фомы и после его смерти), и довольно радикальное отвержение его работ многими богословами ХХ в. Вопрос об актуальности мысли св. Фомы Аквинского касается не только католической, но и православной теологии. Для доминантного направления православной традиции Фома Аквинский был примером католической мысли par excellence, а потому немало упреков против католической теологии сфокусировались на критике трудов Фомы. Одновременно – как в XIV-XV веках, так и теперь – не хватает православных мыслителей, которые, даже если не до конца готовы принять подход Аквината, то находят в нем немало ценных элементов, интересных и полезных для православной богословской рефлексии. Встает вопрос о том, насколько его работы могут быть полезными для развития теологического диалога между Православной и Католической Церквами.