Днем рождения собора считается 4 ноября по старому стилю (17 ноября по новому стилю).
Источник: "Вечірній Київ"
Древнерусские летописи упоминают закладку Святой Софии под 1017 и 1037 годами и называют ее основателем великого киевского князя Ярослава Мудрого. Новейшие исследования доказали, что на самом деле собор основан крестителем Руси, великим киевским князем Владимиром Святославичем (980–1015), а завершен его сыном и наследником на киевском престоле Ярославом Мудрым (1016–1018; 1019–1054), отмечают в Национальном заповеднике «София Киевская».
Свидетель появления Софийского собора митрополит-русич Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» говорит, что в этом деле Ярослав завершил начинания своего отца Владимира, как Соломон – Давидово в строительстве Иерусалимского храма.
Древнейшие надписи-граффити на фресках Софии, содержащие даты 1018, 1019, 1022 и 1023 годы, четко обозначают верхнюю хронологическую границу построения собора, возникшего во втором десятилетии XI века. Сопоставление данных граффити и сохранившихся в древних Святцах дней освящения Софийского собора позволило точно датировать возникновение собора 4 ноября 1011 г. (основание) – 11 мая 1018 г. (завершение).
В старом Киеве знали, что Святая София – творение Владимира Святого. Источники зафиксировали стойкую киевскую традицию, говорившую о создании Софии Владимиром.
Наиболее значимо то, что в самой Софии указывалось точное время ее основания – это 1011 год. Речь идет о ктиторской надписи митрополита Петра Могилы, выполненной по его заказу в 1634 году на упругих арках центральной бани собора. Надпись утверждала, что Софийский собор начал строиться в 1011 году. Эта дата стояла в титульной надписи (вероятно, конца XVI в.) над входом в собор и в статистических «Описаниях Киевского наместничества» 70–80 гг. XVIII в. Дата 1011 год как время основания собора фигурирует также в рукописи «Кафедральный Киево-Софийский монастырь и его наместники», составленной кафедральным писарем Яковом Вороньковским около 1770 года.
Итак, дата 1011 год признавалась вплоть до конца XVIII в. Лишь после 1795 г., с образованием Киевской губернии, когда царским правительством были унифицированы все официальные даты относительно включенных в состав Российской империи украинских земель, утверждается «хрестоматийная» летописная дата 1037 год. Она больше устраивала царизм, ведь связывалась с установлением Ярославом самодержавия. Согласно летописям, в 1036 году, когда Ярослав стал «самодержцем Русской земли», он победил печенегов «на поле вне града», а в следующем 1037 г. якобы основал на этом месте Софийский собор, по толкованию историков, как «памятник славы» русского оружия».
Дата 1037 год отвечала и идеологическим запросам советской империи с ее постулатом «Киевская Русь – единая колыбель трех братских народов». Ведь именно этот год признавался кульминационным в формировании империи Рюриковичей, обозначенным почти одновременным появлением в середине XI в. в ее главных центрах трех Софийских соборов – в Киеве, Новгороде и Полоцке. Но София Киевская древнее и величественнее своих тезок, которые пытались равняться на нее, повторять ее.
В 2011 году по решению ЮНЕСКО и Указа Президента Украины на международном и государственном уровнях торжественно отмечали 1000-летие основания Софии Киевской. Этот юбилей имеет большое значение для истории Украины. Появление Святой Софии во втором десятилетии XI в. свидетельствует, что государственность и культура Киевской Руси достигли своего апогея уже при Владимире, и именно из Киева распространились восточнославянскими территориями.
В Софии Киевской рассказали, как оберегали святыню от российских ракет. Национальный заповедник был одной из приоритетных целей для вражеских ударов.