Находясь в центре столицы, древняя синагога имени Лазаря Бродского, она же в прошлом театр, притягивает немало взглядов, но мало кто отваживается туда зайти. Однако члены иудейской общины готовы ответить на все вопросы гостей.
Находясь в центре столицы, древняя синагога имени Лазаря Бродского, она же в прошлом театр, притягивает немало взглядов, но мало кто отваживается туда зайти. Однако члены иудейской общины готовы ответить на все вопросы гостей. Так на днях туда заглянула делегация от Молодежной ассоциации религиоведов, чтобы более детально изучить памятник искусства.
Еще у входа в здание становится понятно, что особая ситуация в стране побуждает к новым решениям – стены завешены рекламой курсов самообороны и единоборств, а на входе в синагогу каждый проходит через две рамки, демонстрируя содержимое своих сумок придирчивым охранникам. Сразу после осмотра в полутемном холле нас встречает Давид, первый помощник главного раввина Киева Моше-Реувен Асмана (Всеукраинский конгресс иудейских религиозных организаций). Он легко и просто пересказывает историю здания, разбавляя свой рассказ лучшими шутками.
Решение о строительстве этой синагоги принималось несколько оригинальным способом, потому что ни власть, ни сами киевляне до конца не были осведомлены, что же на самом деле строил в центре купец первой гильдии Бродский Лазарь Израилевич. Отметим, что сперва в Киеве действовал запрет на строительство синагоги в центре города, но вместе с тем был издан указ от городской власти на строительство рынка, к чему были привлечены купцы, в результате появился на свет современный Бессарабский рынок. Кроме того, из-за нехватки средств это был едва не единственный случай эффективного использования муниципальных облигаций.
Хоральная синагога имени Бродского была открыта в Киеве 24 августа (5 сентября) 1898 года (к 50-летию застройщика). Ее возвели по проекту архитектора Георгия Шлейфера, при помощи строительной конторы Льва Гинзбурга, на средства Лазаря Бродского. Закрытие синагоги произошло в 1926 году, когда ее передали в пользование клубу кустарщиков, потом в ней также был театр. В 1970-х годах достроили второй этаж строения. Помещение снова приобрело аутентичный статус синагоги 14 марта 2000 года, отпраздновав в 2008 году собственное 110-летие.
Расположение в самом зале также предполагает определенную субординацию – ближе к главной сцене сидят наиболее высокопоставленные члены общины. Бросается в глаза и наличие именных стульев – для особых благотворителей и известных иудеев, но их можно свободно занимать при отсутствии «собственника».
В целом, зал вмещает до пяти тысяч верующих, что можно наблюдать во время наибольших религиозных праздников. В центре помещения лежат древние свитки Торы, но наиболее ценный экземпляр, насчитывающий более 700 лет, находится на реставрации в Днепропетровске.
Уже на выходе из молитвенного зала замечаем вертикальные стенды, в которых мерцают маленькие огоньки – это поминальная стена. По вере иудеев, большинство душ попадает все же не в рай, а сперва проходит очищение через ад, где максимум можно находиться до 11 месяцев. Поэтому, когда человек умирает, в его честь зажигается огонек и читается особая молитва – кадиш – за скорейшее попадание в рай.
Интересно пояснение Давида о том, что же такое жизнь. По его словам, бытие стоит воспринимать как такую себе «командировку» для души, после чего она возвращается домой, в рай, проходя необходимое очищение, чтобы соединиться с Творцом. Вместе с тем, душа проходит цикл перерождений, завершающийся четырьмя главными уровнями – женщина–мужчина–леви–коен (прослойка священнослужителей). Если же человек хочет сразу попасть в рай, то ему стоит придерживаться всех 613 (620) заповедей, часть из которых касается только отдельных категорий людей.
Просторный балкон служит особым местом – именно там чаще всего заключаются браки между иудеями, поскольку это должно совершаться под открытым небом. Потом, если семья не очень богата, торжественное событие они вместе с родственниками могут отметить в том же помещении, накрыв столы. Традиционно зал служит для приема подарков и поздравлений по случаю свадьбы, после чего молодожены и гости направляются на дальнейшее празднование.
Именно тут и располагаемся, чтобы обсудить отдельные аспекты иудаизма, которые остаются непонятны для посетителей. В процессе разговора узнаем, что кипа – это не просто головной убор, а символ напоминания о том, что Бог присутствует постоянно, а не только в храме или специально отведенном месте. Цвет и вид кипы может зависеть от фантазии собственника или же от принадлежности к определенному ответвлению иудаизма.
В целом наш гид был открыт к любым вопросам, подчеркивая, что каждый раввин должен уметь отвечать на все, отказывая только тогда, когда он абсолютно не разбирается в той области знаний. Экскурсовод дополнительно отметил, что каждый, не обязательно еврей, может прийти в синагогу и получить всю необходимую информацию от раввина или членов общины. А наибольшей преградой, которую он может встретить на своем пути, может стать непродолжительное ожидание раввина, который потом обязательно даст все ответы. Поэтому советуем не стесняться, а смело исследовать малоизвестные внутренности синагоги, древней памятки Киева.