Митрополит Бориспольский и Броварской, управляющий делами УПЦ (МП) Антоний (Паканич) оправдал действия Белорусской Православной Церкви, которая отмежевалась от народных протестных акций в Беларуси. Известный религиовед Дмитрий Горевой объяснил такую реакцию в УПЦ (МП).
Митрополит Антоний так оценил события в Беларуси:
«Когда в государстве происходят беспорядки и невзгоды, со стороны разных активистов часто можно услышать обвинения Церкви в том, что она не поддерживает протестные акции. Но нужно понимать, что Церковь выше, шире и глубже любой мгновенной политической акции. Как правило, дети Церкви есть среди всех – и по одну, и по другую сторону баррикад. Поэтому, если Церковь и выходит на баррикады, то только для того, чтобы стать между противоборствующими сторонами и призвать к миру.
Когда человек принимает участие в противостоянии, особенно в толпе, он часто радикализируется... А тут уже один шаг до кровопролития. В этом Церковь участвовать не может, и обвинять ее в «бездействии» и «равнодушии» способен только человек, поглощенный страстью борьбы».
Религиовед Дмитрий Горевой по просьбе РИСУ прокомментировал слова митрополита:
Разве такая Церковь может быть моральным авторитетом в обществе, закрывая глаза и пряча голову в песок относительно откровенного издевательства над достоинством и самой природой Божьего творения?» – спрашивает религиовед.
Он напомнил митрополиту Антонию документ «Основы социальной концепции РПЦ», который действует на всей территории РПЦ, и в России, и в Беларуси.
«Так вот, – напоминает Дмитрий Горевой, – там в главе III, раздел 5 (последний абзац) указано, что «в случае невозможности подчиниться государственным законам и распоряжениям власти Церковь имеет право... обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению». Поэтому фраза митрополита Антония «если Церковь зовет на баррикады – это верный маркер того, что это уже не Церковь» противоречит официальной позиции УПЦ (МП) и РПЦ, а значит является ложью».
Дмитрий Горевой объясняет такую позицию митрополита Антония тем, что «Московскому Патриархату невыгодно поддерживать протесты против Лукашенко, поскольку тот обеспечивает пророссийский курс в Беларуси. Как только белорусы развернутся в сторону Запада, монополия на православие со стороны РПЦ там начнет шататься».
«Мы это видели в Украине времен Януковича. УПЦ (МП), в лице ярого ковид-диссидента митрополита Павла (Лебедя), клялась ему в «верности до конца», потому что боялась потерять пророссийский курс. Те же опасения сейчас раздаются и в контексте Беларуси. И это яркое свидетельство того, что Московский Патриархат, что бы ни говорили там в УПЦ (МП), является проводником пророссийской политики и геополитического прокремлевского вектора», – отметил религиовед.