В Великий Вторник совершаются богослужения, включая Литургию Преждеосвященных Даров, что почти не отличается от будничных служб Четыредесятницы.
Традиции Великого вторника такие же, как у понедельника и среды. Совершается Литургия Преждеосвященных Даров, во время которой верные получают Причастие заранее освященными Святыми Дарами.
Ночь на вторник Иисус Христос провел также в Вифании, и во вторник утром опять пришел в храм Иерусалимский и много учил в храме и вне храма (Мф. 24:1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, пытались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не могли, поскольку боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21:46), был в восторге от учения Его (Мк. 11:18), слушал Его с удовольствием (Мк. 12:37).
Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день притчу о десяти девах, как особенно соответствующую времени Великой седмицы, в которую больше всего следует молиться.
Притчей о десяти девах Церковь говорит о постоянной готовности к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостыней и неотложным совершением других благих деяний, изображенных под именем елея, приготовленного мудрыми девами. «Целомудрие высоко, – говорит Церковь, – но тот, кто хранит его, пусть не забывает и о других добродетелях, особенно о милостыне, которой свеча целомудрия просвечивается». Мудрые девы приложили к девству многий и богатый елей милостыни, неразумные же имели одно целомудрие, не имея других добродетелей, особенно милосердия. В ночь настоящей жизни задремали все и уснули. В полночь раздался клич: вот Жених грядет. Мудрые приготовили светильники свои и вошли с Женихом на брак, и двери закрылись. Потом приходят и неразумные, которые, не имея у себя готового елея, ходили купить его в час пришествия Жениха. Господи, Господи, зовут они, открой нам, но Он отвечает: Я вас не знаю. Сообразно с притчей о десяти девах, выбранной для назидания верующих в Великий вторник, Церковь и в своих священных песнопениях в этот день побуждает верующих к исправлению поведения и целомудрия, особенно представлением неожиданного пришествия Христова, который придет судить живых и мертвых.
Эта тема подробно объясняется в синаксарях после шестой песни канона на утрени. На вечерни и утрени в этот день читаются отрывки из Евангелия, соответствующие дню. Читаются и паремии: две на вечерни и одна на шестом часе, но, в отличие от Четыредесятницы, паремии берутся из книг Исхода и Иова (на вечерни) и Иезекииля (на шестом часе).
На часах тоже читается Евангелие, но уже не выбранные отрывки, а полностью – начиная с первой главы Евангелия от Матфея и до 17-й главы Евангелия от Иоанна (до прощальной беседы Иисуса с учениками, которая входит в число страстных чтений утрени Великой Пятницы).
Чтение Евангелия на часах – один из самых поздних элементов нынешнего устава, в практику этот обычай вошел не раньше XV века. Символично эти чтения изображают Иисуса Христа, который учит в Храме в последние дни перед страданиями.
Чтение Евангелий в монастырях заполняло собой почти весь день между утреней, что кончается на рассвете, и до начала вечерни.