Интервью с Виктором ЕЛЕНСКИМ об особенностях государственного празднования 1025-летия Крещения Киевской Руси
С вопросом, какое значение имеет этот праздник для нынешней политической «элиты», мы обратились к председателю Украинской ассоциации религиозной свободы д-ру филос. наук Виктору ЕЛЕНСКОМУ.
– Очевидно, что сама философия праздника фокусируется на силе и власти – об Иисусе Христе речь не идет вовсе. При этом государственные празднования построены так, чтобы максимально сузить пространство для свободного выявления чувств, настроений и убеждений собственно людьми. Наверное, по замыслу организаторов, празднования должны были вращаться вокруг «православного президента» – справедливого и праведного, доброго отца всех в Украине сущих и достойного продолжателя дела Владимира Великого. Но на самом деле в центре окажутся Патриарх Кирилл и Путин, а другие православные иерархи и «православные президенты» будут служить для них фоном.
Это хорошо понимал Леонид Кравчук, который отказывался ездить на возглавляемые Патриархом Алексием ІІ молебны с участием трех президентов на украинско-российско-белорусское пограничье. Капканов такого рода всячески избегал после Иерусалимского Всеправославного саммита 2000-го года и Леонид Кучма. Кстати, в 2008-м, во время 1020-й годовщины Крещения, такой ситуации не было – в центре празднований были Вселенский Патриарх и украинский президент, что предельно болезненно восприняла тогда Московская Патриархия.
Теперь – время реванша. Московские гости будут пытаться демонстрировать величие «Русского мира» на его южной окраине и каждая из ветвей власти – светская и церковная – будут преследовать при этом свои интересы.
Украинской же правящей прослойке это празднование вряд ли принесет дивиденды, на которые она рассчитывала. Особенно, если напомнить, что украинцев, которые негативно относятся к проявлению набожности властями перед камерами, вдвое больше, чем тех, кому это нравится.
– Если посмотреть программу празднований, то фактически главные государственные события вращаются вокруг Московской Патриархии. Можно ли считать, что таким образом проходит праздник Московского Патриархата в Киеве?
– Верстка государственной программы празднований – это унижение для миллионов украинских христиан и углубление раскола страны. У власти было несколько вариантов организации праздника способом, который заманифестировал бы единство Украины; вместо этого, под разговоры о «единстве братских народов», она разъединяет свой народ. Что же это за «единство», когда миллионам украинских христиан указывают на их якобы «второсортность»? Значит, для того, чтобы продемонстрировать свое родство с русскими, белорусами и молдаванами, одним украинцам необходимо задекларировать свою неприязнь к другим? Это не сценарий УПЦ (МП), это программа, навязанная Московской Патриархией. Причем некоторые элементы празднования вполне можно рассматривать как давление на Киевскую митрополию. Кроме того, не думаю, что там все будут в восторге, когда российский президент, который назвал Украину «недогосударством», будет осуществлять в Лавре «смотр» и раздавать награды избранным архиереям и активистам.
– А кому нужен такой сценарий праздника? И не нарушение ли это конституционных норм?
– Понятно, что российской стороной отмечается не событие Крещения Киевской Руси, а годовщина РПЦ (сейчас не говорим об исторической (не)обоснованности этого). Что же касается нарушения конституционных принципов – то об этом стоит спросить Конституционный Суд. Уверен, что он нарушения не найдет. Но если серьезно, то власть в который раз пытается подорвать то равновесие, которое сложилось на религиозном поле страны. И это, как минимум, недальновидно.
– Как, по Вашему мнению, должны в этой ситуации вести себя другие Церкви? Или опять нужно закрыть глаза на такой формат празднования, или игнорировать его?
– Каждая из Церквей имеет собственную – более или менее масштабную – программу празднований. Но инициатива празднования 1025-летия принадлежит государству. Оно, государство, а точнее ее руководители, преследовало собственные цели, которые, разумеется, с учением Иисуса имели мало общего. Изменить ситуацию можно было бы, если бы дело взял в свои руки Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций. Но сделать это из-за противодействия государства сейчас практически невозможно (в отличие от 1020-летия, когда «вертикаль власти» не была такой вездесущей и категоричной в своем стремлении подмять все под себя). Думаю, церковные деятели найдут возможность тем или иным образом выразить свое отношение к формату празднования.
– Возвращаясь к вопросу о "православном президенте" Януковиче. Существует мнение, что это празднование должно было стать началом избирательной кампании Виктора Федоровича. Стоит ли ожидать выполнения этого сценария, а если нет, то почему Москва сознательно его перечеркнула?
– Не думаю, что празднование задумывалось как начало кампании – для этого в нем явно не хватает смыслов и акцентов. На самом деле, что предлагается праздновать? О ценностном выборе речь не идет; напоминание о тогдашнем выборе в пользу человеческого достоинства, справедливости, закона и милосердия для нынешней власти дискомфортно. Так же, как и упоминание о европейском выборе. При полном отсутствии смыслов на поверхность вылезают литерные поезда, бесчисленные охранники, собаки в храмах и т.д. и т.п. И не журналистов надо обвинять, которые об этом пишут.
Очевидно, все делалось как некая большая пиар-акция власти, дорогая и бессодержательная, чтобы было «круто» и «шикарно». То, что получается местами по-хамски, организаторов как раз мало интересовало, а вот то, что в лучах пиар-солнца будет греться вовсе не глава украинского государства, ему вовремя сказать побоялись.
– Итак, как и празднование 1020 не было до конца успешным (так как провалилась миссия Константинопольской Патриархии по созданию ее митрополии), так и нынешнее для Украины ничего полезного не принесло?
– Пять лет назад происходило «перепразднование недопразднованного» в 1988-м. Ведь тогда центром торжеств была Москва, юбилей имел, среди прочего, еще и контрпропагандистский характер, был направлен против «буржуазных фальсификаторов истории», «националистических подонков» и, наконец, проходил под великороссийскими шовинистическими лозунгами. В 2008-м украинская власть решила этот юбилей перепраздновать, и в определенной степени ей это удалось (несмотря ощутимый привкус византийства в поведении ее тогдашних руководителей).
Теперь – снова откат. Празднование «некруглой даты» имело бы смысл, если бы содействовало консолидации общества, переподтверждению его идентичности, нравственному подъему и сопровождалось бы значимыми церковными и общественными инициативами. Государство же могло бы найти свое место в праздновании содержательным образом: решить хоть какую-то часть вопросов из каталога проблем государственно-церковных отношений, который из года в год адресуют власти украинские Церкви.