Сегодня общество живет во времена постмодерна, где каждый имеет собственное мнение, позицию. Часто мы можем сталкиваться с людьми, чье видение мира резко отличается от нашего, и нужно уметь вести диалог так, чтобы не создать конфликта. Как сделать это в диалоге с атеистом или противником Церкви, пытаемся понять в разговоре с владыкой Венедиктом (Алексийчуком), епископом-помощником Львовской архиепархии УГКЦ.
– Каково Ваше личное отношение к неверующим или к нерелигиозным людям?
– Мое отношение не может быть иным, чем вера в Бога. Ведь я верю в Бога Любви, Бога Милосердия, который родился и умер ради всех. И это не вопрос, что кто-то не верит в Господа, важно, что Бог верит в каждого человека. Это атеисты могут разочаровываться, но Бог не разочаровывается в нас, даже если мы грешим. Он верит, что мы можем быть совершенными, жить морально и честно.
Если говорить об атеистах, то это люди, воспитанные в определенной среде, в определенных обстоятельствах. Они атеисты, но они тоже по определенным причинам создали свою идеологию, почему именно они стали неверующими…
– Некоторые становятся атеистами уже во взрослом возрасте, будучи до этого практикующими католиками или православными…
– Это правда. Человек может стать атеистом, обнаружив недостатки людей в Церкви. Но это огромная ошибка, мы не можем ассоциировать людей, которые есть в Церкви, с Богом. Христиане должны были бы как можно лучше представлять Бога, но порой даже мне, епископу, не всегда удается быть добрым амбасадором Божьим. Я для себя понял одну важную вещь, что не нужно в кого-то зачаровываться, чтобы потом не разочаровываться. Атеистами часто становятся, когда кто-то в ком-то разочаровался.
– Относительно позиций атеистов. Начнем с рождения. А именно – с крещения. Нерелигиозные люди отстаивают позицию, что неправильно крестить ребенка сразу после рождения, ведь так мы ему навязываем веру родителей. Он должен делать собственный выбор и определяться с религией в зрелом возрасте.
– У меня к Вам встречный вопрос. Кто вы по национальности?
– Украинка.
–Вы выбрали себе эту национальность?
– Нет, я здесь родилась, она моя априори.
– Подобно и с христианством. Почему стали крестить детей, когда христианство стало распространенным на наших землях? Потому что это априори, ведь ребенок рос в этой христианской среде. И беда действительно есть, когда ребенка крестят, но родители не практикуют христианство. Правильно было бы, чтобы детей крестили в тех семьях, где эта вера практикуется, когда она является частью жизни, бытия той или иной семьи.
– Часто происходят случаи, когда священники отказываются крестить ребенка, или венчать, отпевать… Или имеет он право отказать? Бог говорит грешнику обратиться и Он его примет. Так человек перед смертью может переосмысливать свою веру, но отец отказывает хоронить. Как Церковь решает такие проблемы?
– Каждый случай уникален. Это как спросить у врача, как лечить больного. Нужно видеть больного, чтобы знать, как лечить. Если же говорить в общем, то задача священника – представить Бога. От священника ожидают, чтобы он был примером христианина, и поэтому он, прежде всего, в любой ситуации должен бы проявить милосердие к человеку. На одной из последних встреч со священниками Папа Франциск рассказал, как его тронула исповедь. «Я не помню, что говорил священник, у которого я исповедовался, – говорил Папа, – я только помню его улыбающееся доброжелательное лицо». Так каждый священник должен был бы с доброжелательностью приступить к тому человеку и разъяснить ему определенные вопросы, его нужды.
– Если говорить о конкретном примере. Знаю, во Львовской области был случай в селе Верхняя Билка, когда умер молодой человек, который был верующим, но он не практиковал христианство. За то, что человек не ходил в церковь, не давал пожертвования, отец отказался его похоронить.
– Если этот человек не ходил в церковь при жизни, какая логика его нести туда после смерти?..
– Но он же крещенный, верующий…
– Но мужчина сделал свой выбор не ходить… Я считаю, с нашей стороны мы совершаем насилие над ним. Он не хотел посещать церковь, а мы его запихиваем туда, тем самым нарушая его право на свободную волю, данную ему Господом. Это ситуация типично галицкая: полностью не уважаем волю умершего, но нам важно, что люди скажут.
– Следующий тезис касается женщины. Сегодня открыта дискуссия о контрацепции и абортах. Противники Церкви считают, что женщина имеет право сама распоряжаться своим телом.
– Дело слишком простое. Сегодня это вопрос не женщины или контрацепции, вопрос в том, что современный человек очень эгоцентричен. Современный человек хочет сам решать как поступать. Кому-то жить или не жить. В чем сегодня христианство кажется не простым для общества? Видим, что мир меняется и меняются его взгляды, а христианство – это откровение Бога. И я, как епископ, не могу сделать это откровение более строгим или мягким. Я должен как можно точнее к оригиналу передать его. Церковь не может быть ни правой, ни левой, ни демократической, ни традиционной. Она должна показывать откровение, где Бог сказал, что ценность человеческой жизни определяется от зачатия.
Если найдут ребенка на мусорке, то уже говорят, что того, кто его выкинул, будут судить. Но, если взять этого ребенка за день-два до родов, когда он в чреве матери, – он не защищен! Это какой-то абсурд! Да, женщина имеет права, но тот ребенок тоже имеет право на жизнь.
– Церковь – закрытая структура, она не платит налоги, поэтому есть случаи злоупотреблений со стороны священников. Также известный атеист Александр Невзоров сказал, что процент наценки офирки уступает только наценке наркотиков.
– Я сегодня был на защите одной магистерской работы, посвященной Церкви и деньгам в ней. Студентка говорит, что начинала исследование и думала, что увидит, какие огромные деньги имеют наши приходы, и ужаснулась от того мизера, который получает Церковь.
Что такое Церковь? Священники, монахи, епископы составляют 0,01% Церкви, все остальные – это верные. Когда говорим о Церкви, должны помнить, что ею являются все люди, которые ходят в нее. Конечно, как любой организм, Церковь должна функционировать, поэтому храм нужно содержать, прогревать, убирать. На это и нужны деньги.
В прошлом году мы часто отдавали дань памяти Митрополиту Андрею. По меркам того времени, он был богатым человеком, но умел правильно распоряжаться средствами. Поэтому задача Церкви правильно распоряжаться деньгами, которые она имеет. Мы вспоминаем об Украинском католическом университете. Никто не посчитает, какие средства вложены туда… Миллионы! Во время помощи АТО исследовали, что больше всего помощи пришло именно от церковных учреждений. «Каритас», который есть в Церкви, больше всего средств вложил для помощи переселенцам…
Относительно офирки… Я не могу посчитать ее себестоимость. Но само название ее говорит, что эта офирка – жертва. Не могу сказать как в других церквах, но у нас, в Уневе, никогда цена на свечки не стояла. Кто-то бросал гривну, кто-то сто… Мы даже никогда никаких денег не собирали, стоит ящик для пожертвований и желающие жертвуют.
– Следующий тезис тоже касается роли женщины. Если Бог создал мужчину и женщину равнозначными, почему в Церкви женщина только убирает или поет в хоре? Когда будет разрешено рукоположение и сможет ли женщина служить Литургии?
– Какой орган в теле человека самый важный? Я считаю, что каждый орган ценен. Голова никогда не заменит сердца, а оно никогда не заменит почек. Это феномен человеческого тела, что один орган служит другому и всему телу. Так и женщина имеет свое уникальное призвание. В истории спасения женщина зачала и родила Сына Божьего. Посмотрите, без мужчины справились… (смеется).
Когда женщина почувствует свое уникальное призвание и не будет пытаться догнать мужчину (потому ей и не удастся его догнать, ведь у него свое, совсем другое призвание), а мужчина осознает свою миссию в жизни и семье, то общество будет функционировать как тот взаимодополняющий механизм.
Фотография с паломничества в Унивскую лавру, май 2016г.