Created with Sketch.

Военно-полевые заметки. Когда плачут полевые командиры

11.04.2014, 17:09

Воскресный день всегда особенный для военных капелланов, потому что именно тогда можно на более длительное время вмешаться в привычный распорядок блокпоста.

Был славный наш князь Изяслав, который на склоне своих  лет призвал к себе сыновей. Дал он им по тонкому прутику в руку и попросил показать, смогут ли они его сломать. Удивились сыновья легкости задания, спокойно сломали тоненькие прутики. Тогда князь взял несколько прутиков, крепко связал их и передал сыновьям – но не смогли они ничего с ними сделать. Так и  мы, если будем каждый сам за себя и где-то поодиночке – нас победит любой враг. А если переплетемся в одно единое – никакой враг нам не страшен…

Именно с такой притчи начинались совместные солдатские молитвы во время воскресной поездки с военными капелланами и музыкантами по блокпостам в Херсонской области на «границе» с Крымом. И именно тогда мы все стали свидетелями, как плачут полевые командиры.

Но прежде чем начать рассказ, перенесемся в день знакомства с отцом Сергием Дмитриевым, настоятелем храма святой Варвары УПЦ (МП) в Херсоне. Именно он пригласил меня в поездку по «пограничным территориям», забрав из Киева на машине. В первую ночь, только прибыв в Херсон, мы сразу же двинулись в одну из частей, потому что в багажнике лежали продукты от родственников служащих, которые нужно было завести вместе с письмами. Мы летели по пустым трассам под песни Тараса Чубая, «Гайдамаков», «Ляписов», когда увидели, как в небо поднялась сигнальная ракета. Тяжело было разобрать, откуда она была послана. Это уже обычная картина для той местности – так бойцы с обеих сторон «границы» проверяют сон «братьев» на крепость. Из такого «фронтового» опыта началось наше знакомство.

Воскресный день всегда особенный для военных капелланов, потому что именно тогда можно на более длительное время вмешаться в привычный распорядок блокпоста. Выдвигаемся в дорогу с самого утра, собирая всю делегацию – здесь и два военных капеллана от УГКЦ – отец Тарас и отец Андрей, и музыкальная чета, Наталья (бандура, вокал) и Игорь Мазуры (сопилка), прихожанин и бывший военный Евгений и во главе колонны – отец Сергий.

Первый пункт прибытия – воинская часть пограничников, где базируются солдаты, которые время от времени отправляются на передовую. Командир провожает нас в главное здание – пограничникам посчастливилось разместиться в сельской школе, где до этого оставалось всего девять учеников. Узнав, что тут будут жить защитники, детвора оставила на стенах газеты, стихи и рисунки, которые поражают своей искренностью. Под стенами с рисунками – ряды берцев. Солдаты разносят вещи и убирают в комнатах. Это могло бы показаться типичным днем из жизни детского лагеря, если бы не суть самой ситуации. В небольшом школьном коридоре уже стоит импровизированный стол от духовенства – там каждый может взять себе молитвенник, икону, крест и пр. Узнаем, что к этому времени должен прибыть еще один капеллан из Херсона – редкое стечение в тех краях, учитывая немногочисленные отряды полевых служителей.

Командир заводит нас в большую палатку – эта часть может позволить себе роскошь большого пространства для импровизированного храма. На стенах от ветра шатаются деревянные образа, в центре – печь, гудящая под порывами ветра листами железа. Низенькие парты с подставками для детских рюкзаков превращаются в алтарь и столы для церковной атрибутики. Вдруг узнаем, что четвертый служитель – отец Сергий Чудинович, о поездках с которым мы уже писали. Священники делят обязанности для проведения совместной молитвы при участии духовенства УПЦ (МП), УПЦ КП, УГКЦ.

Крепкие бойцы осторожно заходят в палатку, стесняясь пройти прямо в центр. Они мнут шапки и переговариваются, ожидая начала службы. Капелланы приветствуют их, напоминая, что по желанию каждый может исповедаться, особенно учитывая особенность экуменического собрания в этот день. Один из бойцов получает задание прочитать отрывок из Евангелия, что делает особенно торжественно, исполняя свою миссию.

Пока продолжается молитва одного из капелланов, другие служители подходят к каждому солдату с просфорами, спрашивая имена близких и родных, чтобы вспомнить их во время молитвы за здоровье и за упокой. Необычную службу прерывает только порывистый ветер, от чего стены и крыша шатаются, а неподвижные пограничники осторожно прикрывают огонь свечей.

После молитвы командиры хлопцев будут крепко пожимать руки капелланов, благодаря за то, что молитва была общей и стала прекрасным примером единства.

После – импровизированный концерт. Солдаты уже начинают улыбаться, с интересом разглядывая гостей. Наталья быстро настраивает инструмент, легко касается струн – и в палатке разливается песня бандуры. Переплетаясь с волшебным голосом Натальи, она уносит нас далеко отсюда, подальше от близкого врага, напоминая о самом родном и святом. И тогда, впервые, мы видим, как, беззвучно подпевая, прячут слезы не только солдаты, но и командиры. Магию музыки подхватывает тонкий голос сопилки Игоря. Супружеский дуэт завораживает всех своим мастерством исполнения. Но они поют не только грустные песни. Услышав «Несе Галя воду» бойцы начинают пританцовывать и не стесняются петь все вместе. Концерт продолжается не долго, оставляя после себя самые светлые воспоминания – впереди еще несколько частей, где ждут защитники. Отец Сергий Чудинович отправляется дальше со своей колонной, у него по плану развозка помощи по другим блокпостам.

«Бывает, договорился с командиром о точном времени визита, приехал, а тут на горизонте красная ракета летит – у них тревога. И вот что тогда делать? – делится своим опытом военного капелланства отец Тарас. – И тогда думаешь, что с молитвой нужно стоять рядом с ними, поддерживать до конца».

Следующая база встречает нас экстраординарно. Не успеваем выйти из машины, как звучит команда «К бою!», солдаты моментально зажигают дымовые шашки, которые уже через несколько десятков секунд заполняют все пространство. Запах этого тумана очень знаком тем, кто бывал хотя бы раз во время столкновений на Майдане, – этот сладковатый привкус дыма, от которого потом дерет в горле. Ждем, пока закончится тревога, оказавшаяся учебной, – теперь можно идти в палатку, где так же читаем проповедь, молитву и даем концерт. Отец Тарас надевает епатрихиль прямо на камуфляж – специфика полевого служения, потому что мы очень близко от границы. Здесь стоят разведчики, они более открыты сами по себе, поэтому не стесняются ни петь, ни подтанцовывать. В подарок – угощение ароматным кофе и медом. С питанием у солдат проблем нет. За чашкой кофе – обмен последними новостями, слухами и заветными чаяниями, чтобы установился мир и была возможность увидеть родных. Наталья предлагает бойцам пирог, который успела испечь дома, но те просят отдать его соседнему блокпосту, стоящему через дорогу, – у них существенно меньше разнообразия в провианте. Перевозим гостинец, отвлекая на пару минут солдата из окопа, – с сияющей улыбкой он осторожно несет подарок в палатку-столовую.

Дальше движемся в уже знакомые две части, одна из них – штаб, где принимают военнослужащих, выведенных из Крыма. По дороге проходим посты пограничников в поле – они уже знают местных священников, радостно приветствуют нас и не спрашивают документы. Не забуду напомнить, что в каждую часть привозим персональные «заказы»: для кого-то это кофе, для других – спальники, посуда, ложки, медикаменты и всегда свежая пресса.

В «родной» части танкистов не разрешают начинать концерт и молитву без обеда. Заходим в самую большую палатку, где как раз трапезничают – капеллан должен знать, что наилучшее время для визита – обеденная пора. Солдаты здороваются, быстро освобождая место. Женщинам полные порции обеда не одолеть – сомнений в том, что бойцов кормят хорошо, просто не остается. Кроме обычного горячего и мяса с гарниром подаются еще и соления, а на десерт – печенье и варенье. После таких яств концерт проходил особенно хорошо – решили сделать акцент на веселых песнях. Однако под конец Наталья заиграла «Полюбила молодого скрипаля» и «Боже, нам Україну храни», которую все исполняли со слезами на глазах. После концерта майор отдельно поблагодарил о.Сергия, сказав, что впервые видит, чтобы его суровые полевые командиры прятали мокрые от слез глаза.

Последний визит наносим в мозговой центр блокпостов, штаб, куда поступают военные, выведенные из Крыма, и беженцы. Здесь все подготовлено наиболее основательно, есть даже телевизор, который теперь ловит 8 каналов, поэтому свежих новостей хватает. Офицеры рассказывают, что со многих крымских служащих на границе российские бойцы снимали куртки, забирали телефоны и другую технику, оставляя без ничего.

Сосредоточенно читаем молитву, дополнительно упоминая всех родных, детей и тех, кто остается по ту сторону границы в неизвестности. В такие моменты  вся надежда полагается на Бога и очень хочется верить, что еще немного подождать – и снова над головой будет только мирное небо, а дети смогут безбоязненно бегать по дорогам приграничных сел.

Назад всегда возвращаться легче по ровным трассам Херсонщины, особенно когда за плечами остается день, наполненный благодарностью, молитвами, песнями и безграничной добротой. И больше всего радует то чувство выполненного долга, которое переполняет каждого участника поездки. Уже после этого воскресенья, 13 апреля, солдаты ждут в гости современную группу, которая исполнит джазовые композиции и песни из репертуара «Океана Эльзы».

Был славный наш князь Изяслав, который на склоне своих  лет призвал к себе сыновей. Дал он им по тонкому прутику в руку и попросил показать, смогут ли они его сломать. Удивились сыновья легкости задания, спокойно сломали тоненькие прутики. Тогда князь взял несколько прутиков, крепко связал их и передал сыновьям – но не смогли они ничего с ними сделать. Так и  мы, если будем каждый сам за себя и где-то поодиночке – нас победит любой враг. А если переплетемся в одно единое – никакой враг нам не страшен…

Татьяна МУХОМОРОВА

Читайте также
Интервью «Для большинства жителей Литвы православие — это “русская вера”», — о. Владимир Селявко
11 апреля, 09:00
Интервью Вера – это камертон для моих личных решений, – Юлий Морозов
11 апреля, 11:07
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
11 апреля, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
11 апреля, 11:44