Симптоматично, но именно после оккупации Крыма и российских военных авантюр в Украине и Сирии в Рим потянулись многочисленные делегации светских и церковных чиновников, в том числе представителей дипломатического отдела Московского Патриархата в Украине.
Рим действительно вселенский престол Церкви, даже если некоторые не признают этого прямо и однозначно. Все дороги ведут в Рим, даже для тех, кто думает, что идет абсолютно в другую сторону или идет своим «особенным путем». Прошло всего несколько дней со времени визита в Рим Константинопольского Патриарха Варфоломея, как 30 мая на встречу с Папой прибыла многочисленная делегация Московского Патриархата. Возглавил делегацию председатель Отдела внешних церковных отношений Московского Патриархата – митрополит Иларион (Алфеев). Не так давно стало известно, что именно благодаря ему имя Папы, без его на то согласия, появилось под скандальным «совместным заявлением» о мире в Сирии, которое было распространено Московским Патриархатом. Похоже, что с начала мая митрополит Иларион больше времени проводит в самолетах, чем на земле. За это время он посетил ряд Православных Церквей, и главной темой обсуждений, без сомнения, стал вопрос вероятного создания на территории Украины параллельной Московскому Патриархату и канонически признанной Константинополем (и в идеале большинством других Православных Церквей) церковной структуры. Об этом в украинской и мировой прессе написано уже достаточно статей, поэтому останавливаться здесь на этом нет смысла.
В этой статье стоит обратить внимание только на православно-католический аспект вопроса. Ибо, судя по скупым сообщениям о встрече Папы и российской делегации, там тоже шла речь о ситуации в Украине. В конце концов, как ни странно, большинство контактов Москвы и Ватикана обычно касаются не так России, как Украины, и особенно Украинской Греко-Католической Церкви. Об этом тоже, вроде, много сказано, но суть, как всегда, сводится к очень простым вещам: понимая, что УГКЦ – полностью легитимная и довольно влиятельная в глазах мирового христианства церковная община, Московский Патриархат пытается вытеснить или хотя бы ограничить ее роль. Не желая вести диалог с самой УГКЦ, к чему Русскую Церковь призвали представители Римской курии в годовщину Гаванской встречи, чиновники Московского Патриархата пытаются влиять на деятельность греко-католиков руками самого Рима, раз за разом шантажируя его угрозой прекратить любой диалог и контакты.
После начала вооруженной агрессии России против Украины Ватикан в глазах МП стал важным партнером еще по одной причине. Апостольский престол, как один из важнейших мировых центров, – это достаточно красивые и удобные двери для выхода, или хотя бы создания вида выхода, из международной изоляции. Симптоматично, но именно после оккупации Крыма и российских военных авантюр в Украине и Сирии в Рим потянулись многочисленные делегации светских и церковных чиновников, в том числе представителей дипломатического отдела Московского Патриархата в Украине. После обнародования отчета международной Совместной следственной группы по расследованию сбивания малайзийского «Боинга», который стал первым чрезвычайно важным международным подтверждением российского военного вторжения в Украину, это паломничество, вероятно, не остановится, а только усилится.
Не стоит быть настолько наивным, чтобы считать, будто в Риме этого не понимают. Стратегия Римского престола в таких вопросах хорошо известна: говорить со всеми, кто проявляет хотя бы толику доброй воли. Другим важным нюансом в ватиканской дипломатии всегда является то, «за что», а не «против чего» выступает Апостольский престол. Во многих исторических моментах именно этот аспект порождал много обвинений в адрес Ватикана. Поскольку большее внимание обращали на то, «против чего» Рим не выступил, минуя вниманием то, «к чему» он призвал.
Со встречи Папы с очередной делегацией Русской Церкви есть два сообщения. Одно римское, другое – распространенное Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. Ключевое сообщение сначала отличалось одним важным нюансом. На российском сайте говорилось о том, что «по словам Папы, униатизм как метод совершенно неприемлем в отношениях между православными и католиками на современном этапе, лишь братский диалог является единственным возможным путем к большему единству». Сюжет, который вышел на сайте Romereports этих, вероятно сказанных Папой, слов не дал. Не исключено, что эта фраза из Гаванской декларации действительно прозвучала. Однако в Московском Патриархате всегда обходят вниманием тот факт, что для Католической Церкви термины «униатизм» и «уния» не тождественны. Осуждая униатизм как метод единства, что сделала и УГКЦ, католики не осуждают унию как таковую.
Сюжет, который дал Romereports, сначала содержал редакторский комментарий с упоминанием об Украине и УГКЦ, но потом эти слова исчезли как из самого сюжета, так и из его транскрипции. Стоит заметить, что официальные ресурсы Ватикана об этой встрече или промолчали, или не касались содержания выступлений во время встречи.
Два предложения, прозвучавшие прямой речью Папы в сюжете Romereports, следует процитировать полностью: «Перед вами я хочу подтвердить, прежде всего, перед вами, дорогой брат, и перед вами всеми, что Католическая Церковь никогда не позволит действовать со своей стороны так, чтобы провоцировать раскол. Мы никогда не позволим этого. Я не хочу этого. В Москве, в России, есть только один Патриархат, ваш. И у нас не будет другого…» И далее: «Католическая Церковь, Католические Церкви не должны вмешиваться во внутренние дела Русской Православной Церкви даже в политических вопросах. Это моя позиция и позиция Святого Престола. Те, кто вмешивается, не слушаются Святого Престола».
Эти две фразы выявляют нам главную причину, почему именно делегация Московского Патриархата в это непростое время пришла к Папе. Накануне встречи в который раз прозвучали слова митрополита Илариона о том, что «автокефалия Православной Церкви в Украине – это путь в унию». Также в адрес греко-католиков прозвучало обвинение, что именно они вместе с «раскольниками» и украинскими политиками добиваются автокефалии. Без сомнения, митрополит Иларион прибыл в Рим, чтобы в очередной раз озвучить эти тезисы перед Папой. Похоже, что на самой торжественной аудиенции митрополит не говорил об Украине ничего, но состоялась также частная встреча, где об этом говорилось. И слова Папы были собственно реакцией на тот разговор.
Ответ Папы довольно интересный. Во-первых, говоря с представителем Московского Патриархата, он четко артикулирует, что именно Россия – территория, на которой Католическая Церковь не признает никакого другого Патриархата. Об Украине нет ни слова. Нет сомнений, что здесь Папа сказал то, что сказал. В Риме очень хорошо осознают, насколько чувствительный это вопрос украино-российских отношений. Уже промолчу о том, что в воспитанном обществе не принято говорить за спинами тех, о ком говорят. Поэтому, общаясь с иерархом Русской Церкви, Папа говорит именно о России.
Второе предложение не менее интересное. Во-первых, Папа говорит о Католической Церкви и Католических Церквах, напоминая митрополиту Илариону, что в рамках Католической Церкви есть свои Поместные Церкви. Это важный нюанс, поскольку в Московском Патриархате все, что связано с Папой, трактуют как сплошную, даже не Католическую, а Римско-Католическую (Латинскую) Церковь. В заключение Папа сказал, что он против вмешательства любой Католической Поместной Церкви в дела Русской Церкви.
Последние слова действительно могли бы понравиться митрополиту Илариону, который постоянно пытается донести Папе тезис о вмешательстве украинских греко-католиков в дела Русской Православной Церкви. Однако есть один нюанс: Папа говорит о России, где УГКЦ не имеет собственных структур. Только несколько общин действуют в оккупированном российскими войсками Крыму, который Ватикан считает территорией Украины. Как уже упоминалось выше, Romereports, который проинтерпретировал эти слова так, словно они были сказаны в адрес украинских греко-католиков, потом убрал это со своего звукоряда.
Абстрагируясь от последней римской встречи представителей РПЦ и Папы, в контексте «украинского автокефального вопроса», все, в чем можно упрекнуть Украинскую Греко-Католическую Церковь, это, пожалуй, в том, что о. Владимир Ярема (впоследствии Патриарх УАПЦ Димитрий), который в 1989 году объявил о своем выходе из юрисдикции Русской Православной Церкви и возглавил возрождение УАПЦ, еще во времена Митрополита Андрея Шептицкого учился во Львовской греко-католической семинарии.
В своей оценке процесса создания единой Поместной Православной Церкви, который был инициирован частью украинских православных епископов и клира, в том числе УПЦ (МП) и Константинопольским Патриархатом и поддержан украинской властью, Глава УГКЦ сказал лишь, что он надеется, что таким образом будет преодолена изоляция огромной части православных верующих в Украине от остального православного мира, а впоследствии удастся залечить рану раскола в украинском Православии. Отметив при этом, что весь этот процесс – внутреннее дело Православной Церкви, и УГКЦ никак в него не вмешивается. Насколько мне известно, в Риме относительно этого получили соответствующий меморандум от УГКЦ.
Говорят, что митрополит Никодим Ротов, наставник нынешнего Московского Патриарха и предшественник митрополита Илариона на посту МИД РПЦ, очень восхищался иезуитами – их интеллектуальной и духовной формацией, в частности и «Духовными упражнениями» св. Игнатия. Однако в целом в Русской Церкви образ иезуита совсем иной. Обычно это синоним человека, который одно думает, а другое говорит: лица коварного, готового к любой подлости ради достижения цели. В свете целого скандала вокруг фальсификации подписи Папы под «общим заявлением» с Патриархом Кириллом по Сирии, выглядит так, что ведущим дипломатам РПЦ удалось усвоить только этот последний, карикатурный образ иезуита. Папа Франциск – первый иезуит на кафедре Петра. Не карикатурный, а реальный и с хорошим чувством юмора: Католическая Церковь признает только один Патриархат... на территории России... Об остальном догадывайтесь сами.
Фото с сайта mospat.ru