Created with Sketch.

Вселенский Патриарх напомнил полноте Православия, что Церковь не может идти путем фанатизма и ненависти

22.02.2010, 15:46

В Послании ко всей полноте Церкви по случаю недели Торжества Православия Патриарх Константинопольский Варфоломей подчеркнул необходимость взаимопонимания между христианами и поиску путей к единству.

СТАМБУЛ – В Послании ко всей полноте Церкви по случаю недели Торжества Православия Патриарх Константинопольский Варфоломей подчеркнул необходимость взаимопонимания между христианами и поиску путей к единству. Вместе с тем он отметил, что препятствием к этому являются отдельные группы в среде самой Православной Церкви, которые борются против усилий «установить мирные и братские отношения Православной Церкви с другими христианами, с недопустимым для православной морали фанатизмом, и требуют для себя уникального звания ревнителя и защитника православия». Патриарх Варфоломей призвал такие группы переосмыслить понимание православ’я.

В Обращении сказано:  «Наша Святейшая Православная Церковь празднует сегодня свой праздник, и Константинопольская Церковь-Мать направляет со своей исторической и мученической кафедры, от Вселенского Патриархата, свое благословение, свою заботу и любовь всем своим верующим и верным чадам во всем мире и приглашает их отпраздновать мысленно вместе с ней этот день.

Благословенно имя Господне! Все те, которые попытались в течение многих веков уничтожить Церковь видимыми и невидимыми гонениями; все те, которые попробовали представить её в ложном свете; все те, которые захотели заставить её замолчать и лишить её своего голоса и свидетельства в мире... их старания оказались тщетными. Сонм мучеников, слёзы Преподобных и молитвы Святых защищают её духовно, а Вседержитель, Дух истины, направляет её к полноте правды.

Сознавая свой долг и свою ответственность, Вселенский Патриархат, будучи первопрестольной Церковью Православия, заботится о сохранении и утверждении единства Православия, чтобы единым сердцем и едиными устами исповедовалась православная вера наших предков в каждой эпохе, а также и в наше время. Потому что Православие не является музейным экспонатном, нуждающемся в профилактике, а духом жизни, вдохновляющим всех людей. Православие актуально лишь тогда, когда мы его представляем со скромностью и трактуем его, принимая во внимание жизненные поиски и нужды человека в каждой эпохе и в каждом культурном окружении.

Для этой цели Православие должно вести постоянно диалог с миром. Православная Церковь не боится диалога, потому что и правда его не боится. Наоборот, если Православие закроется в себе и не будет вести диалог с теми, кто находится вне его, то не только не выполнит свою миссию, но превратится из «соборной» и «вселенской» Церкви, коей она является, в интровертированную и самодовольную группу, в маргинализированное «гетто», находящееся за рамками истории. Поэтому великие Отцы Церкви никогда не боялись вести диалог с духовным окружением своей эпохи, даже с философами-идолопоклонниками того времени, и таким образом повлияли на формирование культуры того периода и передали нам истинно экуменическую Церковь.

Сегодня Православие призвано продолжить диалог с внешним миром для того, чтобы оно снова дало своё свидетельство и животворящий дух своей веры. Однако нельзя довести этот диалог до внешнего мира если он с начала не пройдёт через всех тех, кто носит имя христианина. Прежде всего, мы, христиане, должны поговорить между собой и решить наши разногласия для того, чтобы наше свидетельство внешнему миру заслужило его доверие. Наши старания для достижения единства есть воля и заповедь нашего Господа, который перед Своей Страстью молился Своему Отцу «да будут все едино (Его ученики) да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоанн, 17, 21). Ведь невозможно, чтобы Господь страдал за единство, а мы оставались безразличными, потому что это стало бы преступным предательством и нарушением Его заповеди.
Именно по этой причины Вселенский Патриархат, с согласием и участием всех поместных Православных Церквей, уже много десятилетий проводит официальные всеправославные богословские диалоги с самыми крупными христианскими Церквами и Конфессиями. Целью этих диалогов является обсуждение в духе любви всего того, что разделяет христиан как в вере, так и в организации и жизни Церкви.

К сожалению, сегодня против этих усилий установить мирные и братские отношения Православной Церкви с другими христианами борятся, причем с недопустимым для православной морали фанатизмом, некоторые круги, требующие для себя исключительное звание ревнителя и защитника Православия. Противники этих усилий для восстановления единства между христианами ставят себя выше Епископских Синодов Церкви, будь-то все Патриархи и Священные Синоды Православных Церквей, которые единогласно поддерживают эти диалоги не являются православными, в результате чего возникает опасность проявления расколов внутри Православия.

В своей полемике с этими усилиями те, кто осуждает попытки восстановления единства христиан даже искажают действительность для того, чтобы обмануть и взбудоражить верующих. Таким образом, они скрывают тот факт, что богословские диалоги ведутся на основе единогласного решения всех Православных Церквей и нападают только на Вселенский Патриархат. Они распространяют сфабрикованные слухи о том, что, вот-вот, Православные объединятся с Римокатоликами, хотя они знают, что различий, существующих между ними и обсуждаемых в рамках богословского диалога, ещё очень много, а их обсуждение продлится на долгое время, и решение об объединении принимают Синоды Церквей, а не Комиссии по диалогам. Они утверждают, что, якобы, Папа подчинит под собой Православных, так как они ведут Диалог с Католиками! Они обвиняют всех, кто ведёт диалог в «ереси» и в «предательстве» Православия просто, потому, что разговаривают с инославными, представляя им богатство и истину нашей Православной веры. Они относятся пренебрежительно к каждой попытке примирения разделённых христиан и восстановления их единства, называя это «общей ересью экуменизма», не представляя ни малейшего доказательства того, что в своих контактах с не православными Православная Церковь отступила или отказалась от догматов Вселенских Соборов и отцов нашей Церкви.

Возлюбленные о Господе братья и чада, Чтобы защитить себя Православие не нуждается ни в фанатизме, ни в ненависти. Кто верит в том, что истина в Православии не боится диалога. Наоборот, когда сегодня все пытаются преодолеть свои разногласия в диалоге, Православие не может идти по пути ненависти и фанатизма. Вы должны полностью доверять вашей Церкви - Матери. Она сохранила в течение многих веков чистоту Православия и передала его другим народам. Она и сегодня в неблагоприятных условиях борется, чтобы Православие продолжало жить и быть уважаемым во всей вселенной.

 

Из этого священного Центра Православия, Вселенского Патриархата, братски обнимаем и благословляем вас, братья и чада о Господе, и желаем вам провести в полном здравии и священным благоговением период раскаяния и духовных подвигов Великого Поста, чтобы достойно, вместе с остальными благочестивыми и верующими православными христианами, поклонились пречистым страданиям и славному Воскресению Спаса нашего Иисуса Христа".

Читайте также
Украина и мир В музеях Ватикана появилось восемь украиноязычных аудиогидов
Сьогодні, 09:50
Католики В Запорожье состоялась интронизация нового Донецкого экзарха УГКЦ
Сьогодні, 08:59
Общество Отказ от службы по религиозным соображениям — что говорит закон
Вчера, 10:01
Украина и мир Зеленская рассказала Папе Римскому о российских атаках на украинские города
Вчера, 09:36