Всемирная лютеранская федерация и Православная Церковь объявили о достижении соглашения по спору о пункте Filioque Никейского Символа веры.
Об этом сообщает inVictory со ссылкой на The Christian Post.
В переводе с латыни Filioque означает «и Сын», оно было добавлено к Никейскому Символу веры в эпоху Средневековья для того, чтобы утверждать, что Святой Дух исходит как от Бога Отца, так и от Сына.
В совместном заявлении, опубликованном во вторник, лютеранские и православные лидеры объяснили, что они согласились «предложить использовать перевод греческого оригинала (без Filioque) в надежде, что это будет способствовать устранению вековых разногласий между общинами и позволит совместно исповедовать веру Вселенских Соборов в Никее (325) и Константинополе (381)».
«Возобновление внимания к первоначальной формулировке Никейско-Константинопольского Символа веры может способствовать обновлению богословских размышлений о Троице и роли Святого Духа», — продолжили они.
«Более того, мы вместе утверждаем, что в нашей тринитарной доктрине Отец является причиной (αἴτiος) порождения Сына и шествия Духа».
Заявление, также известное как Общее заявление Совместной международной комиссии по богословскому диалогу между Лютеранской и Православной Церковью, является результатом 40-летнего диалога между двумя деноминациями.
Руководители Лютернской и Православных Церквей также рассматривают Общее заявление как «знак примирения» в преддверии 2025 года, когда исполнится 1700 лет со дня проведения Никейского собора.
Никейский Символ веры, названный в честь Никеи, древнего города на территории современной Турции, был первоначально написан в 325 году, а затем пересмотрен на Константинопольском Соборе в 381 году.
Символ веры был сформулирован в ответ на арианство, ересь ранней Церкви, утверждавшую, в частности, что Бог-Отец создал Иисуса и, таким образом, не был равноправной частью Троицы.
Как сообщается, положение о filioque было впервые добавлено в Никейский Символ веры на Третьем Толедском соборе в 589 году, чтобы еще больше подчеркнуть равенство Бога-Отца и Бога-Сына.
Однако многие восточные Церкви не согласились с этой формулировкой, считая, что она не отражает должным образом отношения между тремя Лицами Святой Троицы. Это, а также опасения по поводу власти, которую епископ Рима пытался оказывать на другие региональные органы, привело к Великому расколу 1054 года.
В 1999 году Всемирная лютеранская федерация подписала соглашение с Римско-Католической Церковью, известное как «Совместная декларация о доктрине оправдания», которая стремилась разрешить богословские разногласия между двумя организациями относительно природы оправдания по вере.
Позднее, в 2017 году, подписанная представителями Всемирного сообщества реформатских церквей, Совместная декларация гласила, что католики и протестанты «теперь в состоянии сформулировать общее понимание нашего оправдания по Божьей благодати через веру во Христа».
«Она не охватывает всего, чему учит каждая из церквей об оправдании; она охватывает консенсус в отношении основных истин доктрины оправдания и показывает, что остающиеся различия в ее изложении больше не являются поводом для доктринальных осуждений», — говорится в декларации, в частности.
Всемирная лютеранская федерация была основан в 1947 году и базируется в Женеве, Швеция. По имеющимся данным, в нее входят 150 церквей-членов в почти 100 странах, представляющих более 77 миллионов лютеран.