Created with Sketch.

Ярослав ЛУКАСИК: Евангельская Церковь в Украине стала патриотической

30.10.2014, 12:15

О форуме, протестантском мире после Майдана и об отношении к Украине в мире мы пообщались с организатором форума, магистром филологии Варшавского университета пастором Ярославом ЛУКАСИКОМ.

Восточноевропейский лидерский форум, который будет проходить 12–15 ноября в Киеве, предлагает посмотреть на новые общественные вызовы перед Церковью с абсолютно разных аспектов. О форуме, протестантском мире после Майдана и об отношении к Украине в мире мы пообщались с организатором форума, магистром филологии Варшавского университета пастором Ярославом ЛУКАСИКОМ.


– Расскажите о Лидерском форуме этого года. В чем его цель, миссия? К чему он будет призван именно в 2014 году?

– Обычно цель форума – поиск библейских моделей для разнообразной христианской деятельности. То есть, какие ценности и мировоззрение являются истинными для Библии, актуальными для сегодняшнего дня.

А этот год стал особенным, неожиданным для всех нас. Он заставил отвечать на разные вопросы, которые часто вообще не ставились в протестантском мире. С одной стороны, на этом форуме мы будем делать анализ всех вызовов, вставших в течение года. Например, рассматривать наше отношение к цивилизационной опции в Украине: мы Европа или Евразия?

– Относительно практического воплощения ценностей. Какие темы будут подниматься?

– Практическое измерение – общая цель форума. Потому что миссия Церкви воплощается в двух измерениях – оставаться верным всему, что написано в Библии, и, во-вторых, проповедовать Божье послание и библейские ценности на языке, понятном современному поколению. Конечно, на форуме много секций: апологетика, евангелизация, искусство, молодежное служение, медиа и коммуникации, миссионерство, образование, семейное служение, лидерство, гражданское общество и др. В этих сферах мы ищем то, что эффективно и соответствует христианской традиции.

Одна из ключевых тем – вопрос патриотизма. Для многих протестантов это стало актуальным: как мы можем любить свою родину земную, когда живем на небесах? Или решение вопроса отношения к власти. Можем ли мы принимать участие в протестах? Или что значит, что Церковь является солью, какова ее роль и миссия среди людей? Многие христианские лидеры узнали знаки времени – начали работать с военными, с беженцами. Начали появляться духовные советы в разных городах, с представителями разных конфессий, которые молились и думали, что мы можем сделать вместе, чтобы строить гражданское общество. Есть много проектов, которые будут представлены разными лидерами из Украины и Беларуси.

– А служители из России? Никто не согласился приехать?

– Мы еще пока не знаем. Приглашения в Россию были отправлены, но еще никто не согласился приехать или зарегистрироваться.

– Относительно вопроса патриотизма в протестантской среде. Какой Вы видите ситуацию сейчас, после разделения церквей в отношении к Майдану. Что изменилось?

– Если Майдан разделил, то война объединила. И большинство церквей заняли более-менее патриотическую позицию. В протестантской среде есть такое явление, как пиетизм. Движение, зародившееся в XVIII в. в Германии как реакция на номинальную Церковь. Это путь поиска благочестия, набожности. Он, к сожалению, имеет негативные стороны, как разделение на духовную и недуховную стороны жизни. И вопрос власти или политики – это как раз вопрос из «недуховного» мира. Пиетизм в протестантизме был довольно сильным в Украине, наложившись на наш православный фундамент. Конечно, есть какой-то процент церквей, которые придерживаются такой позиции. Они говорят, что это не наше дело, потому что «мы занимаемся духовным, мы далеко от этого мира». Но я вижу огромную эволюцию, процесс, который прошла евангельская Церковь за это время. И она реально стала патриотической церковью. Это и позиции служителей, и молодежи – верю, что это огромный потенциал для Украины.

– В каком понимании потенциал?

– В том, что евангельская вера высвобождает большое посвящение для людей и они готовы жертвенно работать ради Божьих идей.

– Как это проявляется в жизни?

– Пастор говорит, например, что будет определенная акция. И большой процент общины откликается на его призыв. Это связано с духовным опытом всеобщего священства. Реформация открыла то, что каждый из нас священник. Каждый сознательный верующий чувствует, что он активный и должен что-то делать. И явление «прихожанства» в протестантских церквах значительно меньше. Это огромный потенциал для построения гражданского общества, Восточноевропейский лидерский форум хочет на это работать.

У нас выборы в государстве. Люди кричат: дайте нам честных кандидатов. Но на самом деле со времени Майдана не много изменилось. Еще не хватает категории людей, которые были бы профессионалами и чувствовали собственную альтруистическую миссию. Что человек не живет ради того, чтобы есть колбасу, а он ест колбасу, чтобы выполнять свою миссию от Творца.

– Если вспомнить о Церкви в условиях войны, какие Вы видите изменения теологии после всех событий?

– Вообще, я изучаю историю Реформации, особенно на территории бывшей Речи Посполитой. Пацифизм был распространен там, где не было войны. Однако в Украине, где постоянно шли войны, подобные идеи не были популярны. То же мы пережили сейчас. Когда при СССР верующих призывали в армию, то пацифизм был здоровым проявлением – зачем служить атеистической вражеской армии. И когда появилась украинская армия, сама ситуация изменилась диаметрально, но не изменилось поведение людей. Верующие сейчас переживают быструю эволюцию.

Мне тяжело привести статистику, но значительная часть верующих готова защищать свою родину. Они задавали себе эти практические вопросы: «А что будет, когда придут в твой дом и захотят убить твою семью? Как ты будешь вести себя?»

– Как это отразилось на современной теологии? Что-то существенно изменилось?

– Она стало значительно более практичной. И это гражданское измерение теологии стало одним из первых по важности. Однако вносить изменения в протестантском мире тяжелее. Например, у католиков есть четкая иерархия, где документ автоматически принимают все по распоряжению. У протестантов есть Совет епископов. Но, хотя они и могли принять решение, это не значит, что каждая церковь будет так делать.

– Сейчас есть пасторы, которые поехали в АТО не только как волонтеры или капелланы, а сами взяли оружие в руки. Как Вы относитесь к этому?

– Тяжело ответить. Есть общая христианская этика о том, что священник не должен брать в руки оружие. В протестантском мире нет большой разницы между пастором и верующим…

– То есть это в принципе ситуация на уровне того, что верующий человек пошел воевать.

– Это особенности каждого, где он себя чувствует. Но появление таких батальонов, как «Девы Марии» или «Иисуса Христа», я не очень воспринимаю. Это как местный джихад.

– Ответ от них звучит просто. Они столкнулись с выбором: или священная защита Отечества, или заповедь «не убий».

– Просто заповедь «не убий» не говорит о том, что ни в коем случае не убить человека или животное. Потому что когда была дана заповедь, Моисей спустился и увидел предательство народа, и тогда он дал приказ убивать. Когда народ входил в землю обетованную, то применял оружие, вместе с тем придерживаясь 10 заповедей. Речь не идет о том, что ты имеешь право на агрессию. Есть понятие христианской философии – войны справедливой и несправедливой. В 1415 году в соборе в Констанци поднимался такой вопрос. Война в Украине – это справедливая война.

– И можно брать в руки оружие?

– Это моя позиция – нужно обороняться. Моя логика мне это подсказывает. Но я лично никого в жизни не убил.

– Как изменилось восприятие Украины в мире? В религиозной среде за рубежом?

– Думаю, Украина за последние 9 месяцев стала центром мира.

– Даже настолько?

– Настолько. Я считаю, что нет более горячей точки, чем Украина. Есть много земель, где продолжается война, но стратегическое место находится у нас. Подобная война рождает новый фронт. Есть также угроза возобновления холодной, атомной войны.

– Переход к биполярному миру?

– Да. Мне это кажется очевидным. Конечно, Украина в фокусе сейчас.

– А среди протестантских общин за границей как воспринимают Украину?

– Обсуждают. Здесь интересный аспект в протестантских общинах в США. Там, конечно, этот вопрос очень сильно поднимается. Есть много смешанных церквей, где есть россияне и украинцы. Иногда это рождало конфликт.

Мы знаем позицию многих российских протестантских церквей. Есть большая угроза, что они могут пойти путем, как когда-то это сделали немецкие братья. Известно, что в свое время многие либеральные христиане Германии увлеклись идеологией нацизма, многие из них поддержали Гитлера. Другие церкви, которые придерживались пиетизма, заняли пассивную позицию. И мы имеем результат – Вторую мировую войну, многочисленные жертвы. Есть похожая опасность, что подобное может произойти в России сейчас. Мы видим, что многие российские служители поддерживают Путина, они говорят «мой президент» и поддерживают его политику. Только небольшое количество служителей выступили против, осудили его.

– Наше общество уже изменилось. Однако наступит время, когда закончится война и мы вернемся к мировоззренческим вопросам. Что ждет протестантские общины, каким путем они пойдут?

– Это знает только Бог, но тут могут быть два пути. Первый – секулярный, на примере Европы, где общество комфортно живет. И люди, которые хорошо живут, часто спрашивают «а зачем мне Бог». Но может быть другой путь. Когда мы переживали кризис за кризисом, то находились в состоянии формирования нации – именно это поможет занять Церкви эту очень важную нишу. Когда я смотрю на Европу, то практически везде ситуация складывалась одинаковая, христианство было определяющим фактором формирования европейских наций. Я вижу неоднозначную позицию в Киево-Могилянской академии, которая должна формировать элиту нации. Молодежь теряется, и далеко не все смогут занять позицию лидера. Украина нуждается в духовном пробуждении, секуляризм ничего не принесет.

– Церковь может стать идеологом?

– Она призвана к тому, но, возможно, не до конца это понимает. Церковь, которая чаще находилась в подполье, не приспособилась к новым условиям жизни. И это мешает ей исполнять ведущую роль, которую она должна нести в построении национального типажа, формировании культуры. Это как солянка: в ней есть соль, необходимая Украине, чтобы обрести вкус. И она есть, она очень хорошая. Но солянка прикрыта, и соль очень слабо сыпется. Необходимы такие потрясения, как нам подарил товарищ Путин, чтобы она открылась полностью.

***

Присоединиться к Восточноевропейскому лидерскому форуму может каждый желающий. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте www.2014.forumeast.eu или написать на почту: info@forumeast.eu. Контактный телефон: +38 067-1073779.

Беседовала Татьяна КАЛЕНИЧЕНКО-МУХОМОРОВА

Читайте также