Малоисследованной остается тема внутренних течений и сект в католицизме - как либерального, так и консервативного толков. Это же касается и Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ).
В последние несколько недель внимание украинских СМИ и общественности активно было привязано к избранию нового главы Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) архиепископа Святослава Шевчука и к самой УГКЦ в целом. Некоторые СМИ даже заговорили об УГКЦ как о «глобальной церкви», о ее новых перспективах в Украине и мире. При этом, помимо чисто информационной составляющей, нередко в таких сообщениях и публикациях прослеживалось использование PR-технологий с целью повысить в Украине имидж и авторитет католицизма как такового. Одним из приемов в такой популяризации используется, в противовес православию, представление о глобальности, монолитности и единстве Католической церкви во всем мире.
Однако, говоря о единстве католицизма и противопоставляя ему «разобщенность» православия, мало кто знает, что само католичество далеко от пропагандируемого идеала. И речь даже не о том, что именно из католичества выделился протестантизм с его многочисленными деноминациями – как протест на отклонения и злоупотребления папства. Не является предметом нашего рассмотрения и существование в Европе самостоятельных от Рима национальных Старокатолических церквей (их в Европе более 20), отделившихся от Рима в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства РКЦ догматических нововведений I Ватиканского собора. Это отдельная тема для разговора, которая тоже свидетельствует о существовавшей издавна разобщенности внутри католического мира.Малоисследованной остается тема внутренних течений и сект в католицизме - как либерального, так и консервативного толков. Это же касается и Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ).
В данной статье мы коснемся лишь нескольких наиболее известных групп консервативно-традиционалистскй направленности, существующих в Украине внутри УГКЦ.
Указанные группы находятся в оппозиции к официальному церковному руководству УГКЦ, считая его «апостасийным» и «отпавшим от чистоты католической веры». При этом их оппозиционность распространяется не только на священноначалие УГКЦ, но и на Ватикан. Наибольшей критике с их стороны подвергается деятельность папы Иоанна Павла II.
Так, существующий в Украине синод альтернативной т.н. «Украинской правоверной греко-католической церкви» (УПГКЦ), возглавляемый «Верховным архиепископом» Михаилом Осидачем, в начале апреля этого года направил римскому папе Бенедикту XVI обращение, в котором призывает папу приостановить назначенную на 1 мая 2011 г. беатификацию папы Иоанна Павла II, называя его «апостатом» и «еретиком». Кроме того, украинские традиционалисты-греко-католики призывают папу «остановить грядущий раскол» и начать «реформу Католической церкви». Реформа, по их мнению, должна заключаться в возврате к традиционному консерватизму и очищении от нововведений и ересей. При этом жесткой критике они подвергают священноначалие УГКЦ, и в частности ушедшего недавно на покой кардинала Любомира Гузара.
Как уже отмечалось, в Украине существует три наиболее известные традиционалисткие течения внутри УГКЦ. Это «покутники», «лефевристы» и «подгорцы». Вышеупомянутая УПГКЦ относится к «подгорцам», или «подгорецкому синоду» – по названию села Подгорцы во Львовской области, где расположен монастырь и духовный центр этой группы. В официальной УГКЦ, новым предстоятелем которой недавно избран архиепископ Святослав Шевчук, данную группу называют «раскольниками» и «сектантами». В УГКЦ их также называют «догналитами» – по фамилии одного из ведущих епископов этой группы Ильи Антонина Догнала. Это одно из наиболее молодых течений, возникшее в 2008 г.
Кроме того, одним из самых старых в Украине является эсхатологическо-апокалиптическое катакомбное течение внутри УГКЦ, известное под названием «покутники» (от укр. «покута» – покаяние). Оно возникло в 1950-е гг. и возглавлялось подпольным греко-католическим священником Игнатием Солтысом. «Покутники» считали, что произошло воцарение антихриста в «лице» советского режима и отрицали все советские атрибуты – паспорта, трудовые книжки, службу в армии, не получали пенсий, не отдавали детей в советские школы и т.п. По причинам догматического характера о. Игнатий Солтыс в середине 50-х гг. объявил папу Иоанна XXIII «отпавшим от веры», а также порвал общение с подпольными епископами УГКЦ. После ареста о. И. Солтыса в 1962 году руководство движением принял греко-католический священник Антон Поточняк, который учил, что тайная битва между силами тьмы и света происходит на Украине, где, по его убеждению, будет воздвигнут Новый Рим.
Вскоре после возвращения из заключения в 1973 году о. Игнатий Солтыс был провозглашен «Папой Римским Петром ІІ». Ко времени своего нового ареста в начале 1981 г. Игнатий Солтыс уже считался среди некоторых «покутников» вновь пришедшим на землю «Мессией». Свою группу они иногда называют «Славянской Церковью Святого Духа». Духовный центр «покутников» расположен в Карпатах, в селе Середнем Ивано-Франковской области. Римскую курию и УГКЦ они считают «еретиками» и «апостатами». Кроме того, они считают, что именно с Украины начнется восстановление и возрождение истинной католической веры во всем мире. Идеал «покутников» – теократическая монархия, их символ – бело-желто-синий флаг.
С провозглашением независимости Украины «покутники» несколько смягчили свое отношение к светским властям, в частности, согласились принимать документы и работать на предприятиях. Их община сравнительно многочисленна в западных областях Украины, особенно в Прикарпатье. «Покутники» внесены в список религиозных организаций, членам которых предоставляется право на альтернативную (невоенную) службу.
Отдельно от «покутников» новая волна популяризации идей традиционализма в среде УГКЦ началась в середине 90-х гг. Главным образом это происходило под влиянием Общества папы Пия Х, созданного в 1970 г. швейцарским католическим епископом Шарьером (Charriere) при духовном руководстве лидера Католической традициоаналистской церкви (отделившейся от РКЦ) – французского архиепископа Марселя Лефевра (Marcel Lefebvre). Это движение выделилось из РКЦ после II Ватиканского собора в 1960-е гг. Они отвергают решения этого собора как «модернистские» и «отступнические». В 1988 г. папа Иоанн Павел II епископов этого течения отлучил от РКЦ. После смерти архиепископа Марселя Лефевра в 1991 г. Общество в качестве Генерального настоятеля возглавил рукоположенный им без согласия Ватикана епископ Бернард Фелье (Bernard Fellay).
В 1999 г. епископ Фелье стал духовником униатских священников-традиционалистов в Украине. В сентябре 2000 г. «лефевристами» в Украине было основано Братство Иосафата Концевича, которое является структурным подразделением Общества Пия Х. В ноябре 2000 г., во время визита епископа Фелье в Украину, была освящена нелегальная семинария Непорочного Сердца Марии во Львове, где начали учиться семинаристы-традиционалисты. Также была открыта Конгрегация сестер-василианок Божьего милосердия, которую окормлял Фелье. В 2004 г. глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар объявил о запрещении группы клириков во главе с настоятелем Петропавловской церкви на Львовщине Василием Ковпаком, перешедших в юрисдикцию епископа Бернарда Фелье. Данная группа издает журналы «Дзвін з Фатіми» и «Греко-Католицька Традиція», а также сайт «Унійна Традиція». Украинские лефевристы являються сторонниками сохранения латинизированных практик УГКЦ и церковно-славянского языка в богослужении, отход от которых, в частности попытки УГКЦ «очистить» обряды от латинских влияний и украинизацию богослужения считают «модернизмом» и «наступлением на Традицию». Также они выступают против контактов УГКЦ с православными, считая последних «схизматиками» и «еретиками». На данный момент в состав лефевристского Братства Иосафата Концевича в Украине входит более 10 священников, многие из которых были рукоположены непосредственно лефевристскими епископами.
Другим центром католического традиционализма в УГКЦ в нач. 2000-х гг. стал василианский Благовещенский монастырь в Подгорцах (Львовская область), насельники которого стали активно обличать иерархию УГКЦ и кардинала Л. Гузара в чрезмерном либерализме, модернизме и экуменизме.
Фактическим лидером и основателем данной группы является упомянутый выше епископ УПГКЦ Илья Антонин Догнал (1950 г.р.) – гражданин Чехии. В 1971 г. он окончил греко-католическую семинарию в Литомержице (Чехия) и был рукоположен во священника, в 1985 г. в КГБ ЧССР на него было заведено уголовное дело, а в 1987 г. местные советские власти запретили ему служить. С падением коммунизма о. Антонин Догнал активизирует свою пастырскую деятельность, совмещая ее с преподаванием на теологическом факультете Пряшевского университета (с 1993 по 1997 гг.). Он известен также как организатор массовых коллективных реколлекций (духовных обучений с применением медитаций). В 1997 г. он возглавил католическое общество Comunita vitae monasticae, но уже в начале 2000-х гг. вошел в конфликт с греко-католическим церковным руководством в Чехии, после чего в 2003 г. с группой последователей переехал в Украину. В Украине они обосновались в Подгорецком монастыре на Львовщине, где стали организовывать массовые коллективные реколлекции для мирян. Вскоре и здесь группа Антонина Догнала вошла в конфликт с местным греко-католическим церковным руководством, в адрес которого «подгорцы» стали выдвигать обвинения в «отступлении» и «попрании основ католической веры».
3 марта 2008 г. «подгорецкие отцы» Илья (Антонин) Догнал, Самуил (Роберт) Обергаузер, Мефодий (Ричард) Шпиржик и Маркиан (Василий) Гитюк без согласия Ватикана приняли тайные епископские рукоположения. По их утверждениям, хиротонии совершили два непризнанных «подпольных» иерарха УГКЦ – Михаил Осидач и Иосафат Васыль Кавацив. В УГКЦ эту иерархию считают самосвятской.В том же 2008 г. году новые епископы объявили об образовании альтернативной «Украинской правоверной греко-католической церкви» (УПГКЦ), а ее «Верховным архиепископом» провозгласили Михаила Осидача (1930 г.р.). Этот униатский иерарх был тайно рукоположен во епископа катакомбной УГКЦ еще в 1989 г. митрополитом Владимиром Стернюком и епископом Филимоном Курчабой. Ныне служит в селе Кунынь Жовковского района Львовоской области.
23 марта 2008 г. глава официальной УГКЦ кардинал Любомир Гузар запретил новых епископов в служении, а саму УПГКЦ объявил расколом и сектой.
Как «покутники» и «лефевристы», УПГКЦ считает римскую курию и епископат официальной УГКЦ «отпавшими от правоверия». За три года в УПГКЦ рукоположили 10 новых епископов.
В своих акциях против ювенальной юстиции, гомосексуализма, движения Украины в Европу и т.д. УПГКЦ блокируется с некоторыми консервативными течениями внутри Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий отказывает в регистрации названия «Украинская правоверная греко-католическая церковь», объясняя это «уважением к традициям и внутренним установлениям религиозных организаций» со ссылкой на Кодекс Канонов Восточных Церквей (ККВЦ), в котором название «Католическая» можно использовать лишь по согласованию с официальной церковной властью.
Помимо этих трех организационно оформленных групп внутри УГКЦ встречаются отдельные сторонники традиционалистского течения седевакантистов (от лат. sedes — престол и vacans — пустующий), считающие римский престол временно вакантным по причине уклонения нынешних пап в модернизм. Во многом они близки к упомянутым течениям, хотя и не сливаются с ними.
Кроме этого, внутри УГКЦ по-прежнему сохраняется институт тайного епископства, не входящий в состав официального епископата УГКЦ. Тайно рукоположенные во епископов еще в советские годы, некоторые из них так и не вышли из «подполья», продолжая легально служить на приходах УГКЦ в качестве рядовых священников, тогда как на дому они нелегально служат как епископы. В этом они схожи с полулегальной группой «секачевцев» (по имени иеромонаха Геннадия Секача) внутри Русской Православной Церкви, иерархи которой совмещают тайное архиерейское служение в своих домовых храмах с легальным служением на приходах РПЦ МП в качестве простых священников. Как и в случае с «секачевцами», в УГКЦ такие тайные епископы иногда даже совершают самостоятельные епископские хиротонии. Крупный скандал с подобными тайными хиротониями, как отмечалось выше, произошел в 2008 г., когда два непризнанных «подпольных» иерарха УГКЦ Михаил Осидач и Иосафат Васыль Кавацив рукоположили епископов для альтернативной УПГКЦ.Еще одной проблемой для УГКЦ является полная независимость от нее на территории Украины Мукачевской епархии ГКЦ (епархиальный епископ Милан Шашик). Эта закарпатская епархия – самостоятельная поместная греко-католическая Церковь sui juris («своего права»), не входящая в состав УГКЦ и подчиняющаяся непосредственно Ватикану. В настоящее время в епархии насчитывается более 300 храмов. Независимый от УГКЦ статус Мукачевской греко-католической епархии был дарован Римом в 1937 г. и подтвержден в 1993 г. В 1995 г. благодаря активности тогдашнего Апостольского нунция в Украине архиепископа Антонио Франко в Ватикане был подготовлен проект Декрета о присоединении Мукачевской митрополии на правах автономии к УГКЦ, однако из-за активного противодействия закарпатского греко-католического духовенства он так и не был утвержден. Таким образом, на сегодняшний день на территории Украины легально действуют две поместных греко-католических Церкви, независимых друг от друга. Отличительной чертой Мукачевской епархии от УГКЦ является совершение богослужений на церковнославянском, а не на украинском языке.
Независимо от Мукачевской епархии в США существует также отдельная Русинская греко-католическая церковь (РГКЦ). Кроме того, многочисленные украинские греко-католики не входят в состав УГКЦ в Словакии, Чехии, Венгрии и Румынии. В этих странах существуют независимые от УГКЦ поместные греко-католические церкви, непосредственно подчиняющиеся Риму: Словацкая ГКЦ, Чешский экзархат ГКЦ, Венгерская ГКЦ и Румынская ГКЦ.Отсутствие единства среди украинских греко-католиков является одним из препятствий для получения УГКЦ статуса патриархата. Многие закарпатские греко-католические священники не признают подобные претензии иерархов УГКЦ, а попытки именовать глав УГКЦ «патриархами» называют самозванством.
Как видно из приведенного краткого обзора, внутри УГКЦ полна различных противоречий и далека от кажущихся монолитности и единства. Кроме того, из вышесказанного можно сделать вывод, что тезис о «глобальности» УГКЦ является несколько преувеличенным.
Сергей ШУМИЛО