Created with Sketch.

Юбилей «на вырост»

18.12.2017, 20:23

500-летие Реформации – один из наиболее значительных юбилеев уходящего года. Точнее даже сказать так: во многих странах прошел начавшийся еще в 2016 году юбилейный марафон, посвященный знаменательной дате в европейской и – шире – всемирной истории.

500-летие Реформации – один из наиболее значительных юбилеев уходящего года. Точнее даже сказать так: во многих странах прошел начавшийся еще в 2016 году юбилейный марафон, посвященный знаменательной дате в европейской и – шире – всемирной истории. Напомним, что именно от 31 октября 1517 года ведется летоисчисление Реформации – зародившегося в Германии общественного религиозного движения в христианстве, которое ознаменовалось появлением новой конфессии, получившей название протестантизма. Следствием стали реформы, произошедшие не только в духовной, но и в политической, экономической, культурной жизни.

Не проповедью единой

Нельзя сводить тектонический процесс европейской Реформации лишь к образованию протестантизма. Но именно протестанты видят в этих событиях свою историческую прописку и свой юбилей. Увлечение протестантизмом пережила большая часть русинской шляхты на службе у польской короны еще со времен Лютера, но видимые процессы к середине XVII века сошли здесь на нет.

Современное евангельское движение в Украине начинается во второй половине ХІХ века. Это течения радикальной Реформации, поздний протестантизм – баптисты, адвентисты и пятидесятники. Они распространялись в низших слоях общества, первоначально в сельской местности, ассимилировали местные евангельские течения православного происхождения (молокан, евангельских христиан, «Новый Израиль», малеванцев и других), пережив и уголовные преследования царизма, и атеистическую пропаганду СССР. Позднее к ним примыкают харизматические церкви.

Сейчас на украинских землях проживает примерно половина протестантов бывшего Союза. Это до трех процентов населения нашей страны. Но при этом Украина отмечала 500-летие Реформации на самом высоком уровне. Обоснование соответствующего Указа Президента Петра Порошенко сформулировано как «признание весомого вклада протестантских церквей и религиозных организаций в развитие религиозной, культурной и социальной сферы Украины, проявление уважения к их роли в украинской истории и становлении независимого государства».

Самое либеральное законодательство о свободе совести среди постсоветских стран, межправославный конфликт, постепенное дистанцирование украинского политикума от Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) как Церкви большинства, социальные потрясения позволили протестантам развернуть в независимой Украине проповедь своей веры. Сейчас подавляющее большинство украинцев если и не сталкивалось с протестантами лично, то может вспомнить среди знакомых или их родственников последователей какого-либо из этих религиозных течений.

В 2000-х годах эффективность прямого проповедничества пошла на спад, и протестантские церкви все больше переориентировались на благотворительную работу: начали шире усыновлять сирот, реабилитировать наркоманов и алкоголиков, опекать интернаты и места лишения свободы, поддерживать «хромающее» общественное здравоохранение.

Вооруженный конфликт на Донбассе показал общественный потенциал евангельских верующих. В начале военных действий, когда на линии разграничения сотни тысяч украинцев оказались без опеки государственных структур, протестанты самостоятельно эвакуировали тысячи переселенцев, раздавали продукты питания, лекарства, одежду, в молитвенных помещениях организовывали ночлег и бомбоубежища, лазареты и пункты раздачи гуманитарной помощи.

Поэтому Год Реформации и указ Президента многие протестанты восприняли как акт исторической справедливости и шаг к дальнейшему освоению общественного пространства.

По всей Украине

Из сотен мероприятий во всех регионах страны (пожалуй, за исключением Крыма и неподконтрольных территорий Донбасса) стоит выделить такие:

– День благодарения на Крещатике с выступлением австралийского мотивационного спикера Ника Вуйчича. Событие собрало по разным подсчетам 150–400 тысяч человек. Зону перед сценой зарезервировали для лиц с инвалидностью. Телеканал «Надія» вел прямую трансляцию на 26 стран с дубляжом на шести языках. Репортажи выпустили десять всеукраинских телеканалов;

– две недели до этого праздника длился всеукраинский тематический автопробег, охвативший 100 населенных пунктов 24 областей страны. Автоколонны двигались из разных регионов Украины в сторону столицы, преодолев 5 000 километров. По дороге активисты проводили уличные просветительские акции, раздавали христианскую литературу, показывали фильмы;

– в областных и районных центрах прошли тематические праздники для всей семьи. Крупнейшим из них был трехдневный праздник на киевском Подоле, который посетило 30 000 человек;

– перед Пасхой тысячи протестантов провели по всей стране акцию «Чистое сердце – чистый город», выйдя на уборку своих населенных пунктов от мусора;

–  выход коллективной монографии «Реформация: успех Европы и шанс для Украины», подготовленной международным коллективом ученых; переиздание Отделением религиоведения Института философии им. Г.Сковороды Национальной Академии наук монографии «Реформация в Украине»; выход сборника статей известной исследовательницы украинского протестантизма Виктории Любащенко «Реформация и протестантизм: украинский контекст», словаря «Реформационные идеи на украинских землях XVI–XVII веков: 100 протестантских деятелей». Еще хочу обратить внимание на научно-популярные брошюры Михаила Черенкова, Александра Шульги, выход пятитомника крупнейшего идеолога европейской Реформации Мартина Лютера в украинском переводе, а также сборники докладов тематических междисциплинарных научных конференций, симпозиумов, круглых столов, семинаров, лекций;

– выставки и музейные экспозиции, посвященные Реформации в Западной Европе и на украинских землях;

– выпуск юбилейной монеты, почтового конверта и марки;

– выход на украинских телеканалах накануне и 31 октября документальных фильмов о Реформации в Европе и на украинских землях;

– музыкальные фестивали с демонстрацией документальных видео, костюмированными постановками и историческими реконструкциями;

– европейские просветительские туры по местам Реформации.

Так отмечали в Харькове

Харьков не остался в стороне от этих событий. Кстати, Харьковский императорский университет, превративший маленький купеческий город во «вторую студенческую столицу» и второй по населению и значимости мегаполис Российской империи, по происхождению можно назвать протестантским, а точнее, лютеранским вузом. В частности, лютеранами были практически все немецкие профессора, сформировавшие первый педсостав теперешнего ХНУ. Некоторые профессора-лютеране возглавляли этот вуз по несколько раз.

В нашем городе 500-летие Реформации отмечали так:

– праздник «Молодежь за ценность семьи» в саду Шевченко посетили около шести тысяч харьковчан. Начался он с многотысячной демонстрации христиан в поддержку семейных ценностей. Действовали тематические зоны, детская, спортивная и познавательная зоны, квест «Пять языков любви» и другие конкурсы, концерт, стендовая выставка истории Реформации. Апогеем стало настоящее протестантское венчание молодой пары;

– спектакли Всеукраинского театрального фестиваля на христианскую тематику «tX-fest» проходили в залах Харьковского национального академического театра оперы и балета, Дворца студентов Национального юридического университета, Харьковского христианского центра. В фестивале участвовали 20 любительских и профессиональных коллективов, в том числе Днепровский академический театр оперы и балета и Ивано-Франковский национальный академический драматический театр им. Ивана Франко;

– в Харьковском национальном университете им. Василия Каразина выступил лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года Вернон Ломакс Смит в рамках украинского тура. Вернон Смит – один из соавторов издания «Реформация: успех Европы и шанс для Украины», участвовал в ее презентации в Киеве;

– на историческом факультете этого же университета прошла Международная научная конференция «Наследие Реформации: к 500-летию 95 тезисов Мартина Лютера и памяти Юрия Голубкина (1941–2010)». Профессор Голубкин – один из лучших знатоков реформационной мысли в Украине, выдающийся переводчик Лютера на русский язык. В конференции приняли участие ученые из Украины (Харьков, Киев, Чернигов, Черновцы, Ужгород, Ровно, Буча), Германии, Польши, Латвии, Беларуси и США;

– студенческий проект «Христианство без цензуры. Неделя Реформации». В форме обеденных лекций в аудиториях трех университетов (им. Каразина, Ярослава Мудрого и Сковороды) и вечернего студенческого кафе активисты Содружества студентов-христиан анализировали, как Реформация повлияла на распространение образования и развитие науки, права женщин, ценность человеческой жизни и развитие цивилизации, сексуальную нравственность и понимание работы;

– с открытыми лекциями «Мировоззренческий выбор: творение или эволюция» перед преподавателями и студентами Харьковского национального университета им. В.Каразина и Харьковского национального педагогического университета им. Г.Сковороды выступил кандидат технических наук, руководитель киевского Института генезиса жизни и Вселенной Валерий Решетинский;

– в Художественной галерее имени Генриха Семирадского прошла культурно-просветительская выставка «Here I stand – Мартин Лютер, Реформация и ее последствия». Мероприятие состоялось в рамках Недель Германии в Украине-2017. Организаторы выставки – Генеральное консульство Федеративной Республики Германия в Украине и Харьковский национальный университет им. В.Каразина;

– в галерее «Бузок» прошла выставка современной живописи «Величественная Библия», на которой было представлено свыше 60 живописных и графических работ украинских художников на темы Священного Писания;

– для журналистов провели пресс-тур «Европа. Протест. Реформы» по протестантским церквам Харькова. В программе тура – визит в евангельскую, баптистскую, лютеранскую, адвентистскую, пятидесятническую общины и посещение баптистского реабилитационного центра. Гиды рассказали журналистам об истории протестантизма и о выдающихся личностях, которые повлияли на ход событий в Украине. Служители общин и реабилитационного центра сделали презентацию своего служения, рассказали об истории общин и социальной работе;

 – в рамках украинского тура в Харькове выступил Техасский мужской хор с концертом «Надежда в Тебе»;

– форум «Год Реформации: Харьков» мобилизовал экспертное сообщество христиан для утверждения библейских ценностей в обществе для построения успешного общества.

Итоги Года Реформации

Как оценивать все это? С одной стороны, налицо как будто «пугающая всеядная европейская толерантность» и/или конъюнктура политического момента. С другой – трудно сказать, становится ли современный украинец более внушаемым и управляемым при помощи социальных технологий. Ведь тысячи, если не миллионы, наших соотечественников за всеми этими «деревьями» никакого «леса R500» не заметили. И ни о каких духовных реформах не думают.

Думается, что нынешней власти общественные силы, не посягающие на ее доходы и общественное положение, кажутся возможными игроками общественного поля. Религиозные меньшинства, общение с которыми показывает Западу демократичность украинского политикума, допускаются к дозированному признанию. Ориентированная на западные (капиталистические и где-то протестантские) ценности общественная прослойка готова «цивилизованный» протестантизм принимать как некий критерий своей гибкости и терпимости к непохожему на себя.

К тому же, кажется, созревает сдержанное принятие религиозных благотворителей как разновидности общественных санитаров. Мол, а кто будет заниматься различными неудачниками от сирот до бывших заключенных, которые к тому же могут стать (и часто становятся) социально опасными? Активистов такого нужного дела не стоит запрещать. Главное, чтобы не хотели от «нормальных нас» слишком многого.

Год Реформации показал самим протестантам, что они способны мобилизоваться и взаимодействовать на межцерковном уровне. Думается, что их воодушевление от проведенных публичных мероприятий вряд ли исчезнет в ближайшее время.

А 2018 год Украинское библейское общество предложило назвать Годом Божьего Слова – Библии, которую признают Священным Писанием не только все христиане, но также иудеи и мусульмане.

Максим БАЛАКЛИЦКИЙ

Читайте также