Интервью с бизнес-журналистом Олегом ГАВРИШЕМ о том, как он переживает встречу с Богом.
Олег ГАВРИШ – профессиональный журналист. Работает в ежедневной деловой газете «Коммерсантъ Украина». Выступает экспертом по экономическим вопросам. Проводил интервью с президентом, премьер-министрами, вице-премьер-министрами. Постоянно освещает известный экономический форум в швейцарском Давосе. Несколько раз побеждал в Международном конкурсе деловых СМИ «PRESSзвание». Директор Центра исследований топливно-энергетического комплекса.
— Олег, скажите, вера передалась Вам от родителей или приобретена самим?
— У меня в семье все верующие. Поэтому никогда не было проблем с тем, чтобы верить, ходить в церковь. Родственники стоят на той позиции, что Иисус Христос – наш Господь, и признают Никейский символ веры. Соответственно, это главное, на чем надо стоять, чтобы спастись. Как написано в Новом Завете: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Римлянам 10:9). Это главное. Дальше существует множество интерпретаций христианства в различных христианских конфесиях. И у нас в семье была свобода – можно было пойти туда, куда хотел. Я крещен в православной церкви – в Благовещенском соборе в Харькове. Меня крестили в подростковом возрасте. К тому времени прочел Пятикнижие Моисея и Евангелие. Уже тогда понимал, что Православная Церковь для меня – родная. Как-то в разговоре со священником сравнил христианство с семьей. В моем случае УПЦ (МП) – мама. У нее есть родные сестры – другие Церкви. Разумеется, их люблю тоже, но, образно говоря, как своих тетушек. Они мне ближе, чем люди за соседнем забором. Все христиане – свои по вере, потому что во многом мы стоим на общем базисе. Наши отличия надо понимать и принимать, но мы – одна семья.
— Для Вас не составляет проблем зайти в храм другого Патриархата или конфессии?
— Олег, о Вас говорят, мол, очень нетипичный православный…
— Сочту это за комплимент. Тем не менее, у меня немало единомышленников.
В УПЦ (МП) много интеллектуалов. Как и в РПЦ. Возьмем отца Андрея Кураева. При всей его колкости и сложности характера протодиакона можно считать интеллектуальной элитой православия. Он — потрясающий человек! Понимающий. Открытый ко многим вещам.
Или, например, Международный фестиваль православного документального кино «Покров», в концепции которого заложено понимание боли мира. Ребята снимают артхаусные документальные фильмы, где в том числе «жучат» власть, показывая брошенных сирот, больных СПИДом, бомжей… Даже сложно себе представить, чтобы проводились такие масштабные фестивали светского документального кино, где бы «жучил» власти в фильмах таким же образом. Хотя главная идея этого фестиваля – это, конечно, не критика власти… Собственно, артхаусное кино о вере — одно из достижений сегодняшнего православия. Как вообще-то многие художественные фильмы о вере, снятые в России. Например, «Остров», «Поп», «Царь», «Чудо», «Орда».
— «Я не верю в светский гуманизм, просто добрых, умытых, красивеньких людей и в добренькие делишки, — цитирую Вас. – Это вздор, не имеющий отношения к реальному миру. А вот в сверхъестественное преображение человека во Христе Иисусе я верю». А как Вас Он преобразил?
— Не могу сказать, что достиг какого-то совершенства во Христе. Просто иду-иду за Ним, пребываю в Нем и становлюсь, наверное, лучше.
Мы все совершаем ошибки в юности. Я, конечно же, проходил период турбулентности. Это было в конце 90-х. Был лысый и угрюмый. Мало того, меня очень сильно привлекала русская шовинистическая идеология. Потом отказался от этого. Сейчас могу сказать, что я – филосемит - проявляю интерес и уважение к еврейскому народу. Господь открыл, что Сам — еврей, Богородица — также еврейка, многие апостолы были евреями. Надеюсь, что Писание, которое Всевышний открывал, меня изменило. А еще больше изменило то, что Бог отвечал на мои молитвы. Кстати, это реально был разговор с Ним. Другими словами, мне могли уже тысячу раз оторвать голову, но каким-то чудом этого ведь не случилось... Знаете, у белоруской рок-команды «Ляпис Трубецкой» есть песня (наверно, не очень приличная), где поется: я должен был умереть столько-то лет назад. Но Бог зачем-то сохранил мою никчемную жизнь. Значит, Ему нужен, чтобы послужить. А что я умею? Только писать. Поэтому и начал писать о христианстве. Практически во всех моих статьях заложена идея, что нам, христианам, нужно объединяться. Христиане православные, наконец-то, должны начать дружить с христианами-католиками и протестантами и наоборот. Это и есть одна из целей моего служения. Помню, первый материал о христианстве касался всех без исключения конфессий. Я постарался сосредоточиться на плюсах каждой из них. И в каждой из них есть свои несомненно светлые стороны.
Сейчас в России много критикуют РПЦ. Часто заслужено – за дорогие автомобили духовенства, неадекватное поведение в отношение Pussy Riot и так далее… Некоторые из тех, кто критикует, говорят, мол, лучше быть вовсе неверующим. Но ведь в российском православии есть и другие священники, например, игумен Петр Мещеринов, протоиереи Георгий Митрофанов, Алексей Уминский и Георгий Кочетков, в храмы к которым можно пойти. Существует множество служений верующих православных христиан. Например, «Даниловцы», волонтеры, которые дружат и поддерживают детей в больницах и приютах Москвы. А еще помогают взрослым: добрыми письмами, горячей едой или ремонтом по дому. Если же человек принципиально не принимает православия, можно верить в Бога, будучи католиком или протестантом. Но такие люди даже этого не делают, они не выбирают ничего, продолжая плохо говорить о Церкви. Почему? Совесть обличает. Они видят в проповеди Христа то, что для них в принципе неприемлимо. Хотя это не меняет того, что некоторым из тех, кто называет себя православными христианами, все равно нужно меняться.
— Современная Церковь больше сосредоточена на физическом (имеется в виду – наша реальность), чем духовном переживание Бога. Отсюда где-то теряятся Его сверхъестественность.
— То, о чем Вы говорите, наверное, связано с двумя вещами. Во-первых, сами люди могут не верить в чудо. Во-вторых, священники, с которыми случались чудеса (а я знаком с такими), боятся лишний раз говорить о них прихожанам, потому что не знают – есть ли Божья воля чудесным образом разрешить те или иные ситуации. Ведь человек может разочароваться в вере, Церкви, если чудо не случится.
Но чудеса бывают.
— В Вашей жизни тоже?
— Много раз! Как уже говорил, я вообще жив, благодаря Господу. Как-то попал в серьезную автомобильную аварию, но Он спас. Просил подарить мне ребенка – через месяц узнал, что жду дочь. Прошу - и зачастую получаю. До сих пор.
Но есть и другая, высшая ступень веры. Помните, когда три отрока оказались в огненной печи, они говорили: «Если наш Бог, которому мы служим, может вызволить нас, Он нас вызволит и из пылающей печи, и из твоих рук, о, царь. Но даже если и нет – все равно, царь, знай: твоим богам служить мы не станем и золотому идолу, которого ты поставил, не поклонимся». (Книга пророка Даниила 3:17,18). То есть, отроки допускают, что Господь может и не сотворить чудо… Тем не менее, они останутся Ему верны... Вот такая удивительная вера. Верю, потому что верю.
Мы должны во всем полагаться на Господа. И даже если в нашей жизни случаются неприятности и горе, например, смерть близких, все равно надо принимать это от Бога, понимая, что так лучше.
Недавно смотрел интересный фильм, где мужчина, умирая, говорит: «Если бы кто-то сказал плоду, который находится в утробе матери, что в этом мире существует бархатное звездное небо, бескрайние океаны, ветер, запах моря и прекрасные цветы, он бы не поверил и все равно не захотел бы вылазить». Киногерой говорил это в контексте, что когда мы умираем, нам открывается другой мир. Ведь смерть – переход в другую жизнь, лучшую.
— Олег, а Вы боитесь смерти?
— Думаю, что нет. Апостол Павел говорил, что смерть для него приобретение. Я боюсь другого – умереть без Христа. И вообще страшно жить без Христа. Если ты веришь, что Христа нет, значит - нет спасения и существует смерть. Если нет Христа, тогда Майкл Корлеоне – образец для подражания: сильный человек, который может постоять за себя и свою семью; всех поставить на место (убить – если надо), зарабатывать деньги. Одним словом, клевый мужик. Если неверующий к такому идеалу не стремится, то либо он – трус, либо – ненормальный. С верующим же человеком совсем по-другому. Он сознательно отказывается от такого пути, потому что это путь в ад.
— Кстати, о детях. Знакомая, которая взяла чудесных мальчика и девочку из детдома, рассказывала, что временами Бог останавливает ее в безумной любви к детям, мол, они – Его. А у Вас нет такой сильной связи с дочерью, тем более, что она – долгожданный подарок Небесного Отца?
— Маше в конце мая будет 6 лет. Скоро пойдет в школу. Я ее очень люблю. Прекрасно понимаю, что дочь мне подарил Всевышний. Как и понимаю, что Бог – важнее ребенка. У христианина должны быть выстроены приоритеты: на первом месте – Господь, на втором – муж/жена, на третьем – дети, на четвертом – родители, на пятом – работа… Мне очень сложно говорить эти слова и не дай Бог, чтобы это случилось, но если возникнет выбор, то человек, конечно, должен выбрать веру в Бога. Он выше, чем твой ребенок / жена / работа… Прежде всего Небесный Отец, а потом все остальные. Если любишь кого-то больше, чем Его, нарушаешь вторую заповедь. Надо помнить, когда родные становятся выше Бога, Он может забрать их. Вот такие слова. Страшные. Но я решил их сказать.
— Вспоминая на своем блоге фильм «Крестный отец ІІІ», обращаете внимание на слова кардинала Ламберто, которые он говорит Майклу Корлеоне: «Посмотри на этот камень. Он лежит в воде уже очень долго, но вода так и не проникла в него. Тоже самое происходит с людьми. Веками они окружены христианством. Но Христос не живет в них». И дальше уже Вы продолжаете, что здесь как нельзя лучше показана главная проблема в христианстве в целом и в православном христианстве как в Украине, так и в России в частности. По вашему мнению, кто виноват в том, что многие христиане так и остались формальными – духовенство или они сами?
— Как минимум, священники могут помолиться за таких людей. Написано, что многое может молитва праведника. Кроме того, с ними нужно говорить. Если мы ничего не могли бы сделать, то Римская империя не стала бы христианской за три века. Шла активная миссия: христиане проповедью, личными примерами свидетельствовали о христианстве. Вера – от слушанья. Как можно верить, если не услышать сути Евангелия? А именно – зачем Иисус умер.
Одного водителя такси спросили, что такое Троица? Он растерялся и сказал, что это – Святой Николай, Мария и Христос – они на иконках в его автомобиле. И таких людей множество. В Украине православных, которые посещают церковь, по самым оптимистическим оценкам – 9 млн. человек. Добавим сюда 6 млн. католиков и 1 млн. протестантов. И того в нашей стране – 16 млн. верующих (при 48 млн. населения!). Получается, что остальные – 32 млн. – неверующие! О какой вражде между православными, католиками и протестантами можно говорить, если 32 млн. украинцев неверующие?! Вы сначала расскажите им о Боге, обратите их ко Христу, а потом будете меряться тем, кто больше добрых дел сделал.
Конечно, можно своим убеждением, поведением открыть другому Христа. Очень близкий мне человек практически всю жизнь был неверующим. Только недавно обратился. А это много лет кропотливого труда: рассказов, объяснений… Вплоть до того, что у него были какие-то научные возражения почему Бога не существует. Я даже ходил к верующему - известному профессору физики брать интервью и ставил те же вопросы, которые друг задавал мне. Но и это поначалу не помогло. Наши беседы о Боге продолжались годами. Тем не менее, Господь к нему проговорил.
— Олег, в некоторых своих материалах Вы заявляете, что уж пора молиться за смену власти в Украине.
— Да, по-моему, такое время настало.
— А как относительно того, что всякая власть от Господа, как написано в Библии?
— Естественно. Я трактую эти слова таким образом: сама система власти, безусловно, от Бога, потому что, если бы ее не было, настал бы хаос. Посмотрим, например, на Швейцарию, где хорошо действует институт власти. Когда там кто-то совершает преступление, полиция его арестовывает и человека будет судить честный (а не наш продажный) суд. Виновный понесет справедливое наказание. И это от Господа.
Мой друг протоирей Андрей Ткачев любит говорить, что в Книгах пророков все изложено не только о древнем Израиле, но и о сегодняшней Украине. Если кто-то из властных мужей думает, что епископы им улыбаются, мол, все хорошо, они очень сильно ошибаются. Епископат понимает, что властные мужи уничтожают государство: поддерживают неправедные прокуратуру, суды, милицию; поощряют коррупцию и воровство, от чего нищих становится все больше и больше. И вообще Украина – первая в Европе по темпах роста СПИДа; одна из первых по темпам роста онкологических заболеваний; одно из ключевых мест по распространению героина; страна, где дети чиновников разъезжают на Lamborghini, а на лекарства онкобольным детям в бюджете нет денег… Вся эта несправедливость вопиет к Богу. И если мы не одумаемся, не возьмемся за то, чтобы поменять ситуацию: не создадим честные прокуратуру, суды, милицию, как требуется в Библии, не знаю, что будет дальше. (Честные суды, МВД – самое страшное, что может быть для нынешней системы власти). Когда Всевышний судил древний Израиль, то отдавал их, например, в руки ассирийцев. Даже у кого-то из пророков было, мол, Боже, кого Ты послал к нам?! Если бы более праведных, чем мы, а то варваров из севера – чтобы Израиль судить?! Если придут варвары с севера, Вы понимаете, о ком я говорю, и Украины больше не станет, то это будет последствием как раз того, что у нас сейчас происходит. Я не призываю никого к бунту, но, по крайней мере, мы можем молиться. Хотя бы. Молиться и просить Бога изменить ситуацию.
— Как Вы считаете, где больше человек открывает Бога: в пустыне, то есть, проходя испытания, или переживая Божью любовь?
— Безусловно, в любви. Бог каждого из нас любит. Он любит всех людей. Вопрос только в том, принимаем ли мы Его любовь? Ведь часто первыми не можем сделать шаг навстречу Отцу Небесному. Или, бывает, делаем, а потом отступаем. Даже тогда, когда становимся верующими, иногда переходим на сторону тех, которые плюют в Христа. Своими действиями, поступками.
Но мы знаем, кто нас может спасти. Если идем за Господом, Он нас не оставит, потому что любит. И выведет из пустыни в Город, который сделан из золота, украшен драгоценными камнями.
— Олег, чувствуется, что Вы искренне ищете Бога. Где Его находите?
— Бога можно найти практически во всем окружающем нас мире. В улыбке ребенка. В морщинистых глазах стариках, полных мудрости. В саду, где все цветет. В рассвете и закате. В храме, где потрескивают свечи и пахнет ладаном. Одним словом, Его можно увидеть в самых удивительных местах. Я читал интервью с Юрием Луценко, которое тот дал, когда вышел на свободу. Там он пять или семь раз упоминает Господа. Раньше он ни в одном интервью так часто не говорил о Боге. Так что Бога можно найти и в тюрьме. Наверное, как-то Бог ему открылся через все эти испытания.
Впрочем, самое главное место, где можно найти Всевышнего, - Его Книга. В ней Он открывается нам.
— Из Вашего познание Бога, что Вы можете о Нем сказать? Какой Он?
— Он – чудесный! Господь совершает много чудес в моей жизни, которые я не заслуживаю! Часто воспитывает, преподносит нужные уроки. Можно говорить много, характеризуя Его: Любящий, Всемогущий, Милосердный, Прекрасный, Прибежище, Защитник, Скала… Но в первую очередь Папа для меня – чудесный! Просто удивлен Им! А я – человек любознательный. Когда кто-то удивляет, стараюсь узнать побольше о нем. Как-то Бог удивил меня несколько раз. И я решил познать Его. Так начались мои отношения с Богом.
* * *
Проект авторских интервью "Искренно о вере" выходит при поддержке медийного отдела общины Обновления в Святом Духе "Мараната", РКЦ