Уроки папского визита

11.07.2001, 16:26
Руслан БАСМАНОВ. — "Незавимая газета — религии", 11 липня 2001 року (рос.)

Кто и как подыгрывал Леониду Кучме

Визит Папы Иоанна Павла II на Украину со всей определенностью можно считать религиозно-политическим. И трудно сказать, чего было больше - религии или политики. Во всяком случае политики было больше, чем во время визитов в другие православные страны - Грузию, Румынию и Грецию. Да и религии было больше, потому что на Украине существует наиболее многочисленная униатская Церковь - Церковь восточной традиции, находящаяся в общении с епископом Рима. Каковы же итоги этого в полном смысле исторического визита? КУЧМА И ЦЕННОСТИ ЕВРОПЫ Наибольшие политические дивиденды папский визит принес украинскому президенту и соответственно той части политической элиты, которая стоит за ним. Визит готовился долго и тщательно в условиях сопротивления со стороны части православных, политически отождествляемых с Москвой. Украинские иерархи московской юрисдикции вкупе с Патриархом Алексием II и его конфидентом - нынешним послом России на Украине Виктором Черномырдиным активно работали на "поле Кучмы" и очень ему помогли. Их регулярные протесты против папского визита создавали идеальный фон для того, чтобы показать, насколько настойчив и бескомпромиссен глава украинского государства в том, что касается суверенной, политически не зависимой от Москвы позиции Украины по отношению к Европе и всему цивилизованному миру. И что такое российский газ по сравнению с моральной поддержкой Иоанна Павла II? Приветствуя Римского понтифика не только как главу Католической Церкви, но и как выдающегося деятеля современности, защитника прав человека и борца против тоталитаризма, Кучма, можно сказать, сделал заявку на получение политической индульгенции на все свои многочисленные грехи. А процитировав основоположника древнерусского монашества преподобного Феодосия Печерского: "Если ты видишь голого или голодного, зимою или бедою измученного, будет ли это еврей, еретик, католик или язычник - всякого полюби и от беды избавь как можешь", - сделал еще больше: предложил западному миру образ толерантного, "плюралистичного" и открытого православия, центр которого находится именно в Киеве. Словесные декларации были усилены соответствующими жестами: в ходе своего визита Иоанн Павел II почтил память жертв тоталитаризма XX века, возложив цветы у Мемориального комплекса жертв сталинских репрессий в селе Быковня под Киевом и посетив мемориальный комплекс "Бабий Яр". Помог Кучме и лидер украинских коммунистов Петр Симоненко, отказавшийся принимать участие во встрече Папы с представителями политических, культурных и деловых кругов страны. Итак, все говорит за то, что глава суверенной Украины, которого миллионы людей во всем мире увидели рядом с Папой Римским, является последовательным защитником западных демократических ценностей. Более того, именно он и его страна призваны теперь стать границей и местом встречи между просвещенным Западом и с трудом просвещаемым Востоком. ЦЕРКОВНАЯ МОСКВА - "ЗА БОРТОМ" Больше всего проиграла - в религиозно-политическом плане - Московская патриархия. Ее позиция определялась "законом зеркального отражения", который обычно действует в случаях неумного противостояния. Нельзя было придумать ничего более невыигрышного, чем "параллельный" папскому визит Московского Патриарха в Белоруссию да еще именно в Западную (то есть в регион традиционного католического присутствия). Иначе говоря, если Папа солидаризуется с новой Украиной, идущей в Европу, то Московский Патриарх - с рецидивом советского тоталитаризма. Если католический лидер призывает украинских политиков и бизнесменов "действовать в легальности", которая является гарантией справедливости, то лидер российских православных косвенно отдает всякую легальность и легитимность на откуп "вождю нации". Однако гораздо более серьезна "зеркальность" позиции МП по отношению к факту публичного покаяния Папы, который сказал, прибыв в Киев: "Я прошу прощения за ошибки, которые были совершены в далеком и недалеком прошлом. Я хочу, чтобы ошибки прошлого не повторились в будущем". Неспособность адекватно реагировать на такие заявления, в устах церковного лидера являющиеся не только политическими, но и религиозными, ставит под вопрос уже христианскую идентичность МП. Реакцию официального ее представителя, аккредитованного в пресс-центре апостольского визита, кроме как комичной не назовешь. "Слова Папы о прощении были бы более эффективными, если бы понтифик считался с мнением Православной Церкви, - заявил он. - Я уже три дня живу в Киево-Печерской лавре и вижу, как обижены православные, что все происходит вопреки воле их священноначалия". Высказывание это очень характерно. Оно свидетельствует, во-первых, о том, что "воля священноначалия" МП неэффективна, а во-вторых, о том, что эта воля довольно слабо согласована с внешними для нее реалиями (то есть не выходит за пределы Киево-Печерской лавры). А реалии эти таковы: - положительно отнеслись к приезду Папы Иоанна Павла II на Украину 57,6% украинских граждан, безразлично - 31,1%, неодобрительно - 7,2%, готовы протестовать - 0,4%; - 16,4% христианских общин на Украине составляют верующие, считающие Папу Римского своим духовным главой; - около трети православных общин относятся к церквам (УПЦ КП и УАПЦ), которые приветствовали папский визит. Кроме того, в Киеве на папских богослужениях присутствовали всего около 180 тыс. человек; во Львове на литургии латинского обряда - более 300 тыс.; на литургии восточного обряда - около 1,5 млн. В связи с папским визитом в Киев и Львов Союз православных граждан Украины заявил, что существует опасность "антиправославного тоталитаризма". Но разве не очевидно, что подобные заявления в условиях отказа МП от прямого диалога являются свидетельством "антикатолического тоталитаризма" православных? Лозунг "Православие или смерть!", который вдохновлял православных "протестантов" в Киеве накануне и во время папского визита, свидетельствует только об одном: православные стоят у последней черты. И если православное священноначалие никак не корректирует эти алармистские настроения своей паствы, значит оно согласно с тем, что Папа Римский - страшная угроза для православия. Что папские слова о прощении - просто иезуитское лицемерие, а его слова о толерантности, диалоге, межконфессиональном мире, демократии и правах человека - пустая риторика "буржуазного Запада", стремящегося во что бы то ни стало уничтожить "русскую цивилизацию" и ее оплот - Московскую патриархию. Значит, прав был пресловутый американский профессор Сэмюэл Хантингтон: восточное православие, прежде всего русское, будет активно участвовать в том "конфликте цивилизаций" Запада и Востока, исход которого определит будущее мира. Даже если Украина займет иную позицию, православная Россия останется на непримиримом Востоке… "ПУТИН ДУМАТЬ БУДЕТ" Российскому президенту, который не склонен уделять слишком много внимания религиозным проблемам своей страны, теперь все-таки придется задуматься. Задуматься о "религиозном факторе". Не потому, конечно, что Кучма его "обскакал", связавшись с Папой Римским. Во-первых, у Кучмы нет боеголовок, а, во-вторых, Папа никуда не уйдет. Если не уйдет навсегда. А если уйдет? Не будет ли упущен уникальный шанс? Причем шанс двоякий? С одной стороны, нынешний Папа - выигрышный партнер, если иметь в виду гуманитарный образ страны на международной арене. С другой - "продавливая" в Патриархии папский визит в Россию, можно решить весь комплекс проблем, которые накопились в отношениях нового Российского государства с РПЦ. РПЦ традиционна, и это хорошо. Но РПЦ слишком традиционна, если не сказать "ригидна", и это не очень хорошо. Стремясь быть партнером, она в полном - прагматическом - смысле партнером не является. Слишком похожа на Черномырдина… Если бы в РПЦ был "совет директоров" и если бы ее экономическая составляющая могла быть выражена в процентах акций, то все было бы хорошо. Но дело-то в том, что "сакральное" (которым РПЦ заведует) находится в "тени" по определению. Иначе говоря, Путин не просто "не знает" РПЦ, но и боится ее. Не знает, что от нее ждать и что от нее требовать. Боится опасности, которая может исходить от "церковников" и их паствы. А опасности-то и нет никакой - это показала Украина. И дело здесь совсем не в Папе Римском, а в существе дела. Конечно, с Папой Римским Кучма Путина "обскакал". Но можно Кучму не только догнать, но и перегнать. А для этого надо добиться того, чтобы РПЦ не только перестала "пужаться Запада" (и Западом "пужать"), но и сумела отстаивать свои - "наши" - российские религиозно-политические ценности в контексте прямого диалога с Западом. Чтобы наша Церковь истину свою держала высоко, достойно и державно во всей ее религиозной, политической и цивилизационной идентичности. Другими словами, чтобы РПЦ освободилась от своей "местечковости" и стала универсальной в самом лучшем смысле слова. А для этого нужно думать также и президенту. Поскольку РПЦ показала, что сама она ни думать, ни действовать, тем более на международной арене, пока не в состоянии.
http://religion.ng.ru/style/2001-11-14/