• Головна
  • Моніторинг
  • Веб-конференція голови Синодального інформаційного відділу РПЦ Володимира Легойди...

Веб-конференція голови Синодального інформаційного відділу РПЦ Володимира Легойди

26.07.2010, 15:06

Мне бы не хотелось комментировать публикации на упомянутом вами сайте. Могу лишь повторить слова, уже сказанные Святейшим Патриархом Кириллом в эти дни в Украине о том, что несчастны те люди, которые для утверждения собственной идентичности нуждаются в поиске врага и пытаются за счет этого консолидировать свою общность.

В виду многогранности вопросов, которые пришли от читателей в редакцию сайта «Православие в Украине», в Веб-конференции с главой Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимиром ЛЕГОЙДОЙ также принял участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай БАЛАШОВ.
Владимир Легойда: Очень приятно и радостно находиться в Украине во время уже третьего посещения Патриархом Кириллом Украны, украинской паствы. Как и в прошлом году, атмосфера встречи Святейшего Патриарха, лица людей, разговоры, беседы, которые проходят, вопросы, которые задаются, - всё это создает незабываемое чувство единения в вере, теплую атмосферу этих встреч и вдохновляющим образом действует на всех, кто сопровождает Его Святейшество в этой поездке.

Только что мы стали участниками исторического события – молебна в Софийском соборе, первом кафедральном соборе Руси, и в своем предваряющем заседание Священного Синода слове Святейший Патриарх подчеркнул, что именно из Собора, из этого места, православные миссионеры несли слово Божье на всё пространство исторической Киевской Руси, не имея никакой иной поддержки, кроме веры в Господа.


Протоиерей Николай Балашов: Все мы, сопровождающие Святейшего Патриарха в его посещениях Украины, переживали в эти дни сильные, яркие чувства. Это было общение отца со своими детьми, пастыря с паствой, это были радостные встречи с тысячами верующих. Это были дни, наполненные молитвой и совместным размышлением над Словом Божьем. Во мне лично эти дни укрепили уверенность в том, что окончательное преодоление разделения в Украинском Православии – дело скорого будущего.

Протоиерей Андрей Оленин, настоятель Свято-Михайловского храма г.Мироновка Киевская обл.: Уважаемый Владимир! Часть населения Украины не принимает Патриарха Московского на Украине, независимо от имени его, и этому есть много причин. Какие причины есть главные, и каким образом их врачевать, формируя правильное понимание и отношение к Патриарху Московскому и к Церкви?

Владимир Легойда: Мне кажется, что если говорить именно о населении Украины, как сказано в вопросе, а не об отдельных представителях так называемого Киевского патриархата, то мне кажется, что одной из причин является незнание церковной ситуации и непонимание ее реалий. Я не совсем готов согласиться с предложенной формулировкой, поскольку факты — упрямая вещь, а последние социологические опросы показывают, что 62% населения Украины не воспринимают Святейшего Патриарха Кирилла как иностранца. Число же тех, кто воспринимает его таковым, согласно опросу, — менее 18%.

Не сомневаюсь, что многие из людей, входящих в эти 18%, вряд ли разбираются в каких-то положениях церковной жизни и просто исходят из того, что если Патриарх – Московский, то он не имеет прямого отношения к Украине. Что, конечно же, не так, поскольку Патриарх всея Руси не является Патриархом только для верующих Росии, равно как и не является послом Российской Федерации во многих других странах, где осуществляет свое служение Русская Православная Церковь.

Так что, я уверен, что при элементарном разъяснении этих вопросов число людей, о которых говорит вопрошающий, будет предельно минимизировано.

Микола, 29 лет: 1. Какие шаги предпринимаются на уровне высшей церковной власти по итогам прошлогоднего пастырского визита по западным епархиям УПЦ относительно притеснения верующих во Львове (практически нет кафедрального собора, не выделяются участки земли под строительства храмов), Ровно (возвращение кафедрального собора), Луцке (возвращение кафедрального собора, помещений семинарии)?

Протоиерей Николай Балашов: Дорогой Микола! Святейший Патриарх Кирилл не упускает из сферы своего внимания вопросы, касающиеся Ровно, Львова и Луцка. А о том, какие предпринимаются шаги для их решения, я предпочел бы рассказать после того, как эти усилия возымеют результат.

2. Насколько целесообразным был перевод с должности председателя ОВЦС УПЦ о. Кирила (Говоруна) в Москву?

Протоиерей Николай Балашов: Соответствующее решение было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви, членом которого, как вы знаете, является Блаженнейший Митрополит Владимир. Поэтому я не сомневаюсь, что решение было целесообразным.

Отец Кирилл получил весьма высокое, ответственное назначение, и его пост является сейчас одним из ключевых для Русской Православной Церкви, учитывая то значение, которое для нас имеет происходящая сейчас реформа богословского образования. Отец Кирилл, с которым мы долгие годы вместе работали в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, сам получил превосходное образование, и я помню, что тема преобразования образовательного процесса всегда привлекала особенный его интерес.

Владимир Легойда: Очень важным мне представляется тот факт, что проходящая сегодня реформа богословского образования связана с так называемой болонской системой — принятым на сегодня общеевропейским образовательным стандартом. И отец Кирилл, пожалуй, лучше других представляет себе, как эта система функционирует.

3. Какое отношение в РПЦ к налаживанию контактов с УПЦ в Канаде (в составе Константинопольского Патриархата)?


Протоиерей Николай Балашов: Такие контакты в действительности уже существуют. В частности, наши архиереи вместе с епископами УПЦ в Канаде, а также УПЦ в США совместно работают в рамках епископского собрания Северной Америки, первое учредительное собрание которого прошло в мае этого года.

Раньше сотрудничество с ними осуществлялось также в рамках SCOBA — постоянной конференции канонических православных епископов Америки.

Можно с удовлетворением отметить, что в последние годы, насколько мне известно, не наблюдалось фактов поддержки раскольнических групп на Украине представителями УПЦ Канады и УПЦ США, что в прошлом, к сожалению, имело место и было осуждено Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем, в юрисдикции которого находится епископат канонических епископов в Америке.

4. С чем связаны настолько повышенные меры безопасности в отношении Патриарха  Кирилла?

Владимир Легойда: В Российской Федерации Святейший Патриарх является охраняемым лицом в силу его положения. Когда Патриарх совершает поездки, то этот статус сохраняется.

Что касается мер безопасности, которые предприняты во время нынешнего визита, то это, скорее, вопрос к украинским властям, самостоятельно принимавшим решение о том, каким образом будет осуществляться охрана.

От себя лично могу сказать, что принимаемые меры безопасности мне представляются несколько чрезмерными. К сожалению, приходилось наблюдать, как тысячи верующих, например, в Одессе, не смогли принять участие в совместной молитве со Святейшим Патриархом. Знаю, что это также огорчает и Его Святейшество.

Виктор, 32 года, Киев: Скажите, пожалуйста, с чем связано такое огромное количество охраны вокруг Патриарха? Не кажется ли вам, что это говорит о его маловерии?

Владимир Легойда: На этот вопрос ответ уже прозвучал. А что касается веры Святейшего Патриарха, то о ней свидетельствует его молитва, его дела и вся его жизнь.

Протоиерей Николай Балашов: Дорогой Виктор! Не думаете же вы, что это огромное количество охраны Патриарх привез с собой из Москвы? Это главным образом  Вопрос немного не по теме. В начале 90-х г.г.инициатива представителей Украинского Государства, и мы не можем вмешиваться в процесс принятия решений по таким вопросам.

Александр, г. Белая Церковь: Синодом УПЦ было принято решение разрешить использование украинского языка в качестве богослужебного. Неоднократно принимались решения о переводе Священого Писания и богослужебных текстов на украинский язык, но воз и ныне там: нет официальных переводов ни Библии, ни богослужений, украинский на богослужениях используется в считаных приходах Западной Украины, несмотря на несравнимо больший спрос и не только в западном регионе. Создается впечатление, что подобная ситуация обусловлена неофициальным торможением всяческих инициатив по поводу использования языка, боязнь клира оказаться неугодными в глазах вышеначальствующих, отсуствием подготовленых священослужителей и нежеланем заниматься их подготовкой.

Многим украинцам у себя на родине некомфортно в храмах УПЦ (остается горький осадок, что ты как-будто в гостях, а не у себя дома), а УПЦ занимает монопольное положение в смысле единства с мировым православием, оставляя украинцев без альтернативы. Многие народы, куда меньше украинского, в православии используют родной язык в качестве богслужебного, что вполне отвечает канонам Православия.

Если Вы можете, то разъясните ситуацию по данному вопросу. Может быть, необходимо особое багословение Патриарха Кирила по этому поводу? Заранее благодарю за ответ.


Протоиерей Николай Балашов: Дорогой Александр! решения в данной области принимаются в Украинской Православной Церкви совершенно самостоятельно, без всяких консультаций с Москвой. Насколько я знаю, существуют храмы УПЦ, где богослужения совершаются на украинском языке, и выбор языка богослужения определяется, прежде всего, желанием прихожан, а также, конечно, благословением правящего архиерея.

Вместе с тем хочу заметить, что вопрос о языках, на которых совершаются богослужения, в настоящее время является предметом рассмотрения Комиссии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви по вопросам богослужения и церковного искусства. Членами этой комиссии являются несколько представителей УПЦ, и мне было очень интересно слушать их выступления на состоявшемся недавно заседании Комиссии.

Роговец Максим Анатолиевич, 30 лет, Житомирская епархия: Доброго времени суток, уважаемый Владимир Романович! У меня к Вам вопрос как к главе информационного отдела. Не секрет, что информация может быть и является оружием. В результате проведенного анализа некоторых сайтов, например Москва III Рим (http://3rm.info/) и других, похожих на этот, можно сделать вывод, что ведется информационная война против Русского Православия. Большинство тем, которые поднимаются на этих псевдоправославных сайтах, направлены на подрыв авторитета духовного руководства Церкви и политических деятелей, которые настроены на единение русских народов и развития православия; будоражатся вопросы кодов и всяких карточек; осуществляются призывы к всяким странным акциям... Беда в том, что все это ведет к разделению православных. А вопрос состоит в том, что не пора ли начинать контрудар на такие инфоресурсы? Будет ли эта проблема решаться на высоком церковном уровне? Ведь это соблазн для паствы! Нужно запретить это безобразие! Простите за длиный вопрос.

Владимир Легойда: Уважаемый Максим Анатолиевич! Я много раз говорил о том, что, по моему глубокому убеждению, единственная война, которую может вести и ведет Церковь, это война с грехом. Потому что никакого иного оружия, кроме молитвы и любви, у Церкви нет. Поэтому ни удары, ни контрудары она наносить не может.

Что же касается тех информационных ресурсов, которые сознательно искажают православное вероучение или пишут неправду о практике современной церковной жизни, то для того и создана практика присвоения СМИ грифа Синодального информационного отдела, чтобы такие вещи исключить. Мы не можем и не будем запрещать такие сайты, но мы вполне определенно будем говорить, что имеет отношение к Православной Церкви, а что никакого к ней отношения не имеет.

Архимандрит Аввакум, УПЦ МП, г. Кременчуг: Апостол Павел писал: во Христе уже нет ни эллина, ни иудея, но одно творение. Так есть!

О каком русском или украинском мире можно размышлять, если еще на заре Церкви, в Новом Завете была предпринята титаническая попытка сделать христианство Вселенским, не растаскивая его на национальные лоскутки и одеяла. И таковым Христианство и стало, вырвавшись из узконационального иудаизма. Посему сколько будем жить, столько будем и спотыкаться о местечковость, какие бы она величественные формы не принимала.


Владимир Легойда: Дорогой отец Аввакум! Спасибо за этот важный вопрос.

Мне представляется, что концепция Русского мира, о которой вы вспомнили, ни в коей мере не противоречит тому, о чем писал апостол Павел и что подчеркивает наднациональный характер нашей веры. Апостол говорил о том, что никакие человеческие характеристики, включая характеристики национальные, не могут стать препятствием для исповедания Христа. Мы с вами понимаем, насколько важным был этот тезис в то время, и каким важным остается в наше время.

Вместе с тем, как мне кажется, наша вера не отменяет национальности, не отменяет цивилизационного и культурного измерения человеческого общежития. Когда мы говорим о Русском мире, мы говорим о ценностном понятии, возникшем в определенный момент истории и продолжающем существовать до сих пор.

Вселенское Православие – многолико и разнообразно, и тот факт, что существует грузинское православие, сербское и так далее, является весьма примечательным и обогащающим, говоря словами К.Леонтьева, «цветущую сложность нашей веры». Поэтому концепция Русского мира — не местечковая концепция, а констатация существующего цивилизационного измерения. Как сказал Блаженнейший Митрополит Владимир в своем интервью накануне нынешнего визита Патриарха, тот, кто отрицает существование Русского мира, должен отрицать и крещение Киевской Руси.

Протоиерей Николай Балашов: Дорогой отче, а разве не писал апостол Павел: «желание моего сердца и молитва к Богу — об Израиле» (Рим. 10, 1)? Значит, его отношение к народу всё же оставалось особенным. «Слово о законе и благодати» святителя Илариона, митрополита Киевского, — разве это не вдохновенный гимн, просвещенный христианской верою любви к родной земле? К тому самому крещенному Русскому миру, о котором мы говорим.
Многовековое предание Церкви свидетельствует о том, что вселенскость христианства совсем не противоречит любви христиан к своему отечеству и сохранении множества дорогих нашему сердцу особенностей устроения церковной жизни.
 
Олег, 32 года, православный христианин, Киев: Недавно Синодальным отделом РПЦ было принято решение о проведении обязательной катехизации перед крещением и о возобновлении практики оглашения. Скажите, пожалуйста, будут ли приняты такие же меры в Украине? Когда можно ожидать таких же шагов?


Протоиерей Николай Балашов: Брат Олег, хочу напомнить, что Украинская Православная Церквоь является самоуправляемой, поэтому я не могу ответить на Ваш вопрос по существу, но думаю, что ввиду особенной важности темы катехизации перед крещением она еще не раз будет предметом обсуждения будущих архиерейских соборов РПЦ, в которых принимает участие весь украинский епископат.

Марія: Скажіть, будь-ласка, чому Святіший Паріарх Кирил цього разу не завітає на Захід України, тим більше, що люди нещодавно постраждали від стихії і їм, можливо, потрібна була б, окрім матеріальної, ще й духовна підтримка? На заході багато віруючих православних людей, які активно беруть участь у церковному житті, і були б раді такому гостю. Чи не пов’язано це з небезпекою певних конфліктів на національному підгрунті?


Владимир Легойда: Дорогая Мария! Святейший Патриарх уже много раз говорил, что хотел бы бывать на Украине чаще. Это значит, что у него будет возможность посетить и те епархии, в которых он не успел побывать. Что касается нынешнего визита, то Святейший Патриарх посещает епархии Украинской Православной Церкви, согласно приглашению Священного Синода УПЦ.

Роман, 37 років, м. Ковель, Волинь: Наскільки є правдивими чутки про те, що згодом Патріарх носитиме титул Киево-Московський і всея Русі, або щось подібне, і чи не загострить таке рішення й так напружену ситуацію на Україні?

Протоиерей Николай Балашов: Романе, ці чутки не є правдивими.

Юрген: Обращались ли представители «Киевского патриархата» накануне визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину с предложениями о встрече, переговорах и т.д. относительно путей преодоления существующего в Украине церковного разделения?

Что вы можете сказать, мягко говоря, о некрасивом поведении лжепатриарха
Денисенко на его сайте http://www.cerkva.info/ (Патриарх Филарет: политика Кирилла отвернет верующих Украины от РПЦ, Крёстный поход. Как Кирилл упразднит автономию УПЦ МП) и ряде грязных политизированных статей во время визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину?


Протоиерей Николай Балашов: Действительно, целый ряд представителей Киевского патриархата в течение года, прошедшего после первого первосвятительского посещения Украины Святейшим Патриархом Кириллом, обращались к нам для того, чтобы обсудить вопрос о своем возвращении в Каноническую Церковь. Знаем, что подобного рода разговоры вели наши отделившиеся братья и с представителями Украинской Православной Церкви.

Некоторые из членов раскольнических групп уже вернулись в Церковь. Других, к сожалению, остановила смерть, когда цель казалась им уже столь близкой.

Как я уже сказал в начале нашей встречи, я убежден, что преодоление расколов в Украине — не за горами.

Мне бы не хотелось комментировать публикации на упомянутом вами сайте. Могу лишь повторить слова, уже сказанные Святейшим Патриархом Кириллом в эти дни в Украине о том, что несчастны те люди, которые для утверждения собственной идентичности нуждаются в поиске врага и пытаются за счет этого консолидировать свою общность. Встречаясь с общественностью Одессы, Святейший Патриарх сказал, что существует верный критерий для того, чтобы отличить церковную проповедь от высказывания чуждых к церкви людей. Ибо сущностью проповеди Церкви Христовой является любовь и призыв к миру, а когда мы имеем дело с попытками возбуждения вражды и намеренным искажением действительности, мы лишний раз убеждаемся в чуждости Церкви Христовой авторов подобных высказываний.
 
Ольга, г.Киев: Владимир Романович, вы часто сопровождаете Святейшего Патриарха Кирилла в его архипастырских поездках. Наверное, есть в каждой поездке что-то типичное, одинаковое в любых городах. Посещая Украину, которая, по сути, для всей делегации Московского Патриарха соседнее государство, наблюдаете ли что-то кардинально отличное, не присущее русским городам? Что-то самобытное и такое, что можно увидеть только у нас? Вопрос не об архитектуре, климате или языке общения. Есть ли разница в поведении людей, их количестве на богослужениях?


Владимир Легойда: Уважаемая Ольга! Мне кажется, что если говорить не об архитектуре или языке общения, то нельзя не отметить той культуры и верности Православию, которое отличает украинский народ. Именно это качество всегда подчеркивал Святейший Патриарх, говоря о своих впечатлениях о посещении Украины.

Поскольку почти каждое лето в детстве я проводил у бабушки в Винницкой области, то сызмальства имел возможность не только видеть эту веру, но и воспитываться в этих традициях, этой человеческой теплоте и преданности главным ценностям жизни.

Сергей, экономист, 22 года. Киевская епархия: День добрый, Владимир!

К большому сожалению вынужден констатировать, что в этом году торжества крещения Руси проходят в будние рабочие дни (понедельник-среда), и многие верующие не смогут принять участие в богослужениях и совместных мероприятиях со Святейшим Патриархом Кириллом. Как быть в такой ситуации, когда работодатели не отпускают работника? В прошлом году была аналогичная ситуация… Можно ли поднять вопрос об объявлении 28 июля выходным днем? Спасибо.


Владимир Легойда: Уважаемый Сергей!
Прежде всего, хотел бы сказать, что радуюсь тому, что в России вслед за Украиной День Крещения Руси объявлен государственной памятной датой. Это важная общественная акцентировка того исторического выбора наших предков, который сформировал всю нашу культуру.

Вместе с тем, мне кажется, что вопрос объявления того или иного праздника выходным днем находится в исключительной компетенции государства, которое, конечно, должно исходить из пожеланий общества. Поэтому если такое решение и будет принято, то оно должно быть принято в соответствии с существующим законодательством и если будет общественная воля на то, чтобы такой вопрос поднять.

Олексій, 31 рік: Шановний пане Володимире! В Україні — мільйони українців, які є православними, не вважають Патріарха Кирила своїм патріахом, а РПЦ своєю церквою і Філарет або інший тут ні до чого. Українці хочуть мати свою автокефальну українську православну церкву, щоб вона була рівною з РПЦ. Скількі, на вашу думку, ще буде тривати ця законсервована вибухонебезпечна ситуація в українському церковному житті? І коли РПЦ і патріарх Кирил надаватиме автокефалію УПЦ ?

P.S. Румуни, грузини, поляки, албанці, америкаці, серби, мають свої автокефальні церкви, а українці чомусь ні. Хоча православних в УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ більше ніж в перелічених автокефальних церквах.

Владимир Легойда: Уважаемый Алексей!


Конечно, ваши слова о «миллионах украинцев» — явное и безусловное преувеличение. Всё, что мы видим и знаем, в том числе и статистика, о которой я уже сегодня говорил, свидетельствует об обратном. Также не могу согласиться с тезисом о якобы существующем неравенстве с Русской Православной Церковью, о котором вы говорите в своем вопросе. Мы много раз говорили о том, что число архиереев РПЦ, имеющих российский паспорт, составляет меньше половины. Украинские архиереи являются членам Священного Синода Русской Православной Церкви, поэтому если говорить о влиянии, то скорее можно отметить то влияние, которое оказывается Украинской Православной Церковью. Однако это влияние, а точнее, соработничество в единстве, которое мы сегодня радостно наблюдаем, вызывает у нас исключительно положительные чувства и мысли.

Многие православные Патриархаты в современном мире осуществляют свое служение на территории нескольких государств, которые точно также в древности относились к одному государству. Приходят и уходяти политики, меняются политические режимы, исчезают целые государства, но Церковь продолжает осуществлять свою спасительную миссию, оставаясь верной Христу и Евангелию. Очень бы хотелось, чтобы в разговорах об устроении современной церковной жизни мы исходили только из этого, а не из политических и личностных амбиций.
 
Игорь, г.Харьков: Бог в помощь!
Скажите, пожалуйста, многие харьковчане интересуются ответом на такой вопрос: планируется ли в недалеком будущем визит Святейшего Патриарха Кирилла в Харьковскую епархию? Эту епархию уже много лет возглавляет старейший по возрасту (89 лет и 3 месяца) и один из старейших по хиротонии (архиерей с 10 августа 1961 года) митрополит Никодим. Святейший Патриарх был в Харькове в последний раз свыше 60 лет назад, в 1948 году. Тем не менее, ни в прошлом, ни в нынешнем году Святейший Патриарх Кирилл не посетил нашу епархию. Харьковчане с радостью хотели бы побывать на патриарших богослужениях. Если у Вас есть такая возможность, сообщите нам, не планируется ли визит Патриарха в Харьков хотя бы в апреле 2011 года, когда, даст Бог, исполнится 90 лет Митрополиту Никодиму.
Спаси Господи!


Протоиерей Николай Балашов: Дорогой Игорь, мы знаем, что харьковчане тоже ждут Патриарха. Но поверьте, что просьб посетить ту или иную епархию у Святейшего столько, что отозваться на них в один год просто невозможно. Мы уверены, что в одно из будущих посещений Украины Патриарх обязательно побывает на месте проведения исторического Харьковского Собора. Но назвать точную дату пока было бы преждевременно.

И второй вопрос, если нетрудно. Сообщите, пожалуйста, где в Москве можно по минимальной издательской цене приобрести журнал «Фома», главным редактором которого, насколько мне известно, является Владимир Легойда?

Журнал очень интересный, однако в Украине стоит очень дорого. Быть может, Вы могли бы дать координаты, по которым можно отыскать журнал в Москве по издательской цене. Ангела Хранителя!

Владимир Легойда: Дорогой Игорь! Большое спасибо за внимание к нашему журналу. Я приложу все усилия, чтобы цена на журнал в Украине стала приемлемой. Что касается приобретения в Москве, то проще всего было бы это сделать в редакции.

Юрий: Уважаемый Владимир Романович! Выскажите, пожалуйста, свою позицию по поводу возможной автокефалии УПЦ (естественно, канонической). Могла ли она появиться в 90-х годах, если бы не раскол? Может ли в скором будущем православная паства в Украине стать единой? И, исходя из нынешних тесных и дружественных отношений наших народов, скажите: имеется ли такая необходимость в автокефалии на сегодняшний (завтрашний) день?
Спасибо Вам большое!:-)


Владимир Легойда: Уважаемый Юрий! Мы знаем, что по данному вопросу существуют разные точки зрения. Равно как знаем и то, что большинство верных в Украине выступают за сохранение единства нашей Поместной Церкви. Эта позиция лично мне представляется очень мудрой и взвешенной.

Виктор: Скажите, пожалуйста, почему Святейший обращается к Днепропетровскому клиру с «патриаршим приказом»? Ведь Украинская Церковь имеет статус независимой в управлении, а система приказа включает в себя и административное управление.

В чем проявляется независимось Церкви Украины от Патриархии Московской? Какое влияние на Украину Православную имеют Синодальные Отделы РПЦ?

Протоиерей Николай Балашов: Я присутствовал на этой встрече и должен вам сказать, что правящий архиерей Днепропетровской епархии митрополит Ириней в самом начале встречи обратился к Патриарху со словами, в которых просил дать первосвятительское благословение и, как он выразился, Патриархший приказ собравшимся клирикам епархии. В ответ на это Святейший начал свое выступление словами «Я хотел бы начать не с приказа, не с указа, а с благодарности». Далее Патриарх повторил, что хотел бы «не приказывать, а просить очень серьезно относиться ко всему, что говорите с амвона и на исповеди». И только в заключении своего слова, как бы повинуясь просьбе правящего архипастыря, сказал такие слова: «Соединяйте всегда свою молитву с размышлениями, размышляйте над Словом Божьим, думайте, как вам лучше это Слово передать людям, подавайте пример добродетлеьной жизни, и вокруг вас, по слову преподобного Серафима, спасутся тысячи. Вот вам мой Патриарший приказ».

Мне трудно согласиться с вашим мнением, брат Виктор, что патриарший приказтакого рода нарушает статус независимости в управлении. :)

Независимость Церкви в Украине от Патриархии Московской проявляется в ее административной, образовательной, хозяйственной и финансовой деятельности. Но не в области веры, молитвы и проповеди Слова Божьего, которое, несмотря на самоуправление, остается общим для нас.

Вместе с тем, напомню, что все украинские архиереи принимают участие в Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви, а также представители украинского епископата всегда участвуют и в заседаниях Священного Синода РПЦ, а значит, их решения также являются общими для всех нас.

Синодальные отделы Московского Патриархата оказывают необходимую помощь архиереям, клирикам и мирянам УПЦ тогда, когда в этом возникает необходимость, выраженная в соответствующих просьбах. Они также находятся в постоянном взаимодействии с соответствующими им учреждениями самоуправляемой Украинской Православной Церкви.

О.Благий, 45 р., м.Харків: Прошу прокомментировать «Открытое письмо главе Синодального информационного отдела Московского Патриархата В. Р. Легойде», опубликованное на ресурсе УПЦ КП.

Владимир Легойда: Любой комментарий к публичным заявлениям официальных лиц так называемого Киевского патриархата должен исходить из правильного контекста.

Основное лукавство всех этих комментариев заключается в том, что у человека, не разбирающегося в церковной жизни, может сложиться впечатление, что вот, мол, две существующие сегодня Церкви когда-то что-то не поделили, погорячились, а теперь им надо примириться, но есть препятствия с обеих сторон. Вот такое понимание совершенно не соответствует действительности: нет двух сторон, каждая из которых в чем-то виновата друг перед другом. Есть трагедия церковной жизни, характеризующаяся жестким словом раскол, которое вполне однозначно и емко описывает ситуацию отпадения части верных от Церкви, прекращения в этой части нормальной церковной жизни.

То, что спикерами находящихся в расколе представляется как нежелание Московского Патриархата вступать с ними в диалог, на самом деле является верностью христианскому пониманию существа церковной жизни. А существо церковной жизни имеет отношение к спасению человеческих душ: не больше, и не меньше. Так что слишком высока цена.

Всем хорошо известна притча о блудном сыне, который был с радостью принят отцом, так как, прогуляв свою часть отцовского состояния, со смиренным чувством вернулся в отчий дом, осознавая причины и последствия своего поступка. Когда выступают официальные спикеры «Киевского патриархата», складывается ощущение, что блудный сын пишет отцу письмо примерно такого содержания: «Отец, я слышал, что ты очень переживаешь о том, как я живу. Что ж, я готов вернуться, если ты осознал свои ошибки и попросишь меня вернуться, и пришлешь мне еще средств к существованию». Поэтому не стоит пытаться создавать впечатление миротворцев, на инициативы которых не отвечают злостные ястребы.

К счастью, позиция официальных спикеров, о которых мы говорим, не разделяется большинством людей, в силу разных причин – часто по незнанию – оказавшихся вне церковной ограды. А что касается якобы миротворческих инициатив так называемого Киевского патриархата, то слова о них плохо вяжутся, например, с захватам храмов.

Я не просто готов, а уже исполнил главный призыв открытого письма: я люблю Украину такой, какая она есть на самом деле (я лично, кстати, практически вырос в Украине, в Винницкой области). Более того: мне было приятно увидеть в этом письме то же понимание «Русского мира», о котором мы уже неоднократно говорили. Эта концепция, озвученная Патриархом Кириллом, никогда не была и не может быть политической. Речь идет о духовном, цивилизационном явлении, и только в такой плоскости о ней и можно говорить. Причем никогда в концепции Русского (а ни в коем случае не «Российского») мира у Украины не может быть какой-то «второстепенной» роли «младшей сестры».

Возвращаясь к письму, хочу вспомнить и приведенные в нем слова Патриарха Кирилла, произнесенные в прошлом году в Святогорской Лавре. Святейший говорил тогда о расколе, как о грехе, и это единственное возможное определение раскола, который всегда есть искажение Божией правды, непопадание в цель, уход от подлинной реальности – как любой грех. Правда, автор письма не привел и других слов Святейшего, который также сказал тогда, обращаясь к нашим братьям и сестрам, находящимся в разделении: «Мы будем молиться за вас, даже если вы не хотите этой молитвы, мы на коленях будем просить Бога, чтобы Он милость Свою приклонил к Украине». Разве это не шаг навстречу? И он не остался без ответа со стороны тех, кому был адресован. Одни уже вернулись в Церковь; другие находятся на пути. А те, для кого слова «возвращение» и «покаяние» пока остаются чем-то обидным, возможно, переменят свое отношение в будущем, когда поймут, что в покаянии нет ничего обидного или унизительного. И не вина Патриарха, что его слова подчас не слышат или понимают совершенно превратно. Уверен, что только преодолев это непонимание, мы сможем перейти к настоящему диалогу.

Проблема раскола на Украине в высшей степени серьезна и болезненна, но я бы хотел еще раз подчеркнуть, что никакое вмешательство извне ее не решит. В Украине существует самоуправляемая каноническая Церковь, Предстоятелем которой является Блаженнейший Митрополит Владимир, и он в полном праве вести речь с отпавшими от Церкви о преодолении существующих трагических разделений. Попытка же убедить людей в том, что желанию Блаженнейшего якобы препятствуют некие «темные силы в Москве», кажется мне вполне определенным лукавством — стремлением списать свои собственные неудачи на некоего «внешнего врага», которым легко пугать, и которым легко объяснить все проблемы.

Не меньшим лукавством являются и разговоры о «стремлении Москвы» административно главенствовать над Киевом: много раз говорено, что по факту именно Украинская Православная Церковь обладает влиянием на жизнь всей Русской Церкви: сегодня количество епископов, имеющих российский паспорт, составляет меньше половины, а наличие украинцев в российском епископате и в руководящих органах Московского Патриархата свидетельствует об обратном.

Надеюсь, что существующие соблазны будут преодолены. И тогда Украинская Церковь сможет продолжать благожелательный разговор со всеми, кто находится сегодня в разделении с ней, включая и их вождей, а значит, в будущем мы получим надежду на то, что разделение это будет преодолено. Более того, я уверен, что это случится уже очень скоро.

"Патриарх в Украине", 26 липня 2010 року (рос.)