Отмечая позитивные достижения в сфере государственно-церковных отношений за период независимости Украинского государства, в то же время важным является и выделение неотложных вопросов дальнейшего развития указанного комплекса отношений, решение которых будет способствовать как их дальнейшей гармонизации и утверждению сотрудничества между Государством и Церковью, так и обеспечению межконфессионального, а следовательно, и общественного согласия.
Отмечая позитивные достижения в сфере государственно-церковных отношений за период независимости Украинского государства, в то же время важным является и выделение неотложных вопросов дальнейшего развития указанного комплекса отношений, решение которых будет способствовать как их дальнейшей гармонизации и утверждению сотрудничества между Государством и Церковью, так и обеспечению межконфессионального, а следовательно, и общественного согласия.
Принимая во внимание важность вопроса институционального обеспечения развития государственно-конфессиональных отношений, чрезвычайно актуальным становится вопрос функционирования государственного органа Украины по делам религий, существование которого предусмотрено Законом Украины "О свободе совести и религиозных организациях". Как известно, Указом Президента Украины "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" № 1085/2010 от 09.12.2010 г. был ликвидирован Государственный комитет по делам Украины национальностей и религий, функции по реализации государственной политики в сфере религии возложены на Министерство культуры Украины, а функции в сфере регистрации религиозных организаций – на Государственную регистрационную службу Украины.
В то же время при реформировании механизма институционального обеспечения дальнейшего развития государственно-церковных отношений кажется необходимым учитывать, что существование государственного органа по делам религий предусмотрено Законом Украины "О свободе совести и религиозных организациях" (статьи 14, 16, 24, 30). В частности, в соответствии со статьей 14 указанного Закона, регистрация уставов (положений) религиозных организаций совершается государственным органом по делам религий, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями и Правительством Республики Крым. При этом решение вопроса о регистрации уставов (положений) религиозных организаций достаточно часто требует проведения профессиональной экспертизы, учитывая сложную религиозную ситуацию в Украине.
Учитывая сказанное, передача Государственной регистрационной службе функций регистрации уставов (положений) религиозных организаций, не только противоречит указанному Закону Украины, но, что не менее важно, может привести к существенному ухудшению религиозной ситуации в Украине в связи с имеющейся опасностью того, что вновь созданная служба будет регистрировать религиозные организации без учета их особенностей и возможного влияния на общество и ситуацию в религиозной среде Украины. Также существует обоснованное опасение касательно возможности регистрации религиозных сообществ экстремистского направления и квазирелигиозных бизнес-структур, что будет иметь серьезные негативные общественные последствия.
В то же время, в обращениях Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, в состав которого входит 19 ведущих православных, католических и протестантских церквей, а также иудейское и мусульманские религиозные объединения, которые представляют 95 процентов религиозной сети Украины, и который, соответственно, является наиболее презентативным и авторитетным межцерковным органом, неоднократно указывалась нецелесообразность внесения изменений на нынешнем этапе в действующий Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях", учитывая возможность ухудшения в результате таких изменений религиозной ситуации в Украине.
Учитывая сказанное, кажется нецелесообразным распыление функций в сфере религии, в частности отделение функции регистрации уставов (положений) религиозных организаций от другого комплекса функций в соответствующей сфере.
Также следует учитывать, что, в соответствии со статьей 30 указанного Закона Украины, государственный орган Украины по делам религий, кроме указанного выше, по просьбе религиозных организаций способствует достижению договоренности с государственными органами и оказывает необходимую помощь в вопросах, которые требуют решения этих органов; способствует укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями разных вероисповеданий; оказывает консультативную помощь государственным органам в применении законодательства о свободе совести и религиозных организациях; обеспечивает религиоведческую экспертизу при участии представителей религиозных организаций и соответствующих специалистов. Важным элементом деятельности указанного органа является содействие в решении вопросов, связанных с возвращением религиозным организациям культовых зданий, сооружений и другого имущества. Также, в соответствии с действующим законодательством, на государственный орган по делам религий возложено предоставление согласования при выдаче виз священнослужителям-иностранцам, которые прибывают в Украину по приглашению религиозных организаций.
Вместе с реализацией стратегических задач обеспечения права граждан на свободу совести, гармонизации государственно-церковных и межцерковных отношений, государственный орган по делам религий и структурные подразделения по делам религий областных (городских) государственных администраций выполняют ряд важных функций: изучают и анализируют тенденции религиозных процессов, разрабатывают текущие и долгосрочные прогнозы из отмеченных вопросов, готовят предложения относительно формирования и реализации государственной политики в соответствующих сферах; способствуют деятельности религиозных организаций, решению вопросов, связанных с передачей в пользование и возвращение в собственность религиозных организаций культового имущества; оказывают соответствующую организационно-методическую и консультационную помощь органам исполнительной власти и органам местного самоуправления; ведут учет религиозных организаций.
Ослабление усилий на каждом из указанных участков негативно отразится на динамике реализации государственной политики в сфере государственно-церковных отношений и на обеспечении межконфессионального взаимопонимания. Вместе с тем, можно прогнозировать, что ликвидация государственного органа по делам религий повлечет за собой и разрушение системы структурных подразделений по делам религий, областных (городских) государственных администраций, что (как свидетельствует предшествующая практика) будет иметь негативное влияние на реализацию государственной политики в сфере государственно-церковных и межцерковных отношений, что, в свою очередь, будет содержать угрозу для общественной стабильности.
При этом следует учитывать, что на сегодня в Украине действует свыше 35 тыс. религиозных организаций 55-ти конфессий; уровень религиозной активности населения Украины по многим показателям превышает аналогичные характеристики большинства стран бывшего СССР и центрально-европейских государств, религиозный фактор играет мощную роль в общественно-политической и социо-культурной жизни Украины, оказывает заметное влияние на международные отношения; в то же время уровень потенциальной конфликтности в религиозной среде является выше, чем в обществе в целом, содержит в себе реальную угрозу общественному спокойствию и стабильности в государстве. Отметим, что одними из негативных последствий предыдущих ликвидаций государственного органа по делам религий (в 1995 и 2005 годах) как раз и было существенное обострение межконфессиональных конфликтов, а также существенное снижение динамики развития государственно-церковных отношений.
Поэтому, по мнению экспертов и представителей религиозного сообщества, важным шагом для дальнейшего обеспечения развития государственно-церковных отношений является возобновление функционирования государственного органа по делам религий в форме, например, Государственной службы по делам национальностей и религий как центрального органа исполнительной власти, деятельность которого направлялась бы и координировалась через Министра культуры Украины, с возложением на него функций регистрации уставов (положений) религиозных организаций в соответствии с Законом Украины "О свободе совести и религиозных организациях".
Одним из важных шагов в направлении дальнейшей гармонизации государственно-церковных отношений в Украине могла бы стать встреча Президента Украины с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций.
В прошлом встречи ВСЦиРО с политическим руководством государства были систематическими и способствовали как решению сложных вопросов государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, так и повышению авторитета Государства и его руководства в украинском и международном контекстах. Да, на протяжении последних пяти лет встречи ВСЦиРО с Президентом Украины происходили в 2005, 2006 и 2009 годах, с Премьер-министром Украины в 2008 и 2009 годах.
Представляется важным сохранить динамику таких встреч, равно как и традиционную в прошлом практику проведения торжественных государственных мероприятий при участии высшего политического руководства страны и руководителей церквей и религиозных организаций, которые входят в состав ВСЦиРО, что является важным для дальнейшей гармонизации как государственно-конфессиональных, так и межконфессиональных отношений. В своих обращениях к Президенту Украины ВСЦиРО неоднократно предлагал проведение такой встречи. Ее целесообразность поддерживается и членами Общественного гуманитарного совета при Президенте Украины.
Встреча Президента Украины с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций способствовала бы как дальнейшему росту его авторитета в религиозной среде Украины, так и улучшению международного имиджа государства. Во время такой встречи Президентом Украины могла бы быть обнародована его программа в сфере усовершенствования государственно-церковных отношений, которая, в частности, могла бы включать представление им в Верховную Раду Украины проекта Концепции государственно-конфессиональных отношений в Украине или его утверждение указом Президента Украины, дальнейшего развития сотрудничества Государства и Церкви в гуманитарной сфере, завершения процесса возвращения Церкви бывших культовых сооружений.
Настолько же важной кажется и активизация деятельности Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций при Кабинете Министров Украины. Отметим, что в 2010 году Комиссией не проведено ни одного заседания, при том что, согласно Положению о Комиссии, ее заседания должны происходить не реже, чем один раз в квартал. Безусловно, такая ситуация в определенной мере вызвана нынешним отсутствием в составе Правительства вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам и значительной нагрузкой в других сферах на имеющихся вице-премьер-министров.
К полномочиям Комиссии, в соответствии с Положением о ней, отнесено рассмотрение вопросов, которые касаются обеспечения реализации прав религиозных организаций; подготовку предложений относительно возобновления прав религиозных организаций, нарушенных в результате проведения тоталитарной политики бывшим СССР, и разрабатывание механизма преодоления негативных последствий такой политики; подготовку рекомендаций относительно усовершенствования механизма возвращения религиозным организациям культовых зданий и другого принадлежавшего им имущества; анализ предложений органов исполнительной власти относительно высвобождения зданий, которые подлежат возвращению религиозным организациям, и перемещения учреждений и организаций из таких зданий.
Вместе с тем, несмотря на то, что и названного достаточно для понимания масштабности заданий, которые возлагаются на Комиссию, работа Комиссии не сводится лишь к вопросам возвращения бывшей церковной собственности, но она была задумана как площадка для общего поиска представителями государственных и религиозных институций механизма дальнейшего развития сотрудничества между государством и церковью в разных сферах, а ее достаточно высокий статус должен был способствовать эффективному продвижению в этом направлении.
Отметим, что изменения к Положению о Комиссии, внесенные Постановлением Кабинета Министров Украины от 2 сентября 2010 года, значительно расширили возможности Госкомнацрелигий относительно активизации ее деятельности, однако ликвидация указанного органа, очевидно, негативно будет влиять и на перспективы дальнейшей деятельности указанной Комиссии.
Одним из приоритетов государственной политики относительно религии и церкви в ближайшей перспективе очевидно должен оставаться вопрос возвращения религиозным организациям реквизируемого в прошлом церковного имущества. Интенсивный рост количества церковных институций значительно опережает возможности их материального и имущественного обеспечения. Это порождает напряжение в религиозной среде, имущественные споры в некоторых населенных пунктах, к сожалению, приводят к острому противостоянию между религиозными общинами, нарушению общественного правопорядка. В этой ситуации государство на протяжении всех последних двадцати лет прилагает значительные усилия по возвращению церкви бывших культовых сооружений и имущества. Процесс реституции церковной собственности должен и в дальнейшем быть объектом государственного внимания и контроля.
Вместе с тем, представляется важным дать обоснованное заключение, что именно должно быть возвращено Церкви немедленно, что следует повернуть в ближайшей и более отдаленной перспективе, а что передать вообще не представляется возможным, составив и утвердив соответствующие реестры. В то же время кажется необходимым и определить режим общего использования бывшего культового имущества, которое является невозможным вернуть церковному сообществу, как соответствующими государственными институциями (музеями, заповедниками и т.п.), так и религиозными организациями.
Очевидно, что в силу многих причин на сегодня есть такие культовые памятники истории и архитектуры, которые имеют общеукраинское значение и не могут быть переданы в пользование той или другой религиозной общности. Например, София Киевская. Но вместе с тем следует осознавать, что сакральная достопримечательность должна нести и духовную нагрузку, потому что ее не создавали только как музейный экспонат. Храм, в котором хотя бы раз в году не совершается литургия, в определенном смысле теряет свое сакральное значение. И, следовательно, является необходимым общий поиск представителями государства и религиозного сообщества такого механизма и режима использования сакральных памятников истории и архитектуры, который одновременно обеспечивал бы их хранение, но вместе с тем и способствовал их сохранению именно как сакральных памятников.
На сегодня в мире уже накоплен богатый опыт успешного сочетания сохранения сакральных памятников истории и культуры и их использования именно как культовых объектов. Важным является ознакомление с указанным опытом. В этом контексте стоит отметить проведение в течении ноября 2010 года международного семинара "Роль религиозных общин в управлении объектами всемирного наследия", который состоялся в Киево-Печерской Лавре под эгидой ЮНЕСКО и патронатом Президента Украины, и украинско-французского музейного семинара "Сакральные памятники или культурное наследие?", состоявшийся в Софии Киевской.
Представляется целесообразным проработать вопрос использования компенсаторных механизмов. Идет речь об определенной компенсации со стороны государства тем религиозным организациям, которые обоснованно претендуют на те или иные памятники, которые не могут быть в силу разных причин им возвращены. В таких случаях, компенсацией могло бы служить выделение соответствующим религиозным организациям земельных участков или финансовая помощь со стороны государства для строительства ими новых культовых или других сооружений. Отметим, что и в рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы Украине от 24 апреля в 2002 г. № 1556 (2002) идет речь о необходимости гарантировать религиозным институциям справедливую компенсацию в случаях, когда возвращение им собственности, национализированной в прошлом, является невозможным.
Очевидно, что вопрос возвращения бывшей церковной собственности дополнительно усложняется еще и проблемой определения религиозной общины, которой должен быть передана та ил иная сакральная достопримечательность, учитывая как разделенность Православия в Украине, так и сложную историю межконфессиональных отношений, которая касается не только территории Западной Украины. Идет речь о том, что на практике на одну и ту же достопримечательность претендуют представители нескольких религиозных общин, имея на это определенные исторические основания. И любые не взвешенные шаги со стороны государственных органов могут в дальнейшем привести к возникновению или усилению межконфессионального напряжения.
Проблемой остается и вопрос возвращения религиозным организациям бывшей церковной собственности, которая в настоящее время находится не в государственной, а в коммунальной собственности, поскольку в данном случае действующее законодательство практически ставит решение этого вопроса в зависимость от доброй воли представителей органов местного самоуправления и осознания ими того, что то, что принадлежало церкви, должно быть церкви и возвращено. К сожалению, такую добрую волю и такое осознание наблюдаем не всегда. В этом контексте важным является принятие Верховной Радой Украины проекта Закона Украины "О внесении изменений к некоторым законам Украины (относительно моратория на приватизацию имущества культового назначения)" (реестр. № 3347 от 10.11.2008 г.) с целью сохранения того, что должно быть возвращено Церкви, учитывая имеющиеся случаи отчуждения третьими лицами такого имущества.
Указанные вопросы активизируют потребность в совершенствовании правового механизма возвращения (передачи) религиозным организациям культовых сооружений. Так, обеспечению этого важного процесса должен способствовать проект Закона Украины "О возвращении религиозным организациям бывших культовых сооружений", разработанный Госкомнацрелигий еще в 2009 году.
Вместе с тем, следует отметить, что в указанном законопроекте идет речь лишь о возвращении бывших культовых зданий, в то время как и религиозное сообщество, так и международные обязательства Украины говорят о реституции всего бывшего церковного имущества, а на практике уже появляется вопрос о возвращении религиозным организациям не только культовых, но и других сооружений, которые принадлежали Церкви. Поэтому, по нашему убеждению, необходимая разработка соответствующей комплексной государственной программы, а принятие указанного Закона и завершение процесса возвращения бывших культовых зданий должно стать первым этапом реализации такой программы. Безусловно, что ее реализация требует и надлежащего государственного финансирования. Отметим, что Украины в этом не уникальна, ведь из стран бывшего СССР Литва и Грузия уже практически справились с этим заданием. Уникальность Украины может заключаться лишь в объемах того, что должно быть возвращено, и в поликонфессиональном разнообразии нашего общества.
На практике процесс возвращения религиозным организациям сакральных памятников требует включения в него и согласованности действий разных государственных органов. Безусловно, именно государственный орган по делам религий мог бы быть в определенном смысле посредником между соответствующими государственными и религиозными институциями, создавать площадку для диалога между их представителями для поиска взаимоприемлемых решений, что в очередной раз свидетельствует о необходимости его функционирования на нынешнем этапе.
Достижение главной цели государственной политики в сфере свободы совести предусматривает утверждение принципов межконфессионального взаимопонимания и национального единства ради развития демократического, правового, конкурентоспособного государства. Современная стратегия сотрудничества государства и церкви, как целеустремленный и системный процесс, должна утверждать духовную культуру, формировать поле толерантности и взаимоуважения, быть направленной на поиск взаимоприемлемых форм и методов решения социальных и религиозных проблем. Достижение этой цели возможно лишь при условии межконфессионального взаимопонимания и согласия.
Позитивная динамика развития межконфессиональных отношений в Украине в значительной степени зависит от деятельности межконфессиональных органов всеукраинского и местного уровней, сотрудничества церквей и религиозных организаций в формате общественных советов при центральных органах исполнительной власти.
Как уже было отмечено выше, ведущее место в области формирования межконфессионального диалога и системы государственно-церковных отношений в стране занимает Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций. ВСЦиРО активно способствует поиску межконфессионального взаимопонимания, в диалоге с органами государственной власти рассматривает вопрос относительно совершенствования действующего законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций, мероприятия по защите и утверждению нравственности в обществе и т.п.
Кроме Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций на национальном уровне функционируют и другие межцерковные органы, которые способствуют межконфессиональному диалогу. Среди них следует назвать Совещание представителей христианских Церквей Украины, Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины и Совет представителей духовных управлений и центров мусульман Украины.
Вместе с общеукраинскими межконфессиональными органами важную роль для развития государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений играют межцерковные советы при областных государственных администрациях. Для выполнения поручения Президента Украины такие советы были созданы в 2005 г. в большинстве областей Украины. Вместе с тем, подавляющее большинство из них в настоящее время требует активизации своей деятельности.
Для углубления как государственно-конфессионального, так и межконфессионального диалога, выработки конкретных механизмов сотрудничества между Государством и Церковью в разных сферах, важной является деятельность государственно-церковных консультативно-совещательных органов при министерствах и ведомствах в формате общественных советов.
Так, свою работу активно продолжает Общественный совет по вопросам сотрудничества с церквями и религиозными организациями при Министерстве образования и науки Украины, в состав которой, кроме специалистов Минобразования входят представители разных конфессий, делегированные заинтересованными членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. В центре внимания Общественного совета - вопрос содействия введения преподавания предметов духовно-морального устремления в общеобразовательных учебных заведениях разного уровня проработка государственного стандарта из богословия, уравнения в правах студентов и преподавателей духовных учебных заведений со студентами и преподавателями государственных и частных учебных заведений и т.п.
Активно осуществляет свою работу Общественный совет при Министерстве здравоохранения Украины по вопросам сотрудничества с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций. На своих рабочих заседаниях представители конфессий и медицинского сообщества рассматривают вопросы пропаганды здорового образа жизни, профилактики распространения инфекции ВИЧ/СПИДА, сужения практики абортов, пути совершенствования процесса вакцинации в Украине, обсудили проект "Этического кодекса врача" и т.п.
В 2009 году, с целью налаживания тесного сотрудничества Министерства обороны с церквами и религиозными организациями для удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих и духовного, морально-этического военно-патриотического воспитания личного состава Вооруженных Сил Украины образован Совет по делам душепастырской опеки при указанном министерстве. Результатом ее работы стала разработка Концепции душепастырской опеки военнослужащих Вооруженных Сил Украины.
Национальной экспертной комиссией Украины по вопросам защиты общественной морали был подписан Меморандум о сотрудничестве с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций, в рамках реализации которого образован общий Научно-консультативный совет по вопросам религии и национальностей, для проработки проблемных вопросов связанных с необходимостью анализа публикаций и других материалов на предмет разжигания религиозной или национальной вражды, оскорбления религиозных чувств верующих и т.п.
Важно, что деятельность отмеченных общественных советов приводит к совершенно конкретным управленческим решениям в сфере компетенции соответствующих министерств и ведомств.
Кажется важным и целесообразным создание такого совета при Госкомтелерадио. Кроме того, на научно-практической конференции, посвященной вопросам сотрудничества органов внутренних дел и религиозных организаций, которая в апреле 2010 года прошла в Донецком институте внутренних дел, затрагивался и вопрос о целесообразности создания аналогичного совета при Министерстве внутренних дел Украины. Вместе с тем, в контексте последних правительственных решений относительно участия общественности в формировании и реализации государственной политики кажется безусловно необходимым сохранить уже действующие общественные советы по вопросам сотрудничества с церквями и религиозными организациями при тех министерствах и ведомствах, где они доказали эффективность своей работы.
Целесообразным является и перенесение этого позитивного опыта на местный уровень. В первую очередь идет речь о проведении тематических заседаний межцерковных советов при облгосадминистрациях при участии представителей соответствующих органов государственной власти. Как пример можем привести проведение в ряду областей в 2010 году заседаний таких советов при участии специалистов областных управлений науки и образования, посвященных вопросам дальнейшего внедрения преподавания в общеобразовательных учебных заведениях предметов духовно-морального устремления. Очевидно, что проведение таких заседаний будет способствовать как налаживанию сотрудничества между государственными органами и религиозным сообществом на местах, так и будет наполнять межконфессиональный диалог реальным содержанием, а следовательно будет способствовать межконфессиональному пониманию.
Безусловно, продвижение Украинского государства, его дальнейшее развитие как европейского демократического государства в значительной степени зависит и от дальнейшего развития партнерской модели государственно-церковных отношений, и от обеспечения межцерковного согласия. Решение этих масштабных заданий требует совместных усилий государственных институций разного уровня, представителей религиозного сообщества, ученых, общественности. Но в первую очередь требует убежденности в важности этой поставленной цели и реальных усилий по ее достижению.