Людмила ФИЛИПОВИЧ, д-р филос. наук, проф., зав. отделом религиозных процессов Института философии НАНУ
Вопрос реформирования образовательной системы в Украине в свете Болонского процесса, который определяет те изменения, что переживает средняя и высшая школа, с необходимостью поставила перед педагогами, управленческими структурами в области образования вопрос о концептуальном переосмыслении подходов к образованию. Старая, советская система, которая фактически до сих пор сохранена в школе, декларируя в Законе об образовании право на образование, не предполагает свободу выбора этого образования: поэтому дети учатся там, за что их родители в состоянии заплатить, но отнюдь не там, где хотелось бы. Родители поставлены в жесткие условия: либо отдать свое чадо в государственную школу, можно попробовать в специализированную, но это привилегия больших городов, либо в частную, что также возможно только в крупных “очагах цивилизации”. Зная о системном кризисе государственной системы образования (низкий уровень преподавания, текучка кадров, коррупция, переполненные классы и т.д.), всякий здравый родитель мечтает о частной школе. Но нынешняя частная школа недоступна большинству украинцев. Во-первых, их не так много (например, из 527 общеобразовательных учреждений (ООУ) Киева только 44 – частные, т.е. чуть больше 8%), а во-вторых, высокая плата за обучение, которая составляет от минимум 120 дол. до максимум 1000 дол. в месяц за ребенка не всем по зубам.
Последнее время в Украине все чаще говорят об альтернативной школе, об альтернативном образовании, которое рассчитано не на современных буржуа, а на средний класс.
В контексте разговора об образовании и религии альтернативное образование предполагает наличие такого его сегмента как общеобразовательные учебные заведения (ООУЗ), основанные религиозными организациями. Исходя из того, что около 70% населения Украины идентифицируют себя верующими людьми (преимущественно христианами), которые имеют закрепленное Конституцией Украины право воспитывать своих детей в духе собственных мировоззренческих установок и религиозных убеждений, а значит и обучать в тех ООУ, которые соответствуют определенным требованиям, предъявляемым верующими родителями к образованию своих детей. Скажем, если христианин верит в создание мира за 6 дней, то он в праве ожидать, что в школе не будет монопольно излагаться эволюционная теория.
Кроме того, в результате социологического мониторинга состояния и тенденций развития религиозности украинского общества, а также общественного мнения относительно роли религии в общественной жизни, проведенного авторитетным Центром экономических и политических исследований им. Александра Разумкова в 2007 г., 17,7% опрошенных хотели бы, чтобы их дети обучались в ООУ, основанными церковью, и еще 33,8% присоединились бы к числу сторонников такого образования, если бы это зависело от уровня образования в такого типа ООУ. То есть более половины всех украинцев поддерживают проект создания альтернативного образования, и конкретно его религиозный, так сказать, сегмент. Понятно, что наибольшее количество симпатиков такой идеи на Западе Украины (соответственно 35,8% и 35,2%), а наименьшее – Юг Украины – всего 7% выступили однозначно «за» такую форму образования, и еще 28,4% согласны поддержать идею при условии высокого уровня образования в такого рода ООУ.
Реализация данного права родителей и гарантия свободы выбора образования — непростой вопрос. С одной стороны, есть общественная потребность, конкретный социальный запрос. С другой стороны, отсутствует понятная, прозрачная законодательная база для создания ООУ религиозными организациями. Ныне в Украине имеем конфликт законов: 1) Закона об образовании, который четко отделяет школу от церкви, а церковь от государства, и 2) Закона о свободе совести и религиозных организациях, который прямо не разрешает создание такого рода учреждений, но и не запрещает их создание. Но поскольку, создавая ООУ, фундаторы такой школы обращаются к Министерству образования, то оное руководствуется нормами Закона про образование, а не нормами непрофильного Закона.
Более 10 лет законодатели не могут разрешить данный конфликтный треугольник «государство-образование-религия». Неоднократно подавались поправки к ныне действующим законам относительно предоставления религиозным организациям права на учреждение ООУ. Но всякий раз либо законопроект проваливался, либо Парламент распускался. Поэтому ныне в Украине любая общественная организация, скажем, Партия любителей пива, любое частное лицо, скажем, летчик или шахтер, имеет право учредить ООУ, а религиозная организация – нет. Именно этот правовой нонсенс дал возможность в свое время проникнуть в школы Востока Украины обществу Николая Рериха, федерации профессоров за мир (Церковь Муна), последователей дианетики (Церковь саентологии), а исторические церкви остались за бортом.
Церкви Украины, общественные организации, образовательные учреждения, осознающие необходимость изменения сложившейся ситуации в отношениях между религией и образованием рассчитывают на то, что Украина откажется от жесткой модели отделения школы от церкви, включит в свою практику лучшие примеры исторических и инновационных, зарубежных и собственных форм образования.