Created with Sketch.

Архиепископ Игорь (Исиченко): «В.Янукович четко позиционировал себя, как представитель Православной Церкви Московского Патриархата. И очень хорошо, чтобы УПЦ (МП) помнила о своей ответственности за этот человека»

02.03.2010, 14:46

«Угрожает ли существованию Украинской Церкви на Востоке изменение религиозной политики Президента Украины» - пресс-конференция архиепископа Харьковского и Полтавского Игоря (Исиченко) во Львове.

В помещении львовского ставропигийного братства им. Св. Андрея Первозванного 27 февраля состоялась пресс-конференция архиепископа Харьковского и Полтавского Игоря (Исиченко) на тему: «Угрожает ли существованию Украинской Церкви на Востоке изменение религиозной политики Президента Украины». Напомним, что архиепископ Игорь прибыл во Львов для участия в поминальных мероприятиях по случаю 10-ой годовщины упокоения патриарха УАПЦ Димитрия (Яремы).

 В начале встречи с журналистами епископ заметил, что на эту тему ему говорить значительно легче, чем жителям Западной Украины, поскольку в течение последних нескольких лет местная власть на территориях Харьковской, Луганской и Донецкой областей находится в руках представителей Партии Регионов, и потому Харьковсько-Полтавская епархия имеет уже опыт сотрудничества с этой властью. Архиепископ также обратил внимание на то, что, к огромному стыду украинских партий, в течение существования независимого украинского государства получалось так, что более рациональную религиозную политику проводили политические силы, считавшиеся патриотическими, – Президента Кравчука, Президента Ющенко, то для УАПЦ каждая администрация несла очередные потрясения. Это был фактический запрет Церкви во времена Кравчука. Это была разделение Церкви, подпитываемое администрацией Виктора Ющенко. Как бы критически мы не относились к администрации Леонида Кучмы, но легитимность УАПЦ была восстановлена во времена его правления, в 1995 году»,  — отметил архиепископ Игорь.

Анализируя политику бывших Президентов, владыка заметил, что для него она является вызовом и загадкой вместе с тем. Почему у партий национально-демократического направления и их приверженцев до сих пор не было мудрости строить конструктивную церковную политику? По мнению архиепископа, причиной таких действий власти является волюнтаризм, унаследованный силами, заявляющими о себе как о демократических.

Следующей темой, на которой остановился архиепископ в своем вступительном слове, стал визит Патриарха Московского в Украину в день инаугурации новоизбранного Президента. В частности владыка отметил, что такой шаг со стороны Виктора Януковича он склонен рассматривать, как позитивный. Архиепископ напомнил, что еще раньше во время разговоров с членами правительства он обращал их внимание на неуместность совместных молебнов всех конфессий Украины, а также посещение храмов всех конфессий, в чем просматривается нотка цезарепапизма ранневизантийского периода, когда император считался главой всех конфессий (в частности арх. Игорь привел пример императора Константина, который, сам будучи некрещеным, созвал Вселенский собор и играл роль главы всех конфессий империи). По мнению архиепископа, такой же соблазн стоит перед украинскими высокими должностными лицами – быть главой всех конфессий. «А это временами значительно проще, чем быть прихожанином конкретной Церкви. Потому в этом контексте шаг Виктора Януковича в чем-то более понятен для обычного верующего. Он четко позиционировал себя, как представитель Православной Церкви Московского Патриархата. И очень хорошо, чтобы его избиратели это усвоили, поняли, запомнили, и чтобы УПЦ (МП) помнила о своей ответственности за этот человека», — подчеркнул владыка Игорь.

Продолжая тему, связанную с интронизацией новоизбранного Президента Украины Виктора Януковича, архиепископ Игорь сказал: «Я уже давно жду от журналистов, когда они начнут спрашивать иерархов: «А почему человек, определяющий себя верным их конфессии, так себя ведет?» Несет ли ответственность за поведение депутатов архиерей, являющийся душпастырем Верховной Рады, имеет там часовню и ведет там службы, а также осуществляет опеку по крайней мере над той частью депутатов, которые принадлежат к его конфессии?»

Во время пресс-конференции архиепископ Игорь также поднял вопрос статуса епархии, которую он возглавляет, поскольку, по его словам, он чрезвычайно беспокоит многих людей в Украине и во Львове в частности. По словам архиепископа, в течение всех этих лет раскола в УАПЦ его много раз провоцировали на то, чтобы епархия вошла в состав УПЦ КП или регистрировала Устав другой Церкви. «Но мы этому категорически противились и остались епархией Украинской Автокефальной Православной Церкви. Но поскольку под таким названием нас категорически не хотели юридически признавать, нам пришлось под давлением департамента по делам религий Украины при министерстве юстиции зарегистрировать Устав Харьковско-Полтавской епархии, как епархии обновленной той же Украинской Автокефальной Церкви. Таким образом, епархия сохраняет перспективу дальнейших контактов со своими родными епархиями на Галичине и в центре Украины»,  — объяснил ситуацию архиепископ Игорь (Исиченко). Владыка также заявил, что нынешнее, независимое от киевского центра, положение епархии он считает временным.

В завершение вступительного слова епископ Игорь подытожил, что, поставив такую провокативную тему пресс-конференции, лично считает, что изменение политического руководства страны ничем не угрожает разным конфессиям. А также верит, что новая власть, беспокоясь о собственном положительном имидже для себя, прежде всего, позаботится о том, чтобы не допустить таких искусственно создаваемых религиозных конфликтов, которые возникли в предшествующий период.

Отвечая на вопрос журналистов, возможно ли использование иерархами Московского Патриархата админресурса новой власти для борьбы с другими конфессиями на центральных и восточных территориях Украины, владыка Игорь отметил, что для его общины это не будет абсолютно новым явлением, потому что такая практика была и есть на востоке Украины постоянно. Архиепископ Харьковский рассказал журналистам о случаях, когда чиновники, выяснив, к какой юрисдикции принадлежит православная община, с саркастической улыбкой отвечали, что для них никаких льгот не имеет. В то время, как другие конфессии могут такие льготы получать. Архиепископ в частности рассказал о трудностях, с которыми столкнулась его община в Киеве во время получения разрешения на строительство храма.   

«Понятно, что наивно было бы считать, что пророссийские силы, которые сейчас приходят к власти, будут менять свой настрой на более положительный по отношению к украинским Церквям. Но я не думаю, что в Западной Украине что-то могло бы существенным образом измениться. У вас есть уже четко определенная конфессионная ситуация, и менять ее никто не будет, не решится. На востоке она так же сложилась, и если возможны в некоторых местах переходы из одной протежировнной частью политикума конфессии к другой, то это свидетельствует только о ее слабости перед испытаниями, которые будут. Не думаю, что какая-либо политическая сила сегодня будет приглашать какую-либо религиозную организацию во власть непосредственно и открыто. И не думаю, что какая-либо Церковь будет безответственно относиться к своему собственному будущему, к своему имиджу, что она в эту власть пойдет и свяжет себя с ней», — закончил свой ответ архиепископ Игорь (Исиченко).

Продолжая отвечать на вопросы прессы, архиепископ также заметил: «Бесспорно, что любое изменение в нашей жизни нам надо рассматривать, как шанс, данный нам Богом. А любой шанс, даже когда мы попадаемся в кризис, свидетельствует о внимании и любви Бога к нам, если такой вызов для нас есть, значит, мы достаточно сильные, чтобы его преодолеть. Только для этого надо найти в себе те ресурсы, которых мы до сих пор не обнаруживали».

Говоря об идее единой поместной Церкви, владыка Игорь высказал предостережение, что всем необходимо быть очень осторожными с этой концепцией. По словам владыки, если после администрации Президента Кравчука казалось, что уже некуда говорить о профанации лозунга украинской Церкви, то оказалось, что можно. «Сейчас мне кажется, что надо воздержаться от употребления этого термина (Единая поместная Церковь – прим. редактора) и сосредоточиться на других аспектах деятельности Церкви. Знаете, даже если Церковь будет единой поместной, но будет коррумпированной, неавторитетной, заполненной необразованными священниками, неспособной исцелять человеческие души, то для чего такая Церковь?» — подытожил архиепископ.

Харьковский архиерей также подчеркнул, что если Церковь не ведет к спасению, если она выполняет политические задачи, пусть даже хорошие задачи: построение независимого государства, утверждение национальной идеи – это уже не Церковь. И этим должны заниматься другие силы.

Владыка также поделился своими соображениями относительно позапрошлогоднего визита в Украину Вселенского Патриарха Варфоломея и признание украинской автокефалии. В частности архиепископ Игорь напомнил присутствующим, что он постоянно делал ударение на том, что невозможно перепрыгнуть при современных условиях через определенные этапы становления автокефальной Церкви и сразу перейти к победному признанию автокефалии. «Сейчас, при любом взгляде на православные каноны, необходимо выходить на «нулевой уровень». Необходимо не ставить условий Константинопольскому Патриархату об автономной Церкви, или сразу требовать автокефалии, да еще и со своим Предстоятелем. Просто нужно возвращаться к тому положению Киевской Церкви, до 1686 года: признанию предстоятельства Константинопольского Патриарха, формированию под его омофором епархиальных структур и совместно с нашей Церковью в диаспоре «выращивать» автокефальную Церковь», — подытожил архиепископ Игорь.

Отвечая на вопрос журналистки о благословении Патриархом Московским нового Президента Украины «на вхождение во власть», архиепископ Игорь (Исиченко) подчеркнул, что он положительно воспринял эту новость: «Патриарх Кирилл явил его представителем Церкви Московского Патриархата. Он принял на себя ответственность. Я ему лично признателен, мы будем знать теперь, кому адресовать свои претензии».

 В завершение пресс-конференции архиепископ Харьковский и Полтавский поделился своими мыслями относительно отношений УАПЦ и Вселенской Патриархии: «Для нашей Церкви, живущей в такой атмосфере несвободы, погруженной в  конфликты, частично привнесенные извне, частично рожденные собственными человеческими немощами или зависимостями, сейчас входить в непосредственное подчинение  — это вместе с тем накладывать определенный отпечаток на авторитет Вселенской Патриархии. Я очень боялся в прошлом году, когда часть епископата УАПЦ, не признавшая митрополита Константина своим главой, приняла решение о вхождении во Вселенский Патриархат на правах автономии. Я боялся, чтобы Вселенский Патриарх не принял их и не принял весь шлейф дурной славы, тянущийся за вошедшими туда лицами. Этого не произошло — и слава Богу.  Думаю, что здесь и в дальнейшем нам следует помнить о собственной ответственности».

Читайте также
Интервью «Для большинства жителей Литвы православие — это “русская вера”», — о. Владимир Селявко
02 марта, 09:00
Интервью Вера – это камертон для моих личных решений, – Юлий Морозов
02 марта, 11:07
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
02 марта, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
02 марта, 11:44