Чем живет сегодня церковная община УПЦ КП на Востоке Украины? Каким должен быть священник? Возможно ли объединение двух Православных Церквей? Обо всем этом шла речь с временно управляющим Луганской епархией архиепископом Сумским и Охтырским УПЦ КП Мефодием (Срибняком).
— Открытие этого первого храма Киевского Патриархата на луганской земле состоялось недавно, летом. Вспоминаем и милицию, и протестующих, и отрицательные отзывы отдельных священнослужителей Московского Патриархата. Те, кто был против появления храма, заявляли, что в него никто не будет ходить. Что Вы имеете сейчас? Есть ли парафияне у Свято-Троицкого храма?
— Конечно, есть и немало. Люди приходят на службы, венчаются, крестятся. Много казаков, они любят наш храм, который, кстати, и построен в древнерусском казацком стиле. А что касается протестующих, должен сказать, что большинство из них, когда Святейший Патриарх уехал, подходили и просили разрешения зайти в храм — посмотреть и помолиться. О чем это говорит? Что политиканство никому не нужно. Кого ты сегодня возьмешь тем флажком? Надо смотреть вперед, смотреть, как живет сегодня мир. Только благодаря высокому уровню духовности можно чего-то достичь и изменить к лучшему.
— А были ли какие-то препятствия со стороны власти, когда строительство только начиналось?
— Нет, наоборот. Когда я приехал в Луганск, то встретился с мэром города Сергеем Ивановичем Кравченко. Он мне очень понравился как городской голова. В разговоре он сказал: «Стройте, город за то, чтобы развивалась духовность. Мы бы хотели, чтобы у нас были все конфессии. У нас есть мечеть, синагога... Но не рассчитывайте на то, что в нашем бюджете для вас предусмотрены какие-то особые средства». Я не обиделся на него, потому что он правильно сказал. Под строительство нам предложили разные места. Я поехал к Святейшему Патриарху, и когда дошел в перечне к месту, где построена наша церковь, Патриарх сказал остановиться. Недавно я его спросил: «Почему именно это место Вы выбрали?» «Потому что здесь должен быть храм», — ответил он.
Строительство мы начали осенью, и оно было очень успешным. На помощь постоянно приходили люди, приезжали даже из Харьковщины, Сумщины, Донбасса. Работали очень напряженно, вставали в четыре утра.
— Во время своего визита на Луганщину Святейший Патриарх Филарет рассказал, что в области планируется строительство ряда храмов Киевского Патриархата. Насколько это реально?
— Да, запроектировано несколько десятков храмов, то есть в каждом районе области, и люди сегодня хотят где-то в 10 местах начинать строительство. Реальность этого строительства значительная, потому что этого хотят люди. И я за то, чтобы храмы строились людьми, то есть обществом. Я за то, чтобы были меценаты, но они должны быть духовными людьми, чтобы в это дело вкладывалась душа. Церковь принимает честные пожертвования.
— Будущее Киевского и Московского Патриархатов. По Вашему мнению, объединение возможно?
— Никогда не сомневался в этом, и думаю, что это обязательно придет. Сегодня большинство священнослужителей Московского Патриархата, за исключением некоторых, понимают реальности жизни, что это искусственное разделение. Конфликт этот, к сожалению, связан с политикой, а не верующими людьми, и является отголоском тоталитарного коммунистического режима. В основе веры лежит любовь Божья. Сказано так в Священном Писании: «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, что между вами будет любовь Божия». Объединение по сути своей неизбежно. Сегодня важно не обижать друг друга, а дружить между собой, быть примером для всех верующих. Очень мудро по этому поводу высказался бывший ректор Одесской Духовной Семинарии, сегодня Управляющий Сумской епархией УПЦ МП архиепископ Евлогий, известный и авторитетный православный деятель Сумщины: "Как мы относимся к Киевскому Патриархату? С любовью. Мы хотим единства. Это единение принесет мир Украине. Не только двери наших храмов, но и наши сердца открыты для того, чтобы мы были вместе, и мы этого ждем, и мы к этому идем, и мы к этому призываем". (Областная общественно-политическая газета "Сумщина" от 14.08.13 №32).
Объединению Церкви способствует развитие общих христианских акций и празднование важных христианских дат. Чтобы люди больше узнавали об огромных достижениях христианства. Потому что большинство людей даже не осознает, какой мы древний христианский народ. А главное — украинцы должны осознать свою национальную идентичность, быть патриотами своей страны. И достижения наших предков — язык, культура, история, традиции, я уже не говорю о вере, ибо вера на первом месте стоит, — это наше самое большое богатство.
— Какие отношения сложились между представителями Киевского и Московского Патриархатов на Луганщине? Встречались ли Вы с владыкой Митрофаном, архиепископом Луганским и Алчевским?
— Пока не встречались, но хорошие наработки в их епархии мы используем. И молимся о них. Ведь если мы не будем уважать друг друга, то сможем ли быть примером для верующих людей?
— А с другими конфессиями?
— Мы со всеми дружим, всем людям рады, кто несет добро и человечность. Мы не ищем себе врагов. Мы ищем друзей, единомышленников, людей демократичных, которые хотят строить свою жизнь в нормальном русле.
— С какими проблемами сталкиваетесь?
— Проблемы есть, как и везде, потому что без проблем нет жизни. В большинстве своем они бытовые, поэтому решаются по мере возникновения. Проблема кадров сложная. Мы торопимся с подготовкой священников, при епархии действует духовное училище. Но это не только у нас. Сегодня в Украине у нас около 30 семинарий и академий, где готовят священников. Этого не достаточно, потому что, к нашей большой радости, быстро растут новые общины. Мы вынуждены в таком темпе работать, чтобы не дать этому процессу замедлиться.
— Что сегодня значит быть православным священником? Насколько современные священники отличаются от тех, которые были в XIX-XX веке?
— Были достойные пастыри, молитвенники тогда, и сейчас есть много достойных. Конечно, мы видим мало сегодня старцев, которые отдали все, пошли молиться Богу, служить людям. Я сегодня старцем считаю Святейшего Патриарха Филарета. Он честный человек, откровенный, прямой как с властями, так и с простыми людьми. А вообще, хотелось бы, чтобы все священники были правдивыми, простыми и доступными для людей. Чтобы человек хотел приходить к пастырю, мог с ним пообщаться как с другом, как с духовным отцом.
— Если уж зашла речь о человеческих качествах, что Вам не нравится в людях?
— "Я не воспринимаю грехи грешника, но прощаю и люблю грешника", — говорил Антоний Великий. Поэтому надо быть терпеливыми и смиренными, уметь прощать людей.
— Можете вспомнить свои первые впечатления от Луганска?
— У меня есть такая слабость – я влюбляюсь в новые места. Мне приходилось в Украине работать во многих местах. О Луганске я не знал буквально ничего. И когда 23 февраля 2011 года Святейший Патриарх предложил мне приехать сюда, я некоторое время взвешивал все. А в начале весны прибыл в Луганск и увидел город, утонувший в розовом цвете абрикосов.
И еще одно очень яркое воспоминание. Когда мы только начинали строительство Свято-Троицкого храма, появился белый голубь. Он полтора года «ходил за нашими ногами», пока не установили кресты на куполах. В тот день был сильный ветер. Даже рабочие беспокоились. Но когда установили кресты, ветер сразу стих. А голубь спустился от креста, посидел немного на ступеньках, мы его покормили, и по сегодняшний день его больше не было.
— В этом году мы празднуем 1025-летие Крещения Руси. Главные торжества в Украине уже состоялись. По Вашему мнению, какое сегодня значение того цивилизационного выбора, который Русь сделала 1025 лет назад?
— Оно глобальное. 1025! Представьте себе, какой срок христианской веры. Русь получила развитие не только духовное, но и мировое — развивались письмена, культура, распространялись различные учения, музыка... Русь начала расти духовно, этот процесс непрерывный и продолжается по сей день. 1025-летие как раз и показало, насколько люди хотят построить свою Церковь как Церковь истинно Православную. Далеко не надо ходить, ярким примером является строительство и у нас. Мы за полтора года построили храм и епархиальные помещения. Люди приезжали отовсюду, брали лопаты и работали. И меня удивляло, как их ведет вера, как тянет к Богу. Они не хотят политиканства, они хотят достойной жизни для себя, своих детей и внуков. Меня это держало здесь. И я этим жил вместе с ними.
— Вы возглавляете Сумскую и Луганскую епархии. Насколько трудно одновременно быть и там, и там? Похожи ли веряне Сумщины и Луганщины?
— Действительно, пока я возглавляю обе епархии, но расстояние достаточно большое и очень бы хотелось, чтобы здесь находился свой постоянный епископ. Сейчас прибыл викарный епископ Афанасий, человек высокодуховный и многогранный. Всю последующую жизнь я буду молиться о Луганске — этом прекрасном казацком крае, овеянном трудовой славой нашего героического украинского народа.
Относительно разницы между луганчанами и сумчанами, то я ее не вижу. Так же речь перепутана, те же обычаи и правила. Я себя чувствовал как дома.
— А есть ли запрос на пастырей среди молодых людей?
— Скажу о Сумах. Там начинал десять лет назад. Приходило в собор на службу два десятка человек. Сейчас у нас богослужение в соборе разделено на две части — раннюю и позднюю Литургию, потому что люди в соборе не помещаются. Большинство из них — дети, молодежь. Я этому очень рад. Это говорит о том, что они себя находят в церкви. При храмах у нас работают воскресные школы, братства, паломнический клуб "Православный путешественник", издаются газеты...
— Но сегодня многие люди разделяют веру и церковь, по принципу «я лучше дома помолюсь»...
— Обязанность каждого православного — еженедельное посещение храма, независимо от того, он глубоко верующий или нет. Моление дома, чтение молитвы — это одно, а посещение храма — это общая молитва к Богу. Сказано: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них", то есть Дух Святой присутствует в храме.
— Кстати, многие приходят в церковь только по большим праздникам, потому что так делали предки, даже не задумываясь над сакральным значением события. По Вашему мнению, возможно, лучше приходить в любой другой, обычный день, но по велению души?
— Знаете, сегодня мир очень интенсивный. Я встаю в пять утра, а многие люди уже в маршрутках на работу едут в это время. Когда-то зимой люди отдыхали и имели возможность чаще ходить в церковь. Сейчас человек приходит в церковь, когда у него есть время. И Бог всегда принимает человека, лишь бы он шел с чистым сердцем. Когда уже выпадает человеку, тогда пусть и приходит. Но обязательно пусть приходит. Надо приходить в церковь и в будний день, и в воскресенье, когда есть необходимость.
Особенно хочу обратиться к людям, у кого существенные жизненные проблемы. Такие, которые они сами не могут решить. Не отчаивайтесь. Будьте с Богом, Господь вас не покинет.
— Но человек должен иметь веру в Живого Бога?
— Конечно. Мы должны поклоняться Господу не как картинке, нарисованной панораме, которую видим издалека, а видеть Бога, который был здесь, на земле, и постоянно находится среди нас.
— Вы сами сказали, что мир сегодня очень интенсивный. Какие самые большие искушения мешают современному человеку обретать веру?
— Соблазнов очень много. Человеку хочется работу хорошую найти, сделать карьеру, купить машину, дом построить, дачу купить, помочь родителям... И за всем этим люди забывают о главном — о спасении души своей. «Марфа! Марфа! — говорит Господь. — Надо только об одном думать — о вечной жизни, спасении души своей». Человек должен находить золотую середину — всего не заработаешь, не купишь... Все меняется, совершенствуется. Надо успевать жить в этом промежутке времени, что нам дал Господь, и его организовать для себя как можно лучше. Не жить в розовых очках, а смотреть реально на жизнь. Меня пугает, когда человек в 35 лет говорит, что не женится, пока не построит двухэтажный дом, не купит «Мерседес»... Человек теряет напрасно свое время, тратя его на временное, материальное.
— Политика занимает все больше места в жизни рядовых граждан — о ней говорят на работе, дома, в кругу друзей...
— Политики должны быть примером для всего общества, быть людьми духовными и получать власть за счет авторитета, заработанного добрыми делами. Особенно важно, чтобы они были верующими людьми, любили свою страну, свой народ, культуру, историю.
— Пожалуй, один из наиболее обсуждаемых вопросов последнего времени — выбор Украины между Европой и Таможенным союзом.
— Однозначно, наш народ мечтает быть в демократическом европейском обществе стран. Таможенный союз мы уважаем, и Россия — это наш братский народ, с которым мы всегда должны быть в дружбе. Мы молимся все время за русский народ.
— Противники Европы пугают украинцев однополыми браками. Ваше отношение к этому явлению?
— Конечно, нас волнует вопрос однополых браков. Наша Церковь подымала этот вопрос на Поместном Соборе. Мы против несовместимых с нашим менталитетом однополых браков и парадов.
Но стоит отметить, что определенные негативные проблески мы уже наблюдаем в наших семьях. Церковь переживает за жизнь молодой семьи. Видя, что в моде у молодежи внебрачная жизнь — гражданские браки — мы не рады этому. Каждый мужчина должен быть хозяином в своей семье, иметь жену, детишек и жить нормальной жизнью. Так Богом велено. Откуда дети-сироты берутся? Не нужно этого. Господь дал нам прекрасную жизнь. Мы отличаемся от других существ тем, что имеем брак. Прекрасная крепкая украинская семья всегда славилась.
— Владыка, а кого Вы считаете своим духовным наставником, к кому прислушиваетесь?
— Прислушиваюсь больше всего к Святейшему Патриарху Филарету. Он для меня образец пастырства. Мой бывший духовник — ныне покойный протоиерей Николай Сарма-Соколовский. Также авторитетен для меня митрополит Адриан (Старина). Стараюсь прислушиваться не только к священнослужителям, но и ко всем людям. Поддерживаю дружеские отношения со многими людьми в мире. И я благодарен Богу, что на моем пути Господь всегда мне давал достойных людей.
— Что Вас больше всего вдохновляет в жизни?
— Вера и долг.
— А если есть свободное время, чем занимаетесь?
— К сожалению, свободного времени мало. Всегда накапливается много различных вопросов и обязанностей. Но, в первую очередь, нахожу поддержку и утешение в молитве. Кое-что пишу. Наш Предстоятель Святейший Патриарх Филарет подчеркивает: "Несмотря на все нагрузки, крест легко нести, когда он твой, и тогда Господь помогает". Получаю наслаждение и отдых, когда имею возможность читать духовную литературу или общаться с живой природой.
— Капризны ли Вы в еде?
— Нет, сдержан. Меня полностью устраивает монашеская еда.
— Что пожелаете нашим читателям?
— Доброго здоровья, глубокой веры в Господа Бога, в то, что Господь любит нас. Не гневите Бога. А если где-то переступили черту, заповедь Божию — покайтесь. Желаю больше уделять внимания своим детям, семьям и близким. Они очень нуждаются в вашем внимании. Больше посещайте святые места, любите своих соседей и тех, кто слабее вас, умейте прощать.