Прежде чем разойтись парами для проповеди своего евангелия по домам, почти все американские мормоны проходят обучение в Центре подготовки миссионеров в г. Прово. Внутри этого обширного комплекса зданий из темного кирпича учатся тысячи 19–20-летних молодых людей в мешковатых пиджаках и девушек в длинных юбках и ярких блузках. Все они носят таблички с именами.
На протяжении одного-трех месяцев (в зависимости о избранного языка) их день начинается в 6:30 утра и заканчивается в 10:30 вечера и включает в себя 10 часов совместных и самостоятельных занятий. Один день в неделю будущие миссионеры стирают одежду, пишут письма домой, запасаются необходимым в магазине при учебном центре, где наряду с галстуками на резинке (15–20 долларов) и брелками в виде пузырьков для освященного масла (3,5 доллара) можно купить маркеры, будильники и сборники гимнов, переведенных примерно на 50 языков мира. Территория комплекса тщательно охраняется, и никто не может ее покинуть без разрешения. Для примерно 20 тысяч мормонов ежегодно это последняя остановка перед тем, как их отвезут в международный аэропорт Солт-Лейк-Сити (73 километра на север) и отправят в одну из 150 стран мира, чтобы обращать людей в свою веру.
Центр подготовки миссионеров (ЦПМ) в г. Прово и его учебная программа созданы с расчетом на то, чтобы сделать всех учащихся одинаковыми служителями Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (СПД), однако многие из тех, кто получил миссионерскую подготовку здесь или в каком-то из предыдущих воплощений центра, со временем заняли место в числе самых влиятельных и известных людей в деловых и общественных кругах США. К ним принадлежит и Митт Ромни (служивший миссионером во Франции), который к 2007 году сколотил капитал в 190–250 млн. долларов на посту главы инвестиционной компании Bain Capital , в 2002 году спас Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити от коррупционного скандала, четыре года провел на посту губернатора штата Массачусетс и 2 июня этого года объявил о намерении повторно баллотироваться в президенты США. Его потенциальным соперником на роль кандидата от республиканской партии является Джон Хантсман-младший (бывший миссионер на Тайване), бывший губернатор штата Юта, который заключил десятки международных торговых договоров в качестве торгового представителя США и с 2009 по 2011 год служил послом в Китае. Здесь же следует упомянуть основателя авиакомпании JetBlue Дэвида Нилмана (Бразилия), директора всемирного инвестиционного банка Credit Suisse Эрика Варвела (который подтвердил, что учился в ЦПМ в Прово, но отказался дать более подробные сведения), эксперта по самоусовершенствованию Стивена Кови (Англия), бывшего декана Гарвардской школы бизнеса Кима Кларка (Германия), а также Гэри Криттендена (Германия), который занимал пост финансового директора в корпорациях Citigroup , American Express и Sears Roebuck .
Гэри Корниа, декану Школы управления им. Мэриотта при Университете им. Бригама Янга (который принадлежит церкви СПД), часто приходится отвечать на вопрос о том, почему мормоны так преуспевают. «Я не хочу сказать, что мы круче всех, но определенная репутация у нас есть», — говорит Корниа. — «И одной из самых ценных возможностей для молодых людей является опыт миссионерского служения». Вспоминая о собственном миссионерском служении, он добавляет: «Когда я — сын относительно небогатой матери и отца, умершего, когда я был еще молодым, — отправился на миссию, я, честно говоря, не знал, способен ли я хоть на что-то. Я вернулся домой с уверенностью, что я могу справиться с большинством трудностей. В противном случае я бы ничего не добился».
Церковь мормонов возникла 181 год назад, и ее последователи, согласно статистическим данным за 2009 год, составляют менее 2% населения США. Тем не менее, Святые последних дней занимают, или занимали, несоразмерно большое число высших должностей в таких крупных корпорациях, как Marriott International, American Express, American Motors, Dell Computers, Lufthansa, Fisher-Price, Life Re, Deloitte Touche Tohmatsu, Madison Square Garden, La Quinta Properties, PricewaterhouseCooper и Stanley Black & Decker . Кадровый отдел корпорации Citigroup возглавляет мормон, а инвестиционный банк Goldman Sachs в 2010 году принял на работу 31 выпускника Университета им. Бригама Янга — столько же, сколько выпускников Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете.
Делая выводы о какой-либо религии на основании выборки выдающихся ее представителей, всегда рискуешь оказаться в плену стереотипа, однако руководители церкви СПД и бизнесмены-мормоны согласны с тем, что между опытом миссионерского служения и успехом в бизнесе есть связь: «Миссия — все равно, что плавильная печь, и многие возвращаются с нее, обретя способность вести других за собой», — говорит Кларк, который в 2005 году оставил свой пост в Гарвардской школе бизнеса, чтобы возглавить филиал Университета им. Бригама Янга в штате Айдахо. Он сделал это по просьбе тогдашнего президента церкви СПД Гордона Хинкли, которого мормоны считали живым пророком, и говорит: «Это было все равно, что получить телефонный звонок от Моисея».
Почти все мужчины-бизнесмены из числа мормонов — учение церкви СПД побуждает женщин заниматься домашним хозяйством, — с которыми мы связались, когда готовили этот материал, усматривают связь между своей верой и своей работой. (Ромни и Хантсман не ответили на высланные им вопросы.) К настоящему моменту церковь СПд отправила в мир в общей сложности более миллиона миссионеров. Всем молодым мужчинам-мормонам, именуемым «старейшинами», если они на хорошем счету, предлагается послужить на миссии. Молодые женщины, именуемые «сестрами», служат по желанию и составляют около 20% всех миссионеров. Около 50% американских миссионеров отправляются служить за рубеж, в такие разные страны, как Албания, Гана, Микронезия и Франция, причем назначение каждого из них — это вопрос «божественного вдохновения», как поясняет директор ЦПМ в г. Прово Ричард Хитон. Молодые мормоны представляют свои медицинские документы и краткие автобиографии «двенадцати апостолам», которые занимают второе по значимости положение в церкви после президента. Апостолы же в молитве определяют, где нужен тот или иной миссионер.
Прибыв на место, миссионеры оплачивают 400 долларов США в счет покрытия расходов на жилье и проживание и должны вести такой же образ жизни, как и местные жители. «Замечательно то, что ты знакомишься с Кореей не с высоты 25-го этажа гостиницы Hyatt», — говорит профессор Гарвардской школы бизнеса Клэйтон Кристенсен, стипендиат Родса и член совета директоров индийской компании Tata Consultancy Services, с 1971 по 1973 год служивший миссионером в Корее. — «У них нет кондиционера, у тебя нет кондиционера; у них нет водопровода, у тебя нет водопровода».
Все старейшины и сестры проводят каждую минуту своей жизни на глазах своих напарников или напарниц, ложатся спать и встают в одно и то же время в комнате, которую делят друг с другом. Напарник не всегда американец и не всегда говорит по-английски. На протяжении двух лет эти «напарники» проповедуют по 10 часов в день, шесть дней в неделю, стучась в двери домов и предлагая незнакомым людям «Книгу Мормона» — иногда на языках, на которых они сами едва говорят. Они должны убедить людей выслушать их и научиться терпеливо переносить почти постоянные отказы. «Я не думаю, что бывает более взыскательная профессия, нежели служение мормонского миссионера», — говорит Кристенсен.
На протяжении миссии каждый миссионер сменяет двух или трех напарников — по словам Джозефа Огдена, замдекана в Школе им. Мэриотта, это способствует развитию навыка межличностных отношений. Один из напарников — обычно тот, который провел больше времени на миссии, — всегда выступает в роли старшего. Иногда старшинство присваивается руководителями церкви ввиду лидерских способностей человека. Огден вспоминает, как его во время миссии в Австралии назначили старшим напарником 26-летнего бывшего «зеленого берета»: «Я был такой долговязый тинейджер… и было видно невооруженным глазом, что он очень хотел быть старшим. Это было непростое время»
Миссионерам ограничивают доступ к новостям и разрешают позвонить домой лишь дважды в год — на День матери и на Рождество. Все правила расписаны в справочнике карманного формата, который, по словами президента ЦПМ в Прово Гордона Брауна, помогает помнить о своей задаче, уберегает от неприятностей и помогает быстрее влиться в коллектив. В книге есть наставления по самым разным вопросам: игра в полноценный баскетбол, к примеру, запрещена, тогда как игра в одно кольцо разрешается. Бывшие миссионеры говорят, что уже одного простого соблюдения правил достаточно, чтобы человек ощутил себя успешным.
Служение за границей помогает мормонам в изучении языков (примерно 70% студентов Университета им. Бригама Янга владеют двумя языками). Судя по всему, оно также дает им знакомство с другими культурами и экономическими системами, которое многие затем используют, чтобы начать свое дело или сделать карьеру. Нилман служил в Бразилии и после основания авиакомпании JetBlue Airways создал авиакомпанию Azul Airlines, обслуживающую внутренние бразильские авиалинии. Л. Тодд Бадж, председатель банка Tokyo Star Bank, воспользовался опытом, полученным во время миссии в Японии, чтобы стать первым иностранцем на посту директора японского банка, и утверждает, что, возможно, никогда не побывал бы за границей, если бы церковь не послала его туда. Аллан О’Брайант, нынешний директор японского филиала перестраховочной компании Reinsurance Group of America, служил в Японии и впоследствии занимал пост президента страховой компании AFLAC International .
Митт Ромни служил на миссии во Франции с 1966 по 1968 год, по окончании первого курса в Стэнфордском университете. Распространенные в то время антиамериканские настроения сделали миссионерское служение особенно трудным; в статье из «Нью-Йорк Таймс» за 2007 год Ромни описывал свой опыт миссионерства как очень смиряющий и говорил, что это был единственный момент в его жизни, «когда большая часть моих усилий наталкивалась на отказ».
Будучи сыном Джорджа Ромни, бывшего директора компании American Motors и губернатора штата Мичиган, Митт Ромни пользовался привилегиями, о которых большинство старейшин не могли мечтать, и приступил к служению в Бордо и Париже, имея за плечами три года изучения французского языка в элитной школе Крэнбрук в штате Мичиган. По сведениям «Таймс», живя во Франции, Ромни нередко нарушал правила и сбегал в кино или в ресторан, чтобы полакомиться coq au vin , а также воспользовался связями отца, чтобы устроить банкет в американском посольстве. Тем не менее, Ромни утверждает, что миссионерское служение укрепило его веру и целеустремленность. Желая поскорее подняться в миссионерской иерархии, он экспериментировал с новаторскими методами распространения мормонского евангелия — например, устраивал «американские вечеринки» в местных кафе и показательные бейсбольные матчи. По сведениям «Вашингтон пост» он писал статьи о мормонах в газеты и даже пытался проповедовать в барах.
Безоблачный небосклон миссионерского служения Ромни омрачился трагедией. 16 июня 1968 года его попросили повозить по городу регионального руководителя миссионеров и его супругу. Ромни был за рулем машины, когда в результате лобового столкновения жена президента миссии погибла. Сам Ромни потерял сознание и был так покалечен, что полицейский по ошибке объявил его мертвым. Его срочно доставили в больницу, где обнаружили у него сотрясение мозга, переломы ребер и рук.
Когда президент миссии вернулся в США, чтобы похоронить жену, Ромни попросили принять руководство над миссионерами того региона, которых насчитывалось примерно 200. Он наилучшим образом воспользовался этой возможностью, разъезжая по всей Франции и участвуя в конференциях. Под его руководством французские миссионеры впервые за десятилетие крестили более 200 человек.
Мормон Дэйв Чекеттс занимает пост председателя совета директоров спортивно-развлекательной и медийной компании, владеет хоккейной командой «Сент-Луис Блюз», а в прошлом был директором спортивно-развлекательного комплекса Мэдисон-Сквер-Гарден. Он служил на миссии в восточной части Лос-Анджелеса, большую часть времени обходя улицы таких пригородов, как Комптон, Уиттиер и Бойл-Хайтс. Труднее всего, по его словам, было расстаться со сравнительно комфортабельными условиями жизни, к которым он привык, будучи подростком: «Ты оставляешь семью, друзей, машину, на два года отказываешься от свиданий, и тебе 19 лет. Я тосковал по свободе, мне недоставало обедов в кафе с друзьями — неожиданно мне пришлось усердно работать, ходить по домам, пытаясь найти людей, которые захотели бы меня выслушать, каждый день носить рубашку и галстук, хотя раньше я одевался бы в футболку и джинсы».
Насмотревшись на крайнюю нищету и крайнюю роскошь, Чекеттс, по собственному признанию, понял, что должен сам позаботиться о своем будущем. Вернувшись к учебе он стал одним из лучших студентов в группе, а в возрасте 28 лет занял пост президента баскетбольной команды «Юта Джаз». «На миссии ты довольно быстро взрослеешь», — говорит он. — «Тебе приходится решать взрослые проблемы и взрослые вопросы, потому что, проповедуя другим Евангелие Иисуса Христа, ты обычно встречаешь людей, которые хотят лучшей жизни… и ты вроде как начинаешь понимать, какой бы ты хотел видеть свою жизнь; ты начинаешь серьезно относиться к жизни, школе, работе».
Кевин Роллинс, бывший директор компании Dell Computers, а теперь старший советник в компании TPG Capital, говорит, что неприятие, перемежающееся редкими успехами, которое он испытал, служа миссионером в канадских штатах Альберта и Саскачеван, подготовили его к поприщу предпринимателя. «Когда ты попадаешь в деловой мир, большинство твоих идей тоже не приносят успеха», — говорит он. — «Потому целеустремленность и упорство, усердный труд и умение увлечь за собой других — именно эти принципы ты хочешь видеть в руководителе фирмы в отличие от человека, который свертывает свою палатку после первого же легкого разочарования».
Мормоны, которые считают свою религию христианской, доводят библейские призывы к усердному труду до крайности. «Мормонизм чем-то напоминает пуританскую этику», — говорит Нэйтан Ферр, помощник профессора предпринимательства в Школе им. Мэриотта. — «В нем присутствует четкий акцент на самодостаточности, на усердном труде».
Эта сторона миссионерского опыта проистекает из корней мормонской религии и пронизывает собой все аспекты жизни мормонов. заместитель губернатора штата Юта Гэри Херберт, мормон в седьмом поколении, предки которого были в числе первых поселенцев, восхищается мормонами, которые заложили основание штата Юта, оставив насиженные места в Нью-Йорке, Огайо, Иллинойсе и Миссури. Поселенцы, по его словам, «разгребли снег, вырыли водохранилища, каналы и канавы и… в буквальном смысле заставили пустыню расцвести, словно розу пустынь». Рассказ Херберта можно обобщить словами из Книги Мормона, в которой рассказывается, как стала плодородной земля Хелама: «И, расставив свои шатры, они начали пахать землю и строить жилища; да, они были трудолюбивы и усердно работали».
Уже одно только членство в мормонской церкви с ее развитой управленческой структурой требует усердия. Жизнь церкви основана на труде неоплачиваемых служителей из числа обычных прихожан, которые каждую неделю ведут собрания. Прихожане не просто ходят в церковь по воскресеньям, они управляют церковью, занимая все должности от учителя воскресной школы до епископа, по некоторым оценкам, посвящая служению от 5 до 25 часов в неделю. В то же время, их учат жертвовать церкви 10 процентов от своего дохода и побуждают обзаводиться большими семьями. Лишь те, кто платит десятину, получают «храмовый лист», необходимый для того, чтобы попасть в мормонский храм.
Исполнять церковные обязанности начинают с раннего возраста: «Дети уже в очень раннем возрасте начинают учиться тому, что делают руководители, — выступать на публике, общаться с людьми, учить», — рассказывает Ким Кларк. Публичные выступления, по словам Ким Фары, официального представителя церкви, начинаются с двухминутных выступлений в трехлетнем возрасте. Цель — «помочь им усвоить убеждения», — говорит она, и любая польза с точки зрения приобретенных навыков вторична. Мормоны не подвергаются спартанским методам воспитания, но ожидается, что подростки должны вставать рано и пять дней в неделю посещать семинарию, занятия которой начинаются за час до школы. Подростки с 12 до 18 лет один за другим проходят через несколько уровней молодежных групп, в каждой из которой есть два-три постоянных руководителя, которые учатся поводить собрания, нести ответственность за свою группу и связываться с членами группы, которые не ходят в церковь регулярно. Один бывший Святой последних дней, пластический хирург из Бразилии по имени Марселло Хуан де Оливейра говорит, что груз обязанностей в церкви настолько велик, что, «когда ты, наконец, идешь работать, чувствуешь себя почти как в церкви».
Кевин Роллинс, мормонские корни которого восходят к основателям этой религии (и который говорит, что он еженедельно работал по 20 часов в церкви и еще по 100 часов в компании Dell), вспоминает, как еще ребенком он вел собрания молодежной группы. «Ты на собственном опыте понимаешь, что лучше, когда у собрания есть повестка дня, план, структура, когда люди принимают участие… а если нужно кому-то сделать внушение, ты учишься делать это наедине». Когда Dell пригласила его перейти на работу к ним из консалтингового агентства Bain & Co, чтобы возглавить отделение компании в Северной и Южной Америке — которое в тот момент обеспечивало фирме до 70% дохода, — у него не было никакого опыта руководящей работы. «Я до сих пор помню свою первую деловую встречу в Dell… на ней присутствовали, ну, я не знаю, 12 руководителей, и, думаю, их до глубины души потрясло, когда я вошел и начал вести собрание так, как я научился вести собрания в те времена, когда я был членом церкви», — рассказывает он. — «Этим внутренним инстинктом я обязан, по большей части, обучению, которое я получил в раннем детстве».
Сама церковь СПД представляет собой крепкий всемирный конгломерат. Райан Крагун, помощник профессора в Университете Тампы и президент Мормонской ассоциации общественных наук, говорит, что церкви принадлежит больше земли, чем найдется во всем штате Делавэр. Только во Флориде, по его словам, мормонам принадлежит в 10 раз больше земли, чем Уолту Диснею, — в том числе, коммерческое животноводческое ранчо с плантацией цитрусовых стоимостью в 1 миллиард долларов. Церковь СПД также владеет коммерческими охотничьими угодьями, радиостанциями, газетами, девелоперскими копаниями, торговыми центрами, а также кадастровой фирмой на Гавайях. Церкви в США не обязаны отчитываться о своем финансовом состоянии, и мормонская церковь этого не делает, однако «Файненшиал Таймс» в 2010 году оценивала ее стоимость в 25–30 миллиардов долларов.
Мормоны настаивают, что их религиозными целями являются самоусовершенствование и умение полагаться на себя, а не материальное благосостояние, однако в Книге Мормона говорится: «И, таким образом, они преуспевали, становясь богаче тех, которые не принадлежали к их церкви» (Алма 1:31). В той же главе говорится о причинах, по которым не преуспевают не-мормоны: «Ибо те, которые не принадлежали к церкви, предавались колдовству, идолопоклонству, праздности, пустословию, зависти и вражде, и носили дорогие одежды, у себя в глазах возносились гордостью…» Арманд Маусс, вышедший на пенсию профессор социологии и религиоведения в Университете штата Вашингтон, отмечает: «Мормоны склонны думать, что, если они наилучшим образом исполняют свои религиозные обязанности, Бог благословит их усилия в мире».
По словам Ферра и прочих, мормоны в основе своей принадлежат к среднему классу общества — показатели их благосостояния, вероятно, несколько снижают недавние новообращенные, которые обычно менее образованы и зажиточны. Но даже с учетом этого обстоятельства Святые последних дней, по данным религиозных статистических агентств, реже, чем остальные американцы, попадают в категорию людей с самым низким уровнем дохода.
Школа им. Мэрриотта при Университете им. Бригама Янга, которая размещается в невзрачной коробке из тонированного стекла и серых известняковых панелей, находится в 10 минутах езды от Центра подготовки миссионеров и в 3 тысячах километров от Уолл-Стрит. Большинство бизнес-школ с высоким рейтингом расположены в больших городах; Университет им. Бригама Янга находится в Прово — городе с примерно 100-тысячным населением и широчайшими шестиполосными улицами, окруженными лабиринтами жилых кварталов, гостиниц и ресторанов быстрого питания. Однако декан Корниа говорит: «Компании с Уолл-Стрит в достаточной мере заинтересованы брать на работу наших выпускников. Если бы мы не выдавали хорошие результаты, не думаю, что мы достигли бы такого положения».
Программа по обучению бизнесу при Университете им. Бригама Янга в прошлом году заняла 11-е место в ежегодном рейтинге Bloomberg Businessweek — сразу после Джорджтаунского университета. По данным Ассоциации университетских технологических менеджеров, Университет им. Бригама Янга занимает первое место по количеству заявок и патентов на новые изобретения, а также по количеству стартапов на каждый миллион долларов, потраченных на исследования.
Кристен Де-Тьенн, профессор организованного руководства и стратегии, — единственная не-мормонка среди 127 штатных профессоров преподавателей. Хотя, по ее собственному признанию, она «не интересуется религией», трудовая этика мормонов удивляет ее: «У них есть песня, которую они постоянно поют, она называется „Подтолкните колесо„ [Put Your Shoulder to the Wheel]». Оставив робкие попытки воспроизвести гимн, Де-Тьенн обращается к университетскому менеджеру по отношениям с общественностью Чэда Литтла с просьбой показать, как это поется. Тот приятным тенором выводит: «Миру нужны готовые люди, Которые несут на себе печать рабочих. Придите и помогите сделать доброе дело, Подтолкните колесо».
Историю не-мормонов, которые целенаправленно нанимали на работу Святых последних дней можно проследить, по меньшей мере, до Говарда Хьюза, который окружил себя мормонами и доверял им больше прочих благодаря их репутации работяг и трезвенников. Рональд Рейган также принял в свой штат нескольких мормонов и однажды, по словам историка Майкла Уиндера, заявил, что «вклад мормонов в жизнь Америки невозможно измерить». Де-Тьенн говорит, что знакома с нескольким руководителями известных компаний, которые с энтузиазмом принимают на работу мормонов — отчасти потому, что мормоны, как правило, верны своим супругам, благодаря чему они «более зрелы, лучше распоряжаются своим временем, устанавливают авторитеты и усерднее трудятся».
Хотя женщины-мормонки играют свою роль в создании крепких семей, они почти никогда не появляются на деловой сцене. В 2011 году на программу MBA в Школе им. Мэриотта были зачислены лишь 12% женщин (в сравнении с 36% в Гарвардской школе бизнеса), и, хотя представитель церкви СПД Джессика Муди говорит, что женщины-мормонки занимают руководящие должности в небольших фирмах, ни одна из них не достигла таких высот, как мужчины-мормоны. Церковь СПД побуждает женщин получать образование, однако в мормонской «Декларации о семье», которая, по словам религиоведа Маусса, после публикации в 1995 году приобрела почти канонический статус, говорится, что мужчины должны обеспечивать семью, а женщины — воспитывать детей. В своей книге «Мормонский способ заниматься бизнесом» (The Mormon Way of Doing Business) журналист Джефф Бенедикт, сам принадлежащий к числу мормонов, посвятил целую главу под названием «Секрет успеха» женам-домохозяйкам мормонских топ-менеджеров. «Готовность жен заниматься домашним хозяйством» является тем клеем, который скрепляет мормонские семьи, говорит Бенедикт, называющий этот феномен «жизненно важным условием успешной работы этих топ-менеджеров».
Кевин Роллинс подчеркивает, что и муж, и жена должны с одинаковым усердием заботиться о семье, но говорит, что «в мормонской модели женщина заботится о детях, а муж помогает ей и работает, зарабатывая деньги, которые необходимы для жизни семьи». Исследователь мормонизма Мелисса Проктор также отмечает, что «женщины-мормонки, окончившие аспирантуру, реже посещают церковь», — возможно, потому, что «научная степень никак не влияет на статус женщины-мормонки в церкви», поскольку церковь обычно приглашает на высшие должности мужчин, преуспевших в бизнесе.
Некоторым этот акцент мормонов на успехе представляется чрезмерным. 33-летний менеджер склада из Торонто Джон Шульц в 2003 году добровольно ушел из мормонской церкви, когда епископ отчитал его за то, что он не платил десятину и пропускал из-за работы воскресные собрания. К тому моменту Шульц уже какое-то время тяготился членством в церкви. «На всем протяжении детства, отрочества и юности я чувствовал этот акцент на образе жизни среднего класса, на университетском образовании», — говорит он, объясняя, почему чувствовал себя не в своей тарелке. — «Ты должен был определенным образом выглядеть и определенным образом себя вести». Шульц полагает, что за акцентом церкви СПД на образе среднего класса стоит желание добиться общественного признания в качестве христианской религии. «В религиозных и богословских сообществах мормонов всегда отодвигают на задний план», — говорит он. — «Даже если большинство христиан будет считать их христианами, они сочтут это большим достижением. Думаю, именно поэтому они так давят на членов церкви, чтобы те вели определенный образ жизни».
Бразильский хирург де Оливейра считает себя «светским мормоном». Он ушел из церкви по причине роли, которую сыграл в разрушении однополых браков в Калифорнии и по причине того, что он называет «классовой дискриминацией» в своем приходе. Де Оливейра, который отмечает, что подавляющее большинство новообращенных мормонов бедны, видел, как церковь способствовала тому, что некоторые небогатые семьи начали улучшать свое материальное положение, однако некоторые другие семьи жаловались ему на то, что более зажиточные прихожане, занимавшие все ключевые посты в приходе, не принимали их в свой круг общения. «Здесь, в Бразилии, я более пяти лет посещал приход, который в буквальном, физическом смысле был разделен на две части», — говорит он.
В аэропорту Солт-Лейк-Сити трое юных старейшин в белых рубашках и черных костюмах направляются в Бразилию на годичную миссию. Ранее только один из них бывал за пределами США. Они говорят, что полностью готовы к тому, что им предстоит, и никогда не были окружены такой заботой, как во время обучения в ЦПМ в Прово («вместе с 3000 молодых людей, желающих служить Богу»). 19-летний старейшина Хильдебрандт говорит, что предвкушает изменения, которые произведет в нем миссионерское служение: «Люди возвращаются совершенно другими… они больше не держатся за маму».
По поводу перспективы двух мормонов-кандидатов в президенты США на выборах 2012 года, старейшины говорят, что политика их не интересует. Ни один из них не слышал имени Джона Хантсмана, и о Ромни они знают немного. Но, немного подумав, старейшина Хильдебрандт добавляет: «Иметь президента-мормона хорошо тем, что мы можем строже с него требовать».
Bloomberg Businessweek
Перевод: Центр Апологетических Исследований