Created with Sketch.

Церковь и СМИ: от конфронтации к сотрудничеству

18.03.2010, 01:05

О том, как мы разрушали стереотипы и учились дружить с журналистами

О том, как мы разрушали стереотипы и учились дружить с журналистами

ЛЬВОВ 5-6 марта в Украинском Католическом Университете состоялся специализированный семинар-тренинг «Внешняя коммуникация для религиозных организаций», организованный Религиозно-информационной службой Украины.

Практический курс объединил представителей католических, православных и протестантских общин из Киева, Одесской, Сумской, Кировоградской, Хмельницкой, Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской областей. В двухдневном семинаре приняли участие более 30 человек. Среди них – работники церковных пресс-служб, теле-и радиожурналисты, медийщики из интернет-изданий и печатных СМИ, христианские издатели, а также священники, религиоведы и семинаристы.

Спикерами курса были практикующие журналисты, имеющие опыт работы в религиозных пресс-центрах и средствах массовой информации. Светлана Бабинская – PR-менеджер Института Экуменических студий УКУ, Юлия Завадская – заместитель главного редактора католического общественно-религиозного журнала «CREDO», Елена Кулыгина – редактор русскоязычной версии РИСУ. Кроме того, в семинаре приняли участие светские эксперты и специальные гости: Марьяна Карапинка, ассистент компании «Promova», Екатерина Шевченко – исполнительный директор Львовского Форума издателей и Отар Довженко – медиаэксперт, «Телекритика».

«Лучшим пиаром Церкви являются ее плоды, а информация, которую вы получите в течение двух дней, должна лишь помочь вам сориентироваться в ситуации, сложившейся в религиозно-информационном пространстве, и, главное, не навредить репутации своей церкви», – такими словами начал семинар главный редактор журнала Патриархат и редактор РИСУ Анатолий Бабинский, приведя несколько примеров, когда церкви неудачно строили свои отношения с масс-медиа.

Семинар включал теоретическую и практическую часть. Во время первой были рассмотрены основные религиозные стереотипы в отношении православных, католиков и протестантов. «Прежде чем строить коммуникацию, нам важно избавиться от собственных стереотипов и предубеждений в отношении своих братьев и сестер из других христианских конфессий. Как мы можем от светских журналистов требовать понимать нас, когда очень часто сами не понимаем друг друга», –  подчеркивали спикеры.

Отдельный блок был посвящен определению понятия религиозного PR, рассмотрению и обсуждению примеров, как церкви в разных странах мира используют современные коммуникативные технологии для распространения Благой Вести.

Далее речь шла об образе Церкви в зеркале светских СМИ и причинах недоразумений между журналистами и религиозными организациями. Как эти причины устранить и наладить эффективное сотрудничество – говорили в течение первого учебного дня, итог которого подвел Отар Довженко, журналист, редактор, медиакритик.

«Претензии, которые раздаются в адрес журналистов со стороны пиарщиков, равно как и по пиарщиков со стороны журналистов, являются справедливыми. Но других журналистов и других СМИ у нас нет, поэтому мы должны учиться работать с такими, которые есть. Их можно стимулировать работать лучше, дать им больше информации, завоевать, но вы не можете их изменить. Потому что у нас очень специфическое общество и очень специфические журналисты», – говорил во время своего семинара Отар Довженко.

Еще одним специальным гостем курса стала исполнительный директор Львовского форума издателей Екатерина Шевченко, которая подилилсь опытом внешних коммуникаций и некоторыми секретами популярности Форума, а также ответила на вопросы участников.

Как правильно общаться с журналистами, как подготовить пресс-релиз, чтобы он попал на полосы газет, как создать привлекательный медиа-повод, организовать интересные мероприятия для прессы, исследовать целевую аудиторию – эти и другие темы рассматривались в течение второго дня семинара, который также включал больше практических заданий. Участники неожиданно для себя оказывались под прицелом фото-и видеокамер, учились самостоятельно создавать информационные поводы, организовывать pr-акции и медиа-мероприятия для своей организации. Именно такие практические тренинги более всего запомнились и получили максимум одобрительных отзывов.

Одними из самых ценных в ходе семинара были дискуссии, где участники, каждый со своим опытом, делились мнениями по поводу этики христианской журналистики и профессионального уровня церковных медиа, обсуждали появление «религиозной джинсы» (заказных материалов в СМИ). В жарких дискуссиях между журналистами и представителями церквей взаимно разрушались стереотипы и создавался новый взгляд на отношения церковной общины и средствами массовой информации.

 

Отар Довженко, «Телекритика»:

Я был удивлен уровнем как публики, которая собралась на тренинг, так и спикеров. Раньше я редко имел дело с представителями религиозных организаций, поэтому имел определенные опасения, основанные на стереотипах. Но все они очень скоро рассеялись. Не было никаких предубеждений, все участники были открыты для нового опыта, спокойно воспринимали в том числе и не очень приятные вещи, которые приходилось говорить о церковном пиаре. Из представленных презентаций я сам узнал немало нового, что помогло мне перестроить свое выступление в более актуальном для участников тренинга ключе. Поэтому я очень благодарен организаторам за возможность присутствовать и высказаться.

 

Юлия Завадская, «CREDO»:

Впервые наша аудитория была такой «разнообразной»: и пиарщики, и журналисты, и издатели, а кроме того, представители разных конфессий. В основном, на предыдущих семинарах мы преподавали для одной конкретной Церкви, подстраивая программу специально под нужды той или иной общины, а в этот раз пытались сделать универсальный микс своих знаний и опыта, чтобы было интересно и полезно для всех.

Я приятно впечатлена уровнем аудитории семинара, который с семинара-тренинга превратился в обмен опытом, ведь почти каждый хотел и имел что сказать. Надеюсь, что каждый участник уехал домой хоть немного обогащенный новыми знаниями, которые сможет использовать в будущем для провозглашения Евангелия.

о. Роман Влашин, радио «Дзвони», г. Ивано-Франковск (участник курса):

Было очень интересно узнать что-то новое и приятно пообщаться со всеми участниками. После такого обучения то по-другому начинаешь смотреть на свой труд. Понимаешь что это не только работа, которую каждый должен выполнять, а истинное общение с чрезвычайно большой и разнообразной аудиторией, которая хочет видеть журналиста профессионалом и имеет на это полное право. Поэтому мы должны учиться.

 

Надежда Гербиш, журналист, писательница, г. Збараж (участница курса):

Этот семинар дает на самом деле много. Темы актуальные и нужные для каждого, кто работает в сфере церковного пиара. Конечно, как говорил один из спикеров курса, наилучший пиар церкви – это ее плоды. Но зная принципы, которые излагались на семинаре, и удачно их применяя, церковь может работать значительно эффективнее. Участники семинара были из разных городов Украины, принадлежат к различным конфессиям и несут разные служения. В процессе мероприятия мы все могли пообщаться, что дало возможность обменяться опытом и сразу же увидеть, как теоретические принципы могут стать прикладным материалом для, непосредственно каждого звена церковного и межцерковного служения.

Напомним, «Внешняя коммуникация для религиозных организаций» – это учебный проект РИСУ, главной целью которого является помощь церквям и религиозным организациям наладить сотрудничество со светскими и религиозными масс-медиа, научить их создавать качественный медийный продукт и представлять его обществу. В рамках PR-школы в течение года РИСУ сотрудничает с религиозными общинами разных конфессий, их пресс-службами. Соответствующие обучение проходили в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Тернополе, а также в городах Хмельницкой, Запорожской, Житомирской и Херсонской областей.

Елена Кулыгина

Если вы желаете провести такое обучение в вашем городе или церкви, обращайтесь по электронному адресу: pr.risu@gmail.com

Читайте также