Карпунцов не возражает против улицы Мазепы в Киеве. Напротив – он пообещал, что лично будет инициировать, чтобы улицу Московскую переименовали в Ивана Мазепы.
По просьбе, или скорее по требованию, московского патриарха Кирилла, который вскоре опять наведается в Украину, столичную улицу Ивана Мазепы Киивсовет переименовал в Лаврскую. Но не всю. Часть оставили за Мазепой – ту, что от станции метро «Арсенальная» до площади Славы, то есть пятнадцать домов, как будто насмехаясь над выдающимся украинским гетманом. Постановление принимали по инициативе Виталия Журавского, который принадлежит к «молодой команде» Черновецкого, однако «команда» голосовала за нее не в полном составе. Решающими стали голоса трех депутатов от Блока Кличко. В частности, за переименование голосовал эдакий Валерий Карпунцов, который считается близким к боксеру. Хотя сам Кличко перед заседанием обещал, что они не будут поддерживать это решение, но, как нам объяснили в его команде позже, Виталий является «европейским политиком, потому не возражал тем, кто хочет проголосовать за переименование, потому что они - люди очень верующие» (только странно, причем тут вера). Карпунцов не возражает против улицы Мазепы в Киеве. Напротив – он пообещал, что лично будет инициировать, чтобы улицу Московскую переименовали в Ивана Мазепы.
– Лёгко! Вот увидите! – пообещал он.
...Ми люди доверчивые и терпеливые, поэтому подождем, когда депутат выполнит обещание. А пока еще мы спросили у известных украинцев, что для них означает имя гетмана Мазепы. И вправе ли политик соседней страны, каким является Кирилл, инициировать переименование улиц в нашем городе.
Дмитрий Павлычко, общественный деятель, поэт:
МНОГИЕ ИЗ НАС ПРОШЛИ ПУТЬ МАЗЕПЫ
Мы все подобны Мазепе, потому что мы также были в тяжелых обстоятельствах: когда были коммунистами, когда были советскими писателями, мы все были мазепинцами, мы все ожидали момента, когда можно будет сказать «Слава Украине! Слава государству!»
Я себя именно к таким отношу, потому для меня Мазепа – это глубоко трагический человек, который был вынужден на определенное время повиноваться во имя того, чтобы приготовиться к восстанию.
Почему Мазепа проиграл? Потому что в те времена Украина уже была разделена. Богдан Хмельницкий выиграл, потому что в его времена вся украинская земля была в одной юрисдикции – польской Речи Посполитой. И Хмельницкий поднял все регионы Украины – от Черного моря до Холма.
Понимаете, Мазепа своей деятельностью как повстанец оставил глубокий след... Когда мне было пять лет, я надел мазепинку. Я и до сих пор хожу в мазепинке. Считаю, что сегодняшняя молодежь должна тоже носить ее. Мазепинка – это украинская шапка, которую носили также в Украинской повстанческой армии.
Когда я был более влиятельным лицом, я обращался и к Кравчуку, и к Кучме, и к Ющенко одеть украинскую армию в мазепинку, которая имеет свою историю.
Взгляните на французов, немцев, поляков. Каждая армия имеет одинаковые ботинки, одинаковые шинели, карабины, но у всех разные шапки. Мы этого не сделали, мы ходим в этих позорных фуражках, которые напоминают мне Советскую империю, советских кагебистов.
Сергей Жадан, писатель:
ГЛАМУРНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР
Вот впадение в религиозный экстаз, за которым видится циничная работа на публику, очень настораживает. Гламурное православие, которое пытаются втюхать доверчивому обществу, постепенно превращается в эффективный фактор формирования политических процессов. И это не может не вызывать нормального, естественного сопротивления.
Евгений Сверстюк, диссидент:
ПЕТР ГЛУМИЛСЯ НАД ВЕРОЙ, ПОТОМУ ЗАСЛУЖИЛ АНАФЕМУ
Но сегодня стоит говорить не об этом, а о нахальстве человека из чужой страны, который предлагает нам менять названия улиц.
Хочу коснуться хамской традиции силой набрасывать свое в чужом крае, которая держалась на насилии, терроре и танках. Кремль до сих пор ревниво относится к тому, что освобожденные от него народы возвращаются к своей памяти и самоуважению. Очевидно, в Москве сохранилось какое-то деликатное ведомство, которое болезненно переживает такую очистку соседних народов.
Собственно, если говорить о Мазепе с точки зрения церкви, то это имя, за которое молится Православная церковь Украины четыре века, потому что в каждой литургии возносится молитва за творцов и благотворителей храма сего. И в многочисленных храмах, которые построил Мазепа, – это молитва за Мазепу. В молитве не должно произноситься конкретное имя.
Мне вспоминается одна конфискованная при советах публикация о визите в Украину последнего царя Николая ІІ, который хорошо знал иконопись, церковную живопись. В одной из церквей Киева он увидел портрет Мазепы и спросил известного историка Яворницкого: «Молятся ли за Мазепу в церкви?» «Молятся, как полагается в литургии за строителей и благотворителей храма сего», – ответил Яворницкий. «Провозглашают ли анафему Мазепе?» «Провозглашают, как было приказано». На том и закончился разговор. Но очевидно, он должен был бы иметь продолжение, поскольку у христиан есть даже молитва за врагов, за тех, кто вас гонит, но в христианской традиции нет проклятия. Тем более что анафема Мазепе имеет сугубо политический характер.
Когда-то, в давние темные годы, в церкви были приняты анафемы на людей, которые выступали против христианской веры, разрушали основы церкви. В этом понимании к Мазепе не могло быть никаких вопросов... Напротив, вопросы были к Петру І, который устраивал своего рода сатанинскую евхаристию в среде своих приближенных. Высмеивал православное духовенство, организовывал всешутейшие соборы, когда во время пьяных оргий надевали церковные одеяния и пили из церковных чаш. Это действительно было глумление над верой, и за это, конечно, можно было бы ставить вопрос об анафеме Петру І. Но рабы не могут ставить такой вопрос – ни тогда, ни в советские времена, ни теперь.
Переименование улицы – это пробный шар, брошенный в Украину с целью проверить, насколько украинцы способны возмущаться и отстаивать свою честь. Думаю, в этом вся суть этой акции...
Для любой страны обида национального героя должна вызывать волну возмущения. Тем более что мы знаем: Кирил является специалистом по внешнеполитическим вопросам. В этой части он имеет большие заслуги от советской власти. Он никоим образом не выступает как духовный пастор...
Достаточно сравнить его приезд с визитом Иоанна Павла ІІ, который обнаружил почтение к этой земле тем, что поцеловал ее в аэропорту и тем, что разговаривал с нами на украинском языке и напоминал нам нашу славную историю, наши славные традиции, имена.
Был также визит Вселенского Патриарха, который отслужил в Софийском соборе литургию, и в какой-то степени повернул нас к памяти о нашей церкви-матери, к ее традициям, по которым живем более чем тысячу лет.
Словом, такие визиты являются большим праздником, духовным праздником. Они призваны дать народу позитивный заряд. Но визит Кирилла начинается с ноздревской идеи – переименовать украинскую улицу. Это, обычно раздражает и обижает. Я уже не говорю, что «Лаврская» – это чисто советское название. Переименование по советскому образцу. Если название духовное, то должно быть духовное. Например, у нас Трехсвятительская, Воскресенская, Воздвиженская, Спасская. А что такое «Лаврская»? Это не украинская традиция.
Сергей Архипчук, режиссер, основатель фестиваля «Мазепа-фест»:
КИРИЛ – ЭДАКИЙ ШОУМЕН ОТ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ
Должна быть Российская монархическая империя в новейшем представлении, а Украина и все украинское мешает, как и мешало всю историю. Если бы украинское им не мешало, то не были бы убиты Евгений Коновалец и Степан Бандера... Собственно, это беспокоит наших соседей.
И наше слово говорит «брат»-коррупционер, шестерка, холуй (большинство депутатов ВР, Киевсовета, чиновники Полтавы). Это целая армия, тьма безразличных людей.
Конечно, если бы не было Голодомора, то дух сопротивления был бы намного сильнее. Возможно, не такой, как у немцев, но хотя бы как у греков.
Мазепа для меня – личность, которая постоянно требует познания, изучения, осмысления. Но речь о другом.
Стае кагебистов, которые до недавнего времени вели холодную войну с Америкой, сейчас нечем заняться. У них есть ассистенты в виде министров, премьер-министров и даже президентов. Один из проектов – московский патриархат, который активно работает в Донецке, Луганске, Крыму.
Что я чувствую, когда приезжает Кирил? Что тут можно чувствовать, эдикий шоумен от московской церкви. Товарищ Кирил так же, как и товарищ Табачник, играет свою роль. Ведь сколько было супостатов – Урицкий, Косиор, Петровский, Сталин. Их они не проклинают, а не дает им душевного покоя украинский гетман. Мазепа для них – как кость в горле.
Недавно увидел просто поразительный пример идиотизма – в научном учреждении Крыма - в Никитском ботаническому саду восстановили памятник Молотову. Рядом с памятником Ленину стоит Молотов... «Почему?» – спрашиваю у экскурсовода. «Потому что когда-то сад носил его имя», – говорит он. А если во время оккупации что-то где-то носило имя Гитлера или еще кого-то, то, выходит, им тоже нужно ставить памятник?
Сейчас в Полтаве восстанавливают двуглавого орла, в Харькове ставят доску в честь Погромщика и Черносотенца.
А то, что переименовали улицу, объяснить просто: состоялось идеальное исцеление чухраинца, малоросса и хохла Придурченко, о котором пел Эдуард Драч.
Анна Герман, заместитель главы АП:
НЕ НУЖНО СПЕКУЛИРОВАТЬ ФАКТАМИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ИГРАХ
Мазепа для меня – историческая фигура. Такая, как все другие исторические фигуры. Я не способна превозносить или приуменьшать роль украинских исторических фигур, потому что считаю, что так мы не должны делать. Есть исторические факты и на них нужно смотреть с высоты вечности, а не пытаться спекулировать ими в нынешних политических играх.
Братья Капрановы, общественные деятели, книгоиздатели:
ПЕТР РАСТОРГ ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ И ПРЕДАЛ
Нас увлекает такое уникальное сочетание.
Названия улиц одухотворяют город. Конечно, можно назвать, как в Америке, - Первая, Вторая улица. Например, в Николаеве было в свое время двенадцать Продольных, семнадцать Поперечных и несколько Слободских. Город с такими названиями улиц теряет душу...
Нам лично не безразлично, кто будет создавать ауру, душу города: Якир, Чубар и другие палачи или настоящие гении и патриоты. Для того, чтобы Киев был настоящей столицей, он должен наполниться аурой больших людей.
А то, что переименовали. Ну что здесь скажешь, кроме – рабы, подножки, грязь Москвы. Это все, что можно сказать о тех, кто переименовывал эту улицу.
Задание сегодняшней интеллигенции – рассказывать всем, кто такой Мазепа, что он – не изменник, разорвать словосочетание «измена» и «Мазепа». Это и есть наше задание. Потому что в действительности Мазепа никому не изменял. Переяславское соглашение, каким бы оно не было, расторг Петр по собственной инициативе. Там было написано, что Московия должна защищать Украину, и прежде всего от поляков. Когда поляки предупредили о возможности войны, Мазепа обратился к Петру. Тот отказал ему в военной помощи, сказал, пусть выкручивался как может. Этим самым расторг Переяславское соглашение. Мазепе большего ничего не оставалось, как послушаться Петра І и «выкручиваться».