Украинским школьникам навязывают однобокий взгляд на происхождение Вселенной, человека и жизни на Земле. Такую точку зрения отстаивает Институт проблем происхождения и развития Вселенной и жизни.
Украинским школьникам навязывают однобокий взгляд на происхождение Вселенной, человека и жизни на Земле. Такую точку зрения отстаивает Институт проблем происхождения и развития Вселенной и жизни. Представители этой общественной организации намерены в судах отстаивать права своих детей знать о том, что эволюционистской теории сотворения мира по Чарльзу Дарвину есть альтернатива.
Они используют практически те же аргументы, которые были в ходу в 20-е годы прошлого века в США, когда законодатели ряда американских штатов пытались ограничить или просто запретить изучение школьниками теории происхождения видов Чарльза Дарвина. Верховный суд США неоднократно выносил решения об неконституционности включения в штатные учебники по естественным наукам теорий, основанных на Библии, и запрета на изложение дарвинизма.
Аналогичную позицию занимает сейчас суд в Украине. На прошлой неделе Институт проблем происхождения и развития Вселенной и жизни проиграли судебное заседание с иском к Министерству образования с тем, чтобы эксперты из Академии наук оценили содержание учебников. Но как сказал Русской службе «Голоса Америки» противник материалистического объяснения происхождения мира, юрист Владимир Шепетько, борьба еще не закончена.
«Сегодня в учебниках подается научная информация о том, что на Земле, якобы, все возникло само собой. Но также существует и другая научная информация о том, что у Вселенной есть разумный создатель. Кто он? В своем иске мы не уточняем. Это пусть ребенок сам решает. Не уточняя этот вопрос, мы тем самым не хотим окрашивать эту информацию религиозным оттенком. Но мы хотим, чтобы наши дети получали две точки зрения на происхождение человека и жизни на Земле».
Юрист Шепетько утверждает, что истцы по данному делу – это граждане Украины, православные, католики, иудеи, мусульмане, протестанты, но только не атеисты. «Мы выступаем не как представители конфессий, а как граждане, которые защищают конституционные права своих детей. Минобразование же в учебниках предлагает факты о том, что теория Чарльза Дарвина – это единственно возможный вариант объяснения зарождения жизни на Земле. Какая возникнет реакция у ребенка, выучив он это? Отбросить всякую религию! Как можно верить в то, что наука отрицает?!» – говорит Владимир Шепетько.
Он приводит выдержки из учебных пособий для старшеклассников, где написано о том, что «по современным материалистическим взглядам, человек – естественный продукт длительного развития живой природы от простого к сложному, то есть возник в результате эволюции…», а также о том, что «все живые существа на Земле появились в процессе исторического развития, а это означает, что сначала на нашей планете возникли простейшие по строению и образу жизни прокариотические организмы – современные бактерии». Владимир Шепетько цитирует слова из учебника для третьего класса «Я и Украина»: «Ученые доказали, что предками человека были звери – человекоподобные обезьяны. Они очень давно вымерли. Таким как сейчас, человек стал много миллионов лет назад…».
Юрист заявляет, что наукой также уже не раз доказано, что человека и Вселенную создал некий «разумный создатель», если не употреблять слово «бог». Правда, об этом в школьных учебниках – ни слова.
В Министерстве образования, судя по первой публичной реакции, не исключают продолжения диалога с теми, кто не согласен с теорией эволюционистского происхождения мира. «Что касается преподавания естественнонаучных предметов, я думаю, что необходимо при преподавании их проявлять деликатность к чувствам верующих. То есть, говорить о достижениях науки, об эволюционных теориях как о том, что имеет под собой еще целый ряд сугубо научных дискуссий. Нельзя пытаться, как в советское время, навязать только один взгляд», – сообщает сайт «Подробности-ТВ» высказывание министра образования и науки Дмитрия Табачника.
Вместе с тем, министр образования готов более детально рассматривать вопрос введения в средних учебных заведениях основ христианской этики в истории украинской культуры. «Но при двух условиях. Первое – обязательно этот предмет должен преподавать человек с высшим педагогическим образованием. Родители должны добровольно дать согласие на преподавание этого предмета», – сказал журналистам министр Дмитрий Табачник.
Директор Религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский негативно оценивает решение украинского Окружного административного суда Киева, отказавшегося поддержать инициативу противников теории Дарвина. «Человек имеет право на разные точки зрения, – сказал Антошевский Русской службе «Голоса Америки». – Абсолютное большинство людей в мире являются верующими, и они имеют право отстаивать свою теорию происхождения мира. Но в учебниках процесс зарождения жизни излагается с позиций меньшинства».
По его словам, в Украине сложно говорить не только о спорных моментах, касающихся религии, но и о развитии богословской науки в целом. «Наибольшие философские умы страны говорят, что богословия как науки не может быть, потому, что она десятилетиями в Украине не развивалась. Я понимаю, что эти “умы” как были в Советском Союзе воинственными атеистами, так они ими и остались в независимой Украине», – подчеркивает Тарас Антошевский.
Желание, если не оспорить труды Чарльза Дарвина в школьных учебниках, то высказать свой взгляд на теорию зарождение жизни на Земле, не ново для стран СНГ. В 2006-2007 годах в России школьница Мария Шрайбер инициировала иск к министерству образования РФ против засилья дарвинизма в государственной средней школе. Тогда она проиграла дело. В настоящий момент нет единого мнения о том, искренне ли Мария Шрайбер хотела запретить преподавание в школах теории Дарвина в качестве доминирующего объяснения происхождения жизни на Земле. По данным различных Интернет-изданий, иск российской школьницы был не чем иным как спланированной PR-акцией, преследующей ряд невыясненных целей.