Православные в Беларуси имеют все необходимое, чтобы получить автокефалию.
Об этом в рубрике «Точка зрения» на Радіо Свобода написал религиовед, директор ОО «Центр религиозной безопасности», руководитель проектов и программ Института религии и общества Украинского католического университета Дмитрий Горевой.
«Православные в Беларуси имеют все необходимое, чтобы получить автокефалию. Белорусы вместе с украинцами веками принадлежали к древней Киевской митрополии. Древнейшие белорусские епархии – Турово-Пинская и Полоцкая уже с начала II тысячелетия подчинялись киевской кафедре. В период становления Великого княжества Литовского, в XIV–XV веках мы временно были разъединены в рамках Галицкой и Литовской митрополий. Но после того как Московская Церковь пошла в раскол, Вселенский Патриарх Григорий III реорганизовал православие в Большом княжестве Литовском и появилась митрополия Киевская, Галицкая и всей Руси. Причем митрополичьими центрами были Киев, Новогрудок в современной Беларуси и Вильнюс. Так было до 1686 года, когда эта большая митрополия была аннексирована Московским Патриархатом.
И вот 2 года назад, осенью 2018-го, Вселенский Патриарх Варфоломей отменил тот акт, которым эта митрополия передавалась в управление Московскому Патриарху, а значит не только Украина, но и Беларусь имеет право на собственное автокефальное бытие», – отмечает религиовед.
По его словам, автокефалия Церкви Беларуси была бы выгодна Православной Церкви Украины: «Такая автокефалия была бы выгодна Православной церкви Украины (ПЦУ). Это было бы установлением исторической справедливости. Часть Киевской митрополии, которая сначала была в ее составе, а теперь имеет автокефальный статус. А не в составе Московского Патриархата, ее аннексировавшего. К тому же Православная Церковь Беларуси, вероятно, первой получила бы признание именно со стороны ПЦУ, в то время как РПЦ рассказывала бы о «белорусских раскольниках». Это сделало бы две Церкви союзниками на межправославной арене и помогло отстаивать собственные церковные интересы.
Формально путь белорусов к Томосу открыт. Вопрос в воле и желании. Проще говоря, есть ли кому давать будущий Томос? У наших северных соседей нет такого многообразия православных Церквей, которые были в Украине. У них просто нет альтернативы Московскому Патриархату. Белорусская Автокефальная Православная Церковь (БАПЦ) – не признанная структура, которая имеет мизерное количество приходов и последователей, и то главным образом за пределами Беларуси, в эмиграции.
Так что, пока в Беларуси сам народ не захочет автокефальной, независимой от Москвы Церкви, это не удастся сделать ни одному из политиков. Сейчас еще не видно ярко артикулированного желания «Прочь от Москвы»».