Репортер НВ Саша Горчинская поговорила с шестью украинскими духовниками и спросила их об отношении к темам, которые воспринимаются украинским обществом табуировано — секс-образование, ЛГБТ и гендерное равенство. Это — третье интервью в серии, и оно — о позиции ислама.
Источник: Новое время
Всего два года назад, в 2018-м, женщины Саудовской Аравии получили право водить автомобиль. А в прошлом, в 2019-м, в этой стране отменили гендерную сегрегацию в ресторанах — теперь разные входы для мужчин и женщин не являются обязательными. Саудовская Аравия остается одной из самых консервативных мусульманских стран в мире, где действует строгое разделение людей в соответствии с их полом.
Ограничения прав женщин действуют и в других странах, исповедующих ислам, — например, в Афганистане. По состоянию на 2015 год исследование организации Global Rights показало, что девять из десяти афганских женщин сталкивались с физическим, моральным или сексуальным насилием. А в 2017 году там основали первый женский телеканал, чтобы дать возможность местным женщинам трудоустроиться на телевидении.
«Часто думают, что ислам дискриминирует женщину. Это — абсолютный миф», — говорит муфтий мусульман Украины шейх Саид Исмагилов. Он объясняет: подобное отношение к женщинам в некоторых мусульманских странах определяется не исламским вероучением, а местными традициями.
Репортер НВ Саша Горчинская встретилась с ним в Исламском культурном центре в Киеве и спросила, как описывает Коран однополые отношения, есть ли уроки полового воспитания у детей, исповедующих ислам, и какие права на самом деле имеют мусульманские женщины. Это — третье интервью из серии бесед с украинскими духовниками о табуированных темах.
Муфтий мусульман Украины шейх Саид Исмагилов, Исламский культурный центр в Киеве
Ислам — достаточно консервативная религия, где есть четкие предписания относительно любых аспектов человеческой жизни. Так же и половые отношения тоже прописываются исламом, а источники этих норм в Священном Коране.
Прежде всего, половые отношения в исламе рассматриваются исключительно в формате законного брака между мужчиной и женщиной. Законный брак — это такой, который основан на взаимном согласии двух взрослых людей [достигших половой зрелости], без всякого принуждения, без насилия, добровольно и по собственному желанию, в соответствии с религиозными предписаниями декларирующих, что создают семью. Внебрачные отношения религией запрещаются, как и так называемые однополые отношения.
Ислам считает, что Господь не ошибается. Господь знает абсолютно все. И если он создал человека мужчиной, то это — мужчина, если женщиной — это женщина. В подтверждение тому — набор хромосом, где у мужчины ХY, а у женщины — ХХ хромосомы. Кроме того, показывают, кем является человек, и первичные половые органы — мужчиной или женщиной. Для нас, мусульман, этого [этих доказательств принадлежности к определенному полу] достаточно. Мы считаем, что человек создан совершенным.
Поэтому человек не имеет права придумывать что-то, что не соответствует тому, как его сотворили. Человек не может сказать: «Я создан мужчиной, но чувствую себя женщиной». Так же и наоборот.
Ислам считает, что приверженность к однополым отношениям — это не физиологическая потребность, то есть, человек таким не рождается. Современные будто бы медицинские исследования говорят, что некоторые люди рождаются такими. Но мы знаем, что со временем даже и медицинские исследования могут менять свое мнение. Некоторые болезни ранее считались такими, от которых нет лечения, люди умирали. А потом выяснялось, что нет, это можно вылечить.
Очень многие болезни имеют соматический характер. Человек создан из тела и души. Иногда бывает так, что тело здорово, но чувствует себя человек при этом плохо, испытывает дискомфорт в душе, не является счастливым, он угнетен и унижен. И тогда может заболеть и тело, в котором нет ни вирусов, ни повреждений, ни заболеваний. Душевные страдания могут привести к физиологическим заболеваниям. И это не секрет.
Итак, ислам учит, что если человек считает себя не тем, кем рожден [мужчина называет себя женщиной, или женщина — мужчиной], прежде всего, следует найти те душевные травмы, которые переживались ранее и которые повлияли на нежелание вступать в половые отношения с лицами противоположного пола. Скорее всего, это психологические травмы.
Так, например, в 26 суре Священного Корана, в 165 аяте Господь, обращаясь к человеку, говорит: «Неужели вы будете ходить к мужчинам из миров, оставляя своих женщин, созданных для вас Господом вашим? Нет, вы же — народ преступный». То есть Господь сам спрашивает у этих людей: для вас были созданы женщины, так неужели вы отвергнете их?
Также в другом аяте Священного Корана, там, где Всевышний Аллах говорит о любви, он говорит: «Среди его [божьих] знамений — то, что он создал вам жен из вас самих. Чтобы вы находили в них покой. И установил между вами любовь и милосердие. Воистину в этом знамение для тех, кто думает».
Возвращаясь к вопросу о хромосомном наборе мужчин и женщин. Ислам относится ко всем созданиям божьим как к достойным созданиям. В древности, если человек родился с интерсексуальностью, имел и мужские, и женские половые признаки, в то время, когда это еще нельзя было исправить хирургическим путем, таких людей считали полноценными, достойными лицами. Такой человек имел абсолютно все права: право на жизнь, право на образование, на защиту, на лечение, а также право на наследство. Единственное, чего он не мог сделать, — это вступить в брак. Во взрослом возрасте ему следовало определиться, кем он себя считает — мужчиной или женщиной [речь идет об определении гендерной роли в обществе].
Современное исламское богословие, опираясь на нынешние возможности медицины, рекомендует: если человек с интерсексуальными признаками желает и может сделать себе операцию, то он сможет даже вступить в брак после операции. Согласно тому же полу, который этот человек оставит, он будет считаться либо мужчиной, либо женщиной.
В большинстве мусульманских стран в старших классах школ есть сексуальное образование. Но обычно в таких странах девушки учатся отдельно от парней. Поэтому и сексуальное образование излагают отдельно: девушкам эту дисциплину читают женщины, мальчикам — мужчины.
Ислам совершенно не стесняется тех физиологических естественных потребностей, с которыми был создан человек. Поэтому предполагается, что взрослого ребенка нужно научить: рассказать ему, что можно, а что — нет [согласно исламу]. Чтобы этот ребенок знал о заболеваниях, передающихся половым путем, о том, как рождаются дети, и так далее. В том числе, рассказывают на таких уроках и о том, как должен происходить сам половой акт.
Гендерное равенство — это такой термин, феномен, или, так сказать, движение, являющееся чисто европейским и американским. В мусульманском мире такие вопросы вообще не поднимаются из-за того, что подход к пониманию этого вопроса — совсем другой.
Хочу подчеркнуть, что Господь создал мужчину и женщину равными, а значит, их права и потребности тоже равны. С другой стороны, мужчина и женщина [физиологически] разные, поэтому, учитывая это, есть также и сугубо мужские потребности и обязанности, а есть — сугубо женские. Например, мужчина никогда не сможет родить ребенка, кормить его грудью. В соответствии с этим Господь дает наставления, что должен делать мужчина, а что — женщина.
Часто думают, что ислам дискриминирует женщину. Это — абсолютный миф, который сегодня подпитывается за счет перверсий, встречающихся в некоторых странах мусульманского мира. Как, например, в Афганистане или где-то в странах Африки.
На самом деле, если мы возьмем мусульманский закон — шариат, основанный на Коране и на Сунне [мусульманское священное предание, второе по значимости после Корана], и посмотрим, какие виды деятельности являются запрещенными для женщин, мы с удивлением выясним, что женщинам запрещается только один вид деятельности — это быть имамом. Женщина не должна выполнять обязанности священнослужителя в мечети: она не должна управлять молитвами и выполнять обряды для мужчин. При этом женщина может управлять обрядами для женщин — если речь идет о месте, в котором собираются только женщины и нет ни одного мужчины. Тогда одна из женщин может управлять молитвой для других женщин.
Нужно понимать, что это не достижение и преимущество для мужчин. Это — ответственность. Ислам говорит, что ответственность за проведение обрядов возлагается именно на мужчин. Поскольку мужчины ответственны перед Господом за то, что правильно проведут молитву, осуществят захоронение, поминальный обряд и тому подобное. Так, если мы говорим о ситуации, когда нет ни одного мужчины, а есть только женщины, тогда подобные обряды может выполнить женщина. Но это — исключение.
Все остальные виды деятельности являются разрешенными для женщин, правда, некоторые — нежелательны. Например, женщина-уролог: лучше, чтобы это делал мужчина для того, чтобы другие мужчины не демонстрировали свои половые органы посторонним женщинам. Но если так случилось, что нет ни одного мужчины-уролога, но есть такая специалистка женщина, тогда вопросы жизни и здоровья преобладают. И женщина может выполнять такую работу.
Женщина может занимать высокие должности, служить в армии, быть руководительницей. И мусульманский мир это подтверждает. Женщина даже может быть богословом. Да, не имамом — не выполнять обряды. Но она может хорошо разбираться в священных текстах и законах ислама, поскольку одна из жен пророка Мухаммада мир ему, Айша, была фактически муфтием, то есть человеком, который глубоко разбирается в исламском богословии.
Когда мы говорим о странах Азии, Африки, мы понимаем, что там — другое мировоззрение, другая ментальность. Поэтому жители тамошних мусульманских стран часто живут, в первую очередь, по местным обычаям, которые очень далеки от собственно обычаев мусульманских. И тогда мы действительно встречаемся с определенными перегибами, как, например, в Афганистане, где женщинам запрещают получать образование.
На самом деле посланник Аллаха пророк Мухаммад не только не запрещал, он наоборот наказывал женщинам быть умными и образованными. Ведь кто, если не мать, может научить своих детей читать, считать
Саша Горчинская