Created with Sketch.

Ислам в Крыму: золотое прошлое и неопределенное сегодня

14.11.2014, 17:21

Если кто-то из материковой части Украины проявлял желание увидеть разнообразные мечети, то он знал ответ – нужно ехать в Крым. Однако весенние события этого года внесли свои коррективы в жизнь мусульман полуострова. Допросы, обыски и даже убийства – последствия, с которыми им сейчас приходится жить. Об истории ислама в Крыму и современных вызовах рассказала кандидат политических наук, доцент Таврийского национального университета им. В.И. Вернадского Эльмира Муратова.

Если кто-то из материковой части Украины проявлял желание увидеть разнообразные мечети, то он знал ответ – нужно ехать в Крым. Однако весенние события этого года внесли свои коррективы в жизнь мусульман полуострова. Допросы, обыски и даже убийства – последствия, с которыми им сейчас приходится жить. Об истории ислама в Крыму и современных вызовах рассказала кандидат политических наук, доцент Таврийского национального университета им. В.И. Вернадского Эльмира Муратова.

Лекция известного религиоведа началась с периодизации истории ислама в Крыму. Эльмира Муратова делит ее на такие периоды: исламизация Крыма (XIII– XIV вв.), ислам периода Крымского ханства (1443–1783 гг.), пребывание в Таврийской губернии (1783–1917 гг.), советский период (1918–1944 гг.), период депортации (1944–1989 гг.) и время возрождения современного Крыма (1990 – до сегодняшнего дня). Предлагаем короткий обзор указанных исторических вех в истории религиозного Крыма.

Исламизация Крыма (XIIIXIV вв.)

Упоминания о появлении ислама в Крыму возникают чуть не со времен жизни пророка Мухаммеда, о чем пишут некоторые летописцы. Известно, что мусульманские купцы и проповедники из Средней Азии и Ирана попали на полуостров в VIIIв. и находились там до XIIв.

Автор хроник Ибн Биби подчеркивает, что исламизация полуострова началась с XIII века. Позже, в городе Солхат (Старый Крым) этот процесс поддержал и продолжил Берке хан. Тогда же, в 1255 году появляются первые крымские дервиши, представители суфийского движения бабаи. В 1263 году возводится первая мечеть.

Строительство культовых сооружений продолжил Узбек хан (1312–1340 гг.), при нем была возведена мечеть в Солхате. Именно в 2014 году ей исполняется ровно 700 лет с момента построения, однако она находится в аварийном состоянии и может быть разрушена, если не начать ее реконструкцию. В тот самый период в Крыму распространяется строительство первых медресе (мусульманских школ), руины одной из них сохранились на полуострове до наших дней.

Ислам периода Крымского ханства (1443–1783)

В 1443 году основывается Крымское ханство, чей Золотой век будет длиться аж до 1783 года. При этом в 1475 году ханство перейдет в статус вассалитета Османской империи, что не помешает его развитию. Вместе с подобным политическим решением позиции ислама стали только крепче, а султан исполнял роль духовного лидера мусульман.

Именно в этот период ислам становится государственной религией и происходит процесс этногенезы крымских татар, когда они становятся одним этническим образованием. В то же время ислам выполняет роль «цемента» народа. Массово появляются новые институты – мечети, медресе; создается система иерархии служителей – муфтиев, кадиаскеров (верховные судьи по военным и религиозным вопросам), имамов, хатибов (духовник, совершающий пятничную молитву).

В период Золотого века культура крымских татар достигает новых высот, появляется плеяда известных ученых. В частности, на их научные работы ссылаются ведущие ученые Саудовской Аравии и до сих пор, цитируя труды XIV века.

Пребывание в Таврийской губернии (1783–1917)

8 апреля 1783 года закончился Золотой век Крымского ханства и полуостров присоединился к Российской империи, а уже в 1802 году была основана Таврийская губерния. Этот период жизни Крыма ознаменовался притеснениями крымских татар в экономической и религиозной сферах. Последствием этого стали две волны эмиграции в периоды 1778–1785 гг. и 1859–1861 гг.

Вместе с тем в 1794 году было создано Таврийское духовное управление мусульман как основной регулирующий орган.

Однако XIX век считается «черным» для культуры и науки крымских татар, когда они переживали свое упадок. Эту ситуацию попытался изменить Исмаил Гапринский (1851–1914 гг.) со своей идеей развития крымских татар. По его мнению, значительных перемен можно было достичь только через образование, а потому он взялся за реформирование этой сферы и утверждал, что мусульмане должны стать примером для всех остальных.

Крым советского периода (1918–1944)

Первая мировая война, а позже и революция создали новые условия для империи и Крыма. Этот период ознаменовался еще большими проблемами для крымских татар и мусульман. В 1923 году было создано Народное управление делами мусульман Крыма, муфтием на то время стал Ибраим Гарни.

Основные проблемы касались финансирования мусульманских организаций, религиозное образование при мечетях разрешалось только с 14 лет и при условии оплаты родителями учеников. Кроме того, именно в этот период были заменены алфавиты – с арабского на латынь, а позже на кириллицу.

Представителя власти постоянно оказывали давление на верующих через налогообложение религиозных общин. Позже начали закрывать мечети, вместе с этим перестало существовать обучение имамов. До 1939 года курс на закрытие мечетей дал свой результат: если в XVIII веке их было 1600 на полуострове, то перед Второй мировой войной их было только 792.

Период немецкой оккупации Крыма стал неоднозначным для крымских татар. Именно в это время были снова открыты 50 мечетей, созданы мусульманские комитеты для усиления работы, газеты и журналы, театры и др.

Результатом такого исторического поворота стала тотальная депортация крымских татар 18 мая 1944 года. В то время на полуострове усилилось давление политики атеизма, а уровень народной религии находился на уровне ритуалов.

Время возрождения современного Крыма (1990 – до сегодняшнего дня)

Признаками возрождения ислама стало открытие духовных центров, возрождение мусульманской общины, восстановление и открытие мечетей, медресе, коранических школ. Свою роль сыграл и фактор политической мобилизации крымских татар и введение исламских норм в повседневную жизнь.

«Официальную» структуру ислама в Крыму представляют такие организации: Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) с 1992 года, которое насчитывает более 400 общин; Духовный центр мусульман Крыма (2010 год). «Неофициальный» ислам представлен салафитами, организацией Хизб ут-Тахрир и «Братьями мусульманами».

Сегодня работают 323 мечети (95 из них новые), восемь медресе, около 80 коранических (воскресных) школ и мусульманские благотворительные фонды. При этом восприятие самого ислама остается неоднозначным, хотя большинство идентифицирует себя как мусульман. Данные последних исследований свидетельствуют о том, что только 7,5% крымских татар совершают намаз 5 раз в день. В целом те, кто его совершает хотя бы время от времени, составляют 22,8%.

Подавляющее большинство жителей воспринимает ислам скорее как культурную традицию (79,5%), а глубоко верующими себя готовы назвать 18% респондентов. Интересно, что атеистами себя могут назвать только 0,5% крымских татар – таким образом, о секуляризации здесь нельзя говорить. По словам Эльмиры Муратовой, общий вывод заключается в том, что люди остаются верующими, но не видят исполнение своей веры в виде совершения религиозных норм. Важным фактором является также то, что, в отличие от Российской Федерации, украинская власть фактически не вмешивалась в дела мусульман. Были только одиночные попытки влияния на общины через параллельные структуры, но без системности и жесткости. Вместе с тем, не было и какой-то политики поддержки или развития ислама, а поэтому все зависело от самих религиозных общин.

После аннексии Крыма Россией реалии изменились коренным образом, подчеркивает Эльмира Муратова. Как она вспоминает, первым состоянием был шок, на смену которому пришел страх и неуверенность. Типичными реалиями стали обыски в мечетях и жилищах крымских татар, проверка литературы в медресе и мечетях на «экстремизм». Причем в квартирах и домах обыски не заканчивались проверкой только литературы – неизвестные нередко интересовались на предмет наличия оружия и наркотиков.

Публичными подобные акции стали только с сентября, до этого они делались скрытно. Параллельно началось давление на ДУМК вместе  с появлением Таврийского муфтията, который сразу заявил претензию на истинную трактовку ислама. Кроме обысков и давления, были и случаи похищения людей. В основном это были молодые крымские татары, некоторые из них были найдены мертвыми со следами пыток.

Меджлис стал фактически недееспособным после депортации двух свих лидеров. Эльмира Муратова говорит, что все это время крымские татары находились как в параллельной реальности – казалось, что это вот-вот должно закончиться. На данный момент новая крымская власть объявила о прекращении любых ущемлений или проверок до 1 января. Зато с нового года должны полностью набрать силу законы, действующие в РФ, – а это совсем неутешительные прогнозы для мусульман полуострова.   

Татьяна КАЛЕНИЧЕНКО-МУХОМОРОВА

Читайте также
Интервью «Для большинства жителей Литвы православие — это “русская вера”», — о. Владимир Селявко
14 ноября, 09:00
Интервью Вера – это камертон для моих личных решений, – Юлий Морозов
14 ноября, 11:07
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
14 ноября, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
14 ноября, 11:44