Основной священной книгой иудаизма является Тора. Слово это имеет 2 значения. В широком оно обозначает всю еврейскую традицию, весь состав иудаизма (включая последние постановления еврейских законоучителей). В первичном, узком смысле, Тора – это текст Пятикнижия Моисея (5 первых книг Библии), на иврите – Хумаш. Более широким понятием является ТаНаХ, включающий Тору (Хумаш) + Невиим (Пророки) + Ктувим (Писания), то есть то, что христианам известно как Ветхий Завет.
Основными направлениями иудаизма являются: ортодоксальный, реформированный (прогрессивный), консервативный и реконструктивистский. Главные отличия, которые существуют между ними, приведены в таблице.
На территории современной Украины иудаизм появился в ІХ в., когда его приняли турки-хазары. Тогда же сюда прибыли и караимы, религия которых является разновидностью иудаизма. Позднее, в средневековье, евреи попадали в Украину (которая находилась в Речи Посполитой) через Западную Европу, в частности, Германию, где на основании иврита и немецкого сложился их второй язык – идиш. Со временем, заняв большую часть Украины и Белоруссии, Российская империя позволила им проживать только на этих землях, в т.н. «полосе оседлости». В галичине евреи впервые упоминаются в 1030 году. Со 2-й половины XIV в. они находились под опекой польских королей и магнатов. Весьма значительным было еврейское население Галичины и Буковины в составе Австро-Венгерской империи, составляя около 5% мирового еврейства. Стоит отметить, что общепринятым для определения этого народа здесь было слово жиды (от латинского корня iud), которое только со второй половины ХХ в., под влиянием прибывших евреев из СССР, приобрело обидный оттенок.
Значительно распространен в Украине хасидизм – религиозное движение, которое возникло на ее землях. Основал его раввин Исраэль бен Элизер (ок. 1700-1760) из Галичины, известный как Баал-Шем-Тов («владелец доброго имени»), сокращенно – Бешт. Другим основателем хасидизма был раввин Нахман из Брацлава (1772-1810), внук Бешта. Хасидизм учит, каким образом каждый еврей может служить Всевышнему. Один из базовых тезисов: простые обычаи евреев, через непорочность в Служении, изучение Внутренней Торы и связь с праведниками могут достичь истинной близости с Творцом. Само слово хасид обозначает „благочестивый”.
В наши дни в г. Умани на Черкасщине сооружается грандиозный мемориал Равви Нахмана с синагогой на 5 тысяч человек, которая должна стать наибольшей в мире.
Хасидское движение имеет множество ответвлений, основатели многих из них также проживали или имеют украинское происхождение, например, основателем Сквирского направления был раввин Нахум из Чебнобыля, Вижницкого – раввин из Косово.
Одно из ответвлений хасидизма – Хабад-Любавич – философия, движение и организация одновременно. ХаБаД – это аббревиатура названий трех первых сфирот (структур): Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (знание), которая дала название основанному равви Шнеуром-Залманом с Ляд (1745-1812) направлению в хасидизме, где представления об этих сфирот занимают особенное место. Второая часть названия происходит от польского городка, где в течение столетия находился центр этого движения. Последним из семи Любавицких Рвви был Менахем Мендл Шнеерсон (1902-1994), родом из Николаева. Сам он развил мировую сеть Хабад Любавич с центром в Нью-Йорке, которая сейчас насчитывает в мире несколько тысяч ячеек.
После того, как Галичина вошла в Габсбуржскую монархию, увеличилось влияние европейского просветительства, или Гаскалы. Это движение коснулось также религиозной жизни евреев, привело к распространению реформированного иудаизма . В синагогах этого течения применялась органная музыка, хоровое пение, порою женщины молились вместе с мужчинами. Реформированные синагоги возникли в нескольких крупных западно-украинских городах в основном вне традиционных еврейских кварталов. Синагоги строились в европейском стиле, а общей целью было подчеркнуть лояльность общины, приблизиться к немецкой культуре. Это, однако, не спасло реформированных иудеев от преследования нацистов.
Сегодня в нашем государстве действует Религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма Украины, которое возглавляет раввин Александр Духовный, президентом является Александр Злотник, исполнительным вице-президентом Борис Кутик.
В 2001 году в Ужгороде возникла первая конгрегация консервативного иудаизма, который возник на Западе как компромиссная реакция на реформистские движения.
Кроме собственно иудаизма, существуют несколько течений иудаистического происхождения, которые признают Иисуса Христа истинным Мессией еврейского народа. Хотя эти группы можно отнести к христианству (носят признаки протестантизма), однако религиоведы считают их сектами иудаизма.
По официальному самоопределению, мессианский иудаизм – это «движение еврейских конгрегаций и групп, преданных Иисусу Мессии, которое принимает заветную ответственность за еврейскую жизнь и идентичность, которые основаны на Торе, выражены в традиции, обновляются и применяются в контексте Нового Завета».
Конгрегации мессианского иудаизма, которые существуют в Украине, входят в Международную сеть „Шалом”(SNI).
Также в Украине действуют ячейки Миссии «Евреи за Иисуса».
Последнее обновление 3 февраля 2005 г.