Created with Sketch.

Капля в море: истории служения на Майдане от лютеранской церкви

04.02.2014, 10:05

Каждый день любой нуждающийся с Майдана может обратиться в церковь, чтобы получить посильную, и не только духовную, но и материальную помощь: отогреться, поесть и поспать. Одно из таких убежищ – малое общество немецких лютеран, расположившееся прямо в эпицентре событий, на улице Лютеранской в храме святой Екатерины.

Каждый день любой нуждающийся с Майдана может обратиться в церковь, чтобы получить посильную, и не только духовную, но и материальную помощь: отогреться, поесть и поспать. Одно из таких убежищ – малое общество немецких лютеран, расположившееся прямо в эпицентре событий, на улице Лютеранской в храме святой Екатерины.

В кирхе постоянно служат только два пастора, потому лютеране физически не могут в полной мере присоединиться к социальному служению, как это делают другие Церкви. «Мы церковь маленькая, не очень богатая. Я хорошо себе представляю, что наши действия – это капля в море», — добавляет член церковного совета кирхи Константин Бурлов.

Обычная помощь – это термосы с горячим чаем, грелки для рук и ног, картошка, запеченная с салом, медикаменты. Дополнительно им удалось купить приборы для измерения кровяного давления, которые нужны многим митингующим.

Во время ежедневного служения (или диаконии, как называют это священники) случаются разные ситуации, которые навсегда остаются в сердце. Когда на Лютеранской возводились первые баррикады, в храм как раз завезли ели для рождественского убранства. Одна из них осталась на заднем дворе, так как должна была на следующий день отправиться в Одессу. К служителям обратился молодой активист, спросив, была ли это их ель. Позже оказалось, что дерево уже успели встроить в баррикаду, чтобы лучше укрепить ее. Узнав, что елка должна уехать в собор, баррикаду разобрали и вернули лесную красавицу целой и невредимой.

«Наша помощь часто напоминает Страшный суд в том смысле, что она нелицеприятна. Церковь помогает всем, независимо от нашего отношения, абсолютно всем нужна помощь. Мы согреваем не только протестующих, но и солдат, которые сидят у нас, пьют чай. Я глубоко уверен, что рано или поздно мне придется ответить, кому я помог, кому не помог и почему этого не сделал в такой момент», — размышляет волонтер.

Показательный пример случился, когда храму понадобился новый чайник, потому что предыдущий не справлялся с потоком гостей, жаждущих чая. Купить его вызвался один из протестующих, ему дали деньги, и он ушел. Идти было пару кварталов, до Бессарабки, но вот прошло 30 минут, час, полтора, а его все нет. Наконец он вернулся, едва переводя дыхание. Оказалось, что там чайники были слишком дорогие, потому он успел съездить в супермаркет и купить на эти деньги три чайника вместо двух.

Нередкими гостями в храме стали и силовики. Впервые они вошли туда, чтобы посмотреть, кому вообще принадлежит помещение. Священники вынесли им чай, а некоторые командиры, смягчившись, разрешили бойцам погреться. Позже они стали заходить в храм не только ради тепла, но и ради молитвы, аккуратно оставляя шлемы у входа на лавках. Сейчас у них существует уже отработанная схема – служители передают полный термос с чаем, а через час командиры с благодарностью возвращают его в церковь.

Среди гостей были замечены и священники других конфессий. Диакон Игорь Шемигон рассказывает, как утром заметил спящего мужчину, который был не в лучшем виде. Предложил ему чая, а потом вдруг увидел, что тот надевает рясу православного священника. Ночным гостем оказался священник из Луцка, из церкви УПЦ КП, он поблагодарил за прием и вернулся на баррикады.

Особенной стала ситуация после переговоров Всеукраинского Совета Церквей с оппозицией. Ранее проходила встреча с Виктором Януковичем в Администрации Президента, но туда были приглашены только Церкви, «избранные» непосредственно руководством страны. На встречу с оппозиционерами попали все представители Церквей. Но прямо во время беседы им позвонил глава АП Андрей Клюев и заявил, что руководство страны готово к новой встрече, которая пройдет уже через полчаса, рассказывает Игорь Шемигон. Оппозиционеры не хотели идти на Банковую без разрешения Майдана, и служители взяли на себя обязанность объяснить все людям.

Итак, политики отбыли, а делегация от Церквей спустилась на Майдан в составе римо-католика епископа Станислава Широкорадюка, священника УГКЦ Олексы Петрива, священника УПЦ Николая Данилевича и самого Игоря Шемигона от лютеран. Первым на сцену вышел владыка Широкорадюк, который зачитал обращение от ВСЦиРО, а затем просто объяснил, почему людям стоит доверять своей Церкви. Спускались служители со сцены под общие возгласы «спасибо».

Немало еще было интересных случаев за эти более чем два месяца активной борьбы на всех фронтах. Но кирха остается одним из центральных пристанищ для каждого, кто ищет поддержки, помощи и тепла. А покидала я ее, глядя на собаку и котенка, которые в тот морозный вечер были особыми гостями лютеран, приехав вместе с другом из Симферополя.

Татьяна МУХОМОРОВА

Читайте также
Интервью «Для большинства жителей Литвы православие — это “русская вера”», — о. Владимир Селявко
04 февраля, 09:00
Интервью Вера – это камертон для моих личных решений, – Юлий Морозов
04 февраля, 11:07
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
04 февраля, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
04 февраля, 11:44