Created with Sketch.

Киевский Патриархат на Винничине: минус 4 храма

17.03.2010, 15:26

Сразу 4 храма на Винничине теряет УПЦ КП. Сейчас в них уже служат священники УПЦ (МП). Часть прихожан также изменила конфессиональную принадлежность, перейдя в УПЦ (МП). Другие, которые остались верными УПЦ КП, потеряли храмы.

Сразу 4 храма на Винниччине теряет УПЦ КП. Сейчас в них уже служат священники УПЦ (МП). Часть прихожан также изменила конфессиональную принадлежность, перейдя в УПЦ (МП). Другие, которые остались верными Киевского Патриархата, в один момент потеряли храмы, в которых молились многие годы. Подробнее читайте в репортаже Елены КАЧУРОВСКОЙ.

Епископ Винницкий и Брацлавский Онуфрий (УПЦ КП) в этой ситуации обвиняет нескольких своих, уже бывших, клириков, перешедших в Московский Патриархат, а также отдел по делам религий Винницкой ОГА, который, по словам владыки Онуфрия, действует в интересах УПЦ (МП).

История, которую рассказал архиерей, по закручености сюжета не уступает детективам. Итак, по словам владыки, «мошеннические группировки», состоящее из четырех, уже бывших, клириков Киевского Патриархата Василия Аксанюка, его сына Анатолия Аксанюка, их родственника Николая Строка и кума Павла Кучерука, в декабре прошлого года агитировали духовенство и верных выходить из состав Киевского Патриархата.

— Они хотели сформировать новую епархию Автокефальной Церкви. Здесь еще был задействован родной брат протоиерея Николая Строка из Житомирской области, священник Московского Патриархата, который готовился сюда идти епископом УАПЦ, — говорит епископ Онуфрий. — Но у руководства Автокефальной Церкви нашлись силы отказаться от таких «медвежих» услуг.

Клириков УПЦ КП, которые тайком от своего епископа принимали участие в заседании Архиерейского Собора УАПЦ, Синод Киевского Патриархата 13 декабря 2009 запретил в служении до покаяния.

— Тогда они, вместо того чтобы покаяться, начали искать счастья в другой конфессии, — продолжает владыка Онуфрий. — Они перешли в Московский Патриархат. Но не просто прошли, а хотят отобрать имущество тех религиозных общин, где служили. Портоерей Николай Срок, который служил в с. Стадница, что под Винницей, собирал у своих прихожан подписи за переход в Автокефальную Церковь. Когда же у них ничего не вышло с Автокефальной Церковью, он просто заменил титульную страницу на подписях, чему у нас есть подтверждение, и с этими подписями пошел в Московский Патриархат.

Сам Николай Срок, который с 1993 года служил в Стадницком приходе УПЦ КП, свой переход в Московский Патриархат в интервью местной газете «20 минут» объяснил тем, что устал отвечать верующим на вопрос, почему их называют раскольниками:

— Люди хотят видеть своих братьев в единстве, — говорит он. — Есть такие, что 16 лет проходили мимо храма, ибо не относятся к Киевскому Патриархату. И эти люди меня благодарили, что я объединил общину, теперь могут молиться в церкви дедов-прадедов, которые ее строили.

Сейчас община с. Стадница расколота на две части. Одна из них, доверившись авторитету батюшки, пошла в УПЦ (МП), а другая осталась в Киевском Патриархате. Сразу после раскола, верующие, еще недавно единой общины, начали делить храм.

Поскольку религиозная община УПЦ КП, которая полтора десятилетия пользовалась единственным в Стаднице храмом, за это время не оформила на него имущественные документы, юридически храм находился в собственности Облгосадминистрации. На время разборок власти решили опечатать церковь.

А дальше началась волокита со сбором подписей, их отзывом и обжалованием. Большинству сельчан трудно было сориентироваться в этой войне Патриархатов.

— Люди не знали, за что подписывались, — утверждает староста села Михайло Волк. — Я лично тоже ставил подпись, но на титульном листе было написано, что голоса собираются в поддержку священника, а не за переход в другую конфессию. Люди обмануты! Их подписи приложили к другому документу.

Наконец, окончательно выяснять конфессиональное самоопределение жителей Стадница пришлось чиновнику из Винницы:

— Я лично с секретарем сельсовета обошел каждый дом с опросом: «Да или Нет?», — Говорит начальник отдела по делам религий Винницкой ОГА Игорь Салецкий.

Но вот епископ Онуфрий утверждает, что при этом опросе, опять же, вопрос ставился не о принадлежности к той или иной конфессии, а о поддержке или неподдержке местного священника. Сам Игорь Салецкий прокомментировал это лаконично: «К сожалению, такие формы работы», — сказал он.

По итогам опроса, 842 человека высказались в поддержку местного священника, то есть фактически, за переход в УПЦ (МП) и около 250 человек пожелали остаться в УПЦ КП. Примечательно, что, по словам епископа Онуфрия, фактических прихожан, посещающих богослужения хотя бы на Пасху, в селе было не более 100...

Наконец отделом по делам религий Винницкой ОГА было зарегистрировано в с. Стадница две религиозные общины — УПЦ и УПЦ КП. Обе общины обратились к областным властям с просьбой предоставить им в пользование местный храм. На предложение властей — проводить Богослужения поочередно, не согласилась ни одна из них.

15 марта областная власть, приняв во внимание количество членов в обеих религиозных общинах Стадница, а также ходатайство местного сельсовета, приняла решение в пользу верующих УПЦ. Отныне единственный в селе храм принадлежит православным УПЦ (МП).

По почти аналогичному сценарию развивались события и в селе Росоша Липовецкого района Винницкой области. В декабре прошлого года местный священник УПЦ КП о. Павел Кучерук, который уже упоминался выше, начал говорить верным о необходимости объединения церквей. Эта экуменическая инициатива батюшки в январе этого года реализовалась в сборе подписей местных прихожан под загадочным фразой: «с. Росоша. За объединение православных христиан ».

— Он начал бегать вдоль дома, ловить бабушек и говорить, что его выгоняют, — рассказывает местная жительница, прихожанка УПЦ КП Лидия Пудзерко. — Некоторые пожалели и подписались. Подписались и все те, кто ходит в Московскую церковь. А мы не подписывались. Сейчас он, уже как священник Московской церкви, служит в нашем храме, который мы строили на собственные деньги.

Храм УПЦ КП в селе Росоша строился с 90-х годов прошлого века на средства местных прихожан. С документации Приходской совет имел только решение сельсовета о выделении земельного участка под строительство. По словам начальника Отдела по делам религий Винницкой ОГА Игоря Салецкого, это решение важно, но не основное. Обязательно должен быть также составлен Акт на постоянное пользование.

Помимо нового большого храма, верующие Киевского Патриархата в селе Росоша имели еще небольшую часовню на кладбище. К ней, как и к большому храму, они больше не имеют доступа. Теперь оба храмы принадлежат религиозным общинам УПЦ (МП).

Начальник отдела по делам религий Винницкой ОГА Игорь Салецкий ответственность за ситуацию в обеих деревнях — Стадница и Россоши — возлагает на местного епископа УПЦ КП Онуфрия, который вовремя не позаботился о надлежащем оформлении имущественных документов на храмы.

— Четыре года я добивался, чтобы выступить на собрании Винницкой епархии УПЦ КП. Не добился. Меня интересует, чтобы были оформлены учредительные документы религиозных общин и имущественные документы на храмы. Разве за столько лет нельзя было их оформить? Храмы в Стаднице и Россоши были проиграны сугубо административно, — утверждает Игорь Салецкий. Теперь ситуация в этих селах всех научит, что нужно своевременно оформлять документы, — резюмировал он.

Одновременно с событиями в Стаднице и Россоши разворачивался конфликт за небольшую больничную церковь в Виннице. В течение примерно десяти лет храмом при Областной психиатрической больнице им. Ющенко, на основании устной договоренности, пользовалась епархия УПЦ КП. Однако в декабре прошлого года священник этого храма о. Анатолий Аксанюк, о котором упоминалось в начале статьи, был запрещен в служении Архиерейским Собором Киевского Патриархата, а через несколько дней его заново рукоположили в УПЦ (МП). Поскольку он пытался продолжать служить в больничном храме уже как священник другой конфессии, разгорелся конфликт между епархиями обоих Патриархатов. Администрация больницы, в собственности которой находился больничный храм, вынуждена была его закрыть до выяснения обстоятельств.

Было решено, что лишь после того, как любая из сторон конфликта заключит договор о благотворительной деятельности и духовной опеке над больными с медицинским учреждением, будет дано разрешение проводить там богослужения.

— За полтора месяца епархия УПЦ (МП) проработала с медицинским персоналом, собрала 182 подписи, зарегистрировала там религиозную общину, — говорит Игорь Салецкий. — Зато другая сторона — епархия УПЦ КП за это время лишь поставила задачу перед властями: направила просьбу в облгосадминистрацию о разрешении проводить там богослужения.

На основании соглашения, которое Винницкая епархия УПЦ (МП) заключила с больничным учреждением, администрация больницы обратилась к председателю ОГА с просьбой передать храм в безвозмездное пользование на 3 года Винницкой епархии УПЦ. Соответствующее распоряжение губернатор подписал 3 марта.

Епископ Винницкий и Брацлавский Онуфрий, комментируя это решение, сказал, что для него оно было полной неожиданностью.

15 марта, протестуя против решений власти о передаче храмов в Виннице, Стаднице и Россоши в пользование епархии УПЦ (МП), верные Киевского Патриархата под стенами ОГА устроили пикет-молебен, в котором просили Бога вразумить власть. Эту акцию поддержал также местная ячейка ВО «Свобода». Подобные акции протестующие собираются продолжать и дальше. Однако их результативность, учитывая обстоятельства, представляется сомнительной.

Поэтому за последние несколько месяцев, благодаря священникам-перебежчикам, которые в течение нескольких дней успели изменить три Патриархата, Винницкая епархия УПЦ (МП) получила неожиданно для себя 4 храма, которые, соответственно, потеряла епархия УПЦ КП. В этой экстремальный ситуации епархия УПЦ (МП) юридически действовала четко и грамотно, что вместе с хорошими отношениями с областной властью и принесло положительный результат. Епархия же УПЦ КП осталась обиженной на облгосадминистрацию, которая, по их мнению, действовала только в интересах УПЦ (МП).

 

Читайте также
Интервью «Для большинства жителей Литвы православие — это “русская вера”», — о. Владимир Селявко
17 марта, 09:00
Интервью Вера – это камертон для моих личных решений, – Юлий Морозов
17 марта, 11:07
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
17 марта, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
17 марта, 11:44