21 марта 2022 года в формате телеконференции состоялось заседание Синода Православной Церкви Украины. Синод принял постановление «Об использовании оружия».
Источник: Офіційний сайт ПЦУ
Учитывая чрезвычайные обстоятельства военного времени, Синод ПЦУ постановил:
1. Подтвердить ранее неоднократно высказанную Предстоятелем ПЦУ позицию и еще раз засвидетельствовать, что использование оружия теми, кто, согласно гражданскому закону, наделен таким правом (военнослужащие, правоохранители, другие лица, которых гражданский закон наделяет таким правом), не является грехом и не противоречит заповедям Божьим, учению Священного Писания и Православной Церкви. Напротив, защита Отчизны с оружием в руках, защита ближних от агрессии врагов, от угрозы насилия и смерти от рук чужестранцев, есть гражданская обязанность и имеет Божье благословение.
2. Разъяснить, что как каноническое право Православной Церкви, так и нормы Международного гуманитарного права предполагают, что духовные лица, в частности клирики, не должны использовать боевое наступательное оружие и участвовать в активных боевых действиях. Нормы Международного гуманитарного права (Норма 27) отмечают: «Духовный персонал, предназначенный исключительно для выполнения духовных функций, должен пользоваться уважением и защитой в любых обстоятельствах. Лица, принадлежащие к нему, теряют право на защиту, если совершают, кроме своих гуманитарных обязанностей, действия, направленные против врага». Указанная норма касается как гражданского духовенства, так и капелланов, находящихся в воинских подразделениях. Международное право признает разрешение для духовного персонала, равно как и для медицинского персонала, иметь при себе легкое личное оружие, предназначенное не для наступательных действий, а для защиты себя и тех, кто находится под их опекой: «Из тех же соображений принцип, согласно которому медицинский персонал не теряет права на защиту, будучи вооруженным легким личным оружием, и может использовать это оружие для самообороны или защиты раненых, больных и потерпевших аварию, находящихся под его опекой (см. комментарий к Норме 25), применяется по аналогии и к духовному персоналу» (официальный комментарий к Норме 27).