Памятник, который делят между собой религиозная община и Дом органной музыки, нуждается в немедленной реставрации
«Когда я пришел утром на службу, увидел перед входом в храм огромный камень. Это был кусок фасада весом 100 килограммов. Такое происходит не впервые за пять лет, которые я работаю настоятелем храма. Ежегодно падают камни, трескается фундамент. Но впервые упал такой величины кусок фасада», — рассказывал недавно журналистам отец Андрей РАК, настоятель прихода святого Николая в Киеве.
Костел святого Николая на улице Большой Васильковской разрушается просто на глазах. Капитальный ремонт здесь был почти 40 лет назад. Храм расположен над линией метрополитена, что вредит его фундаменту. А из-за близости грунтовых вод стены уничтожает грибок. При этом храм имеет статус памятника архитектуры национального значения и считается визитной карточкой Киева, оберегать которую, похоже, некому.
В настоящее время костел принадлежит Министерству культуры, а балансодержателем определен Национальный дом органной и камерной музыки. Именно с ним религиозная община делит здание храма. Помимо богослужений здесь проходят концерты органной музыки. Ведь в костеле находится самый большой в Украине орган фирмы «Rieger-Kloss», изготовленный в Чехии и установленный в храме еще в 1932 году. Сам храм был построен в 1909 году. В советское время его использовали в качестве складских помещений. В 1978 году было решено разместить здесь Дом органной и камерной музыки.
Сейчас в одном помещении приходится сосуществовать культовому и государственному учреждению. Однако религиозная община не довольна тем, как власть оберегает уникальный храм, поэтому просит передать его на свой баланс, чтобы за меценатские средства провести реставрацию. С такими ходатайствами приход обращался на протяжении десяти лет в разные инстанции, и безрезультатно.
Сначала об этом просили Киевскую городскую государственную администрацию, на балансе которой находился храм. Как отметил юрист и представитель интересов прихода в судебных органах Владимир ТАРАСЮК, в КГГА не предоставили ответ на обращение о возвращении костела общине, даже когда к этому городскую администрацию обязал суд. При правительстве Юлии Тимошенко (2007—2010 гг.) костел был передан в государственную собственность. Поэтому теперь общине нужно согласовывать все противоречия с Министерством культуры и Национальным домом органной и камерной музыки.
«Раз в месяц или квартал мы готовим ходатайство, обращение или тексты к чиновникам, чтобы донести, что храм действительно разрушается, — отмечает Владимир Тарасюк. — Нам страшно говорить, что он в аварийном состоянии, потому что следующим шагом станет прекращение его деятельности и невозможность проводить там богослужения. Но любая строительная экспертиза определит состояние этого храма».
В Министерстве культуры общине объясняли, что не могут передать храм в пользование, поскольку не нашли надлежащего помещения для переселения Дома органной музыки. Это оправдание ведомство повторяет, как мантру уже давно. Например, в объяснениях заместителя министра культуры Николая Яковины еще за 2009 год именно эта причина указана как основная, почему нельзя сменить балансодержателя.
Директор Национального дома органной и камерной музыки Татьяна СТАХУРСКАЯ рассказала «Дню», что если бы действительно государство предложило им другое помещение, то проблемы как таковой вообще не было бы. Сейчас в Киеве работает только две мощных концертных площадки — Национальная филармония и Дом органной музыки. В 2011—2013 годах при Минкультуры была создана рабочая группа, которая рассматривала вопрос создания многофункционального концертного комплекса. Безрезультатно.
«С религиозной общиной у нас толерантные отношения, мы идем друг другу на уступки, но, конечно, прихожане хотят, чтобы храм был храмом. Но так случилось, что мы сосуществуем. Они говорят, что позволят проводить концерты органной музыки. Но у нас работает целый штат вокалистов, ансамблей, инструменталистов, что им делать? Если храм должен целый день быть открытым, как органисту проводить концерты, как настроить орган, а это нужно делать в полной тишине? Сочетание культового и государственного заведения — очень проблематично. Но так сложилось, что должны сосуществовать», — констатирует Татьяна Стахурская.
Впрочем, обе стороны согласны, что нужно немедленно решать вопрос спасения костела. На сайте Министерства культуры сообщается, что в 2015 году был выполнен важнейший этап противоаварийных ремонтно-реставрационных работ памятника. На это было выделено 9,5 миллиона гривен. Тогда были усилены и укреплены металлические конструкции крыши, обеспечена огнезащита металлоконструкций крыши, заменены деревянные конструкции и обеспечена их огнебиозащита, проведен ремонт черепичной кровли, осуществлены работы по реставрации слуховых окон, подземных пристроенных помещений и т.п.
Но, как выяснили прихожане, в официальных отчетах Министерства культуры неоднократно отмечалось, что на разработку проектной документации, ремонт и реставрацию храма выделялись из бюджета миллионные суммы, а в действительности производились минимальные работы.
Вице-президент киевской организации Национального союза архитекторов Украины Георгий ДУХОВИЧНЫЙ считает, что работы, которые проводились в храме, — это скорее создание видимости деятельности: «Меня поражает, как костел деградировал за последнее время, это притом, что с ним якобы что-то делают. Но нет постоянного реставрационного цикла, все это начинает разрушаться после того, как завершились реставрационные работы. Это выбрасывание денег на ветер. Нужна профессиональная научная реставрация».
По прогнозам архитектора, если сейчас срочно не провести консервирование фасада, в ближайшую зиму элементы декора начнут сыпаться, а трещины на арках и карнизах увеличатся. Это опасно не только для сооружения, но и для людей, которые там находятся.
По инициативе Дома органной музыки в ближайшее время вокруг костела установят защитное ограждение, чтобы посетители не могли подходить к сооружению достаточно близко. Это временная мера, пока не начнется реставрация. Кстати, проектная документация на нее была готова еще полтора года назад.
«Министерство культуры готовило предложения для включения в бюджет на этот год 72 миллионов гривен на первый этап — закупку материалов и начало ремонта. Вообще документация готовилась на 127 миллионов, что предусматривает ремонт всех фасадов, — объяснила директор Дома органной музыки. — Но в бюджете наши потребности не были учтены. Как всегда, культура финансируется по остаточному принципу. Недавно на совещании в Минкульте решили, что будем готовить государственный инвестиционный проект. Это еще один путь, как можно получить средства на реставрацию».
Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»