Created with Sketch.

Любомир (ГУЗАР): «Есть проблема: с понедельника по субботу жить тем, чем люди наполняются в церкви в воскресенье»

26.03.2013, 09:12

Недавно Блаженнейший Любомир (Гузар) отметил 80-летний юбилей. По этому случаю (неважно – накануне даты или после) хотелось с ним говорить о живой вере и любви.

Недавно Архиепископ Любомир (Гузар) отметил 80-летний юбилей.  По этому случаю (неважно – накануне даты или после) хотелось с ним говорить о живой вере и любви – о том, на что он больше всего обращал наше внимание на протяжении десяти лет своего патриаршего служения. Обращает и теперь.

К тому же владыка обладает харизмой любви, в чем многие сами убедились. А, как известно, любовь и живая вера притягивают. 

Ваше Блаженство, Вы отпраздновали свой юбилей в обществе молодежи. Почему? Ведь любое другое общество – церковное, научное, деловое или творческое – с большим удовольствием разделило бы с Вами это событие.

Теперь, имея немного больше времени, хочу его посвятить, прежде всего, тем, кто ищет. А в целом украинская молодежь интересуется политическими, общественными и религиозными процессами, происходящими в стране. Кроме того, мы живем в переходные времена. В частности, имею в виду переход от советского мышления к мышлению свободного человека. Те, кто сегодня является студентом, можно сказать, свободны от советской идеологии, стереотипов, хотя «совка» еще достаточно в нашей жизни. (Вспомнить хотя бы количество памятников Ленину в Украине).

Так что молодежь ищет. Здесь возникают вопросы: чего она ищет и что может знать? Я хотел бы показать им широкий горизонт, не ограниченный какой-то политической философией или чем-то другим, где духовные ценности проявляются лучше. Потому что сегодня они студенты, а завтра будут занимать ответственные посты. Однако я ничего не хочу навязывать. Только хочу, чтобы они видели возможности больше тех, о которых знают.

– Как Вы чувствуете: какой сейчас существует запрос на пастыря среди молодых людей?

Известный религиовед Виктор Еленский считает, что в Европе иссякла потребность в религии, однако многие нуждаются в живом Боге, которого часто не могут «дать» священники и пасторы. Такая же проблема вырисовывается и в Украине, где традиционным Церквам, кроме духовных вопросов, приходится заниматься и отстаиванием общественно-политических интересов (например, они были единодушны относительно печально известных «языкового» закона и закона «О свободе совести и религиозных организациях»). 

Мне кажется, мы тоже приходим к тому, как направить людей к вере в живого Бога.

Прежде всего, священник должен быть примером. Учась пять–семь лет в духовной семинарии, он должен получить не только хорошее богословское образование, но и познать Бога, завязать отношения с Ним. Ведь невозможно других привести к Тому, Кого сам не знаешь. Также важно, чтобы священник был для приходской общины не наемником, а отцом, потому что все мы нуждаемся в любви. Формальность в подходе к духовному призванию – одна из причин секуляризации.

Еще Папа Павел VI, а за ним следующие Понтифики Иоанн Павел II и Бенедикт XVI призвали мир к новой евангелизации. То есть, оживить Священное Писание, не делая из Евангелия системы предписаний: приказов и запретов, а Книгу живого общения с Богом.

По Вашему мнению, как новому Папе Франциску удастся воплощать вопрос новой евангелизации?

Процесс уже начался. Основаны определенные структуры, ответственные за него. Теперь только дело за тем, чтобы они были действующими.

Святейший Отец Бенедикт XVI компетентный богослов, который подходил к этому делу по-своему. Папа Франциск практичный, открытый к людям, как о нем рассказывают, поэтому, думаю, он придаст процессу новой евангелизации широкий размах.

– Блаженнейший, практически все, кто Вас знает непосредственно или через интервью в СМИ, говорят, что Вы обладаете харизмой любви. Эта любовь, которая никогда не перестает, как написано в Библии, происходит от любви Божией, которую Вы сами переживаете?

(Пауза.) Думаю, это очень громко сказано о харизме любви. (Задумывается.) Я просто чувствую, что есть люди, которые нуждаются в любви или какой-то другой помощи, поэтому делаю то, что могу для них сделать: приободрить добрым словом, что-то подсказать или даже помочь практически. Тем более что теперь у меня есть больше времени, потому что два года не занимаюсь административными делами Церкви.

– Перед тем, как возглавить УГКЦ официально на десять, а неофициально – на пятнадцать лет, Господь как-то готовил Вас к этому? Однажды Евгений Сверстюк вспоминал, как навещал Вас в одном монастыре под Римом. Тогда игумен Любомир Гузар стремился служить Богу на том месте, которое есть, ничего не зная о Его глобальных планах.

Я не амбициозный. А еще у меня есть привычка не составлять планов на далекую перспективу. Знаете шутку: хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах? (Улыбается.) Так что куда меня посылали служить, туда и шел. По правде говоря, никогда не хотел руководить Церковью, однако Синод Епископов меня избрал. По этому поводу не переживал какого-то особого подъема или подавленности. Я получил задание, которое надо было исполнить, а то, что оно обширное, такое его приключение.

– Помнится, на архиерейской хиротонии владыки Иосифа (Миляна) в своем приветственном слове Вы сказали, мол, сейчас, брат, все поздравляют, а потом на этом пути будет по-разному. Очевидно, на Вашем патриаршем пути тоже было по-всякому...

Верно. Люди есть люди. Их надо принимать и прощать. Но я не помню, чтобы кто-то сознательно хотел мне вставлять палки в колеса. Слава Богу, в целом относились положительно и сотрудничали, видя ту же цель, что и я. 

– Вы были наследником великих: Андрея Шептицкого, Иосифа Слипого, который, к слову, рукополагал Вас на епископа, Мирослава-Ивана Любачивского. Что можете сказать о своих предшественниках (двух последних) как людях?

Слипый и Любачивский сильно отличались по характеру друг от друга. Хотя на самом деле Патриарх Иосиф был мягким человеком, только постоянно носил маску строгости. Был убежден, что других надо подгонять в работе. Правда, и сам много работал. Студенты Львовской духовной семинарии между собой говорили: «Больше, чем огня и воды, бойся бороды», имея в виду Слипого, который носил бороду. По собственному опыту помню, как он постоянно говорил нам: «Не тиндайте!», что означало не теряйте времени.

Между прочим, это он послал Любачивского в Рим изучать богословие. В молодые годы, да и позже, Блаженнейший Мирослав-Иван много времени посвящал науке. Когда в 90-х вернулся в постсоветскую Украину, то старался найти себя в новых обстоятельствах. (Это уже была другая страна, не та, которую он покинул в 30-х). И у него это получилось. К слову, он был кротким. Последние пять лет жизни Мирослава-Ивана я работал его епископом-помощником, поэтому знаю, что говорю.

– Блаженнейший, а что Вы скажете о нынешнем Главе УГКЦ, которого тоже много лет знаете, поскольку он работал Вашим секретарем?

Молодой человек. Талантливый. Жаждущий. Работает, слава Богу. Радуюсь ему.

Я не навязываю ему ничего, но Блаженнейший Святослав знает, что двери моей комнаты всегда для него открыты. (Оба Блаженнейших живут в резиденции в Княжичах под Киевом, Ред.) Он часто интересуется, что я думаю по тому или иному поводу. Советуется. Ему сердечно служу тем опытом, который имею.

– Почему я об этом спрашиваю... В социальных сетях распространялась фотография, где во время празднования Вашего 80-летия с молодежью Блаженнейший Святослав по-сыновьи Вас обнял...

Это его тепло души. Безусловно, мне это очень приятно. Я за такой жест ему благодарен! Хорошо, когда молодые уважают старших. Видите, и люди как отреагировали. Мы все нуждаемся в любви.

– Некоторые пасторы крупных протестантских церквей считают, что в Украине общественно-политическая и экономическая ситуация изменится тогда, когда украинцы по-настоящему обратятся к Богу, мол, живая вера диктует новую модель поведения. А Вы как думаете?

Это правда. Как пойдете в воскресенье в церковь греко-католическую, православную или протестантскую, там увидите много людей. Люди молятся. Кажется, более 70% украинцев верят в Бога. Но есть проблема: с понедельника по субботу жить тем, чем верующие наполняются в церкви в воскресенье. Это не значит, что они не стараются. Только будем помнить, что большинство из них воспитывалось во времена, когда существование Господа отрицалось. Поэтому тот, кто ходил в церковь, подвергался осуждению. Слава Богу, что украинцы не утратили веры вообще. Теперь стоит вызов, чтобы эту свою веру превратить в действие. Таким образом сможем жить верой, Божьим словом, ценить Божью помощь и ставить Господа на первое место.

Поэтому я разделяю мнение, что нам нужно религиозное перевоспитание. Что это значит? Это значит – сделать веру в Господа активной в нашей жизни.

– Блаженнейший, Вы пережили разные исторические периоды: послевоенный, постсоветский (как раз тогда вернулись в Украину), поэтому можете сравнить – действительно ли времена, в которые мы живем, самые сложные, как нам кажется?

Думаю, наши времена не самые сложные. Безусловно, они сложные. Требуют от нас усилий, занять определенную позицию. 20-30-е также были трудными для украинцев. Позже военные и послевоенные годы. Затем годы преследования Церкви. Сегодня, повторюсь, стоит вызов жить по-Божьи в каждом аспекте нашей жизни: личной, семейной, общественной, государственной. Чтобы наша вера (имею в виду людей верующих) действительно стала тем путем, по которому хотим идти и сближаться с Господом. Быть вместе с Богом никогда не было просто, легко. Это требует усилия и желания быть с Ним. А обстоятельства – это только обстоятельства. Написано: ищите прежде Царства Божьего, а все остальное приложится вам. То есть, Господь нас сотворил и всегда с нами, Он – важнейшая фигура в существовании целого мира и каждого из нас лично.

Сегодня в Украине существует не только проблема заработка, но и проблема правопорядка внутреннего покоя. Не видно, чтобы те, кто у власти, стремились удовлетворить потребности рядовых граждан. И поэтому люди терпят. Чтобы изменить ситуацию, пусть каждый начнет с себя – качественно работать на своем месте, распространять Царство Божье по-своему – добрым словом, улыбкой, любовью, поддержкой. Также давайте молиться за Украину. Много молиться.

Беседовала Надежда ТЫСЯЧНА

Читайте также