Важный исторический документ, который объясняет, какой статус на самом деле получила Мукачевская греко-католическая епархия в 1993 году и почему на ресурсах и в сообщениях Апостольской столицы не говорится о ее статусе sui juris, нашли в архиве на Закарпатье.
«Документ под ч. 210, датированный днем 7 февраля 1993 года и подписанный архиепископом Антонио Франко, Апостольским нунцием в Украине, обнаружен во время работы с фондами одного из частных архивов в Закарпатской области, богатом, в частности, материалами об истории Церкви ХХ века, – рассказал для РИСУ научный сотрудник Института истории Церкви УКУ Владимир Мороз. – По свидетельствам очевидцев тех событий, этот документ лично представлял нунций Антонио Франко на собрании деканатов Мукачевской епархии в присутствии епископа Ивана Семедия. И обсуждение было чрезвычайно драматическим».
На пяти листах представленного исторического источника Апостольский нунций подает видение сложного положения Мукачевской епархии, где одна часть духовенства и верных требует предоставить ей статус Церкви своего права (sui juris), а другая – объединить с УГКЦ. Также в документе архиепископ Франко объясняет, что Апостольский престол не мог принять окончательное решение и излагает решение временное: 1) не предоставлять sui juris, 2) не присоединять к УГКЦ; 3) подчинить епархию непосредственно Апостольской столице. Согласно оригиналу:
«Мукачевская епархия оказывается разделенной: одна часть священников и верных, вместе с епископом-помощником Его Экселенцией Иваном Маргитычом, хотели бы, чтобы Апостольский Престол подчинил Мукачевскую епархию Львовской Архиепархии (тогда главной в УГКЦ, то есть присоединил к УГКЦ – ред.); другая часть священников и верных, вместе с Ординарием – Его Экселенцией Иваном Семедием и другим епископом-помощником – Его Экселенцией Иосифом Головачем, хотели бы, чтобы Апостольский Престол провозгласил Мукачевскую епархию окончательно "sui juris".
Итак, Вы очень хорошо понимаете, что среди тех обстоятельств, которые вызвали так много ужасной полемики и скандала, Апостольский Престол не мог принять окончательное решение, которое, среди сегодняшних обстоятельств вызвало бы новые напряжения и новые полемики. Апостольский Престол считает, что, прежде всего, надо вернуть мир и сотрудничество между епископами, между священниками и между верными. Поэтому Апостольский Престол решил сохранить, пока что, настоящее юридическое состояние "status quo" Мукачевской епархии. То есть, с юридической точки зрения она остается не подчиненной Львовской архиепархии, ни какой-то другой Митрополии за пределами Украины. Пока что, следовательно, Мукачевская епархия остается в подчинении только Апостольскому Престолу».
Следующим элементом этого временного решения было выделение в МГКЕ, кроме епископа-ординария, еще двух правительств синкелов для верных «украинского происхождения» и «для верных, которые не имеют украинской идентичности» – епископов Ивана Маргитича и Иосифа Головача, соответственно. Как известно, теперь в МГКЕ таких синкелов нет.
Если документ 1993 года показывает, что МГКЕ не получила тогда статус sui juris (речь шла о status quo), а только была временно подчинена Апостольскому престолу, то официальные издания Апостольского престола подтверждают, что статуса sui juris МГКЕ не имеет и в наши дни. Согласно Annuario Pontificio 2020 года (с. 485), она, как была раньше, так и остается «Immediatamente sogetta alla Santa Sede», то есть непосредственно подчинена Святому Престолу. Такую же информацию подает сайт www.catholic- hierarchy.org.
В списке Церквей, которые действительно имеют статус sui juris, помещенном в Annuario Pontificio (с. 7–10 и 1749), МГКЕ тоже нет. Вообще в списке Церквей своего права нет Церквей ниже уровня митрополичьи, а МГКЕ – не митрополичья, а именно епархия.
Это же говорит один из самых авторитетных исследователей восточного христианства Роберт Робертсон. В своей книге «The Eastern Christian Churches: A Brief Survey», которая выдержала уже семь изданий, он отмечает, что МГКЕ «непосредственно подчинена Святому Престолу».