Начало Церковного года (Индикт) большинство Православных Церквей мира и католики византийского обряда празднуют 1 сентября. В этом году во второй раз это делают также верующие ПЦУ и УГКЦ в Украине.
Индиктом в Византийской империи называли начало ежегодной уплаты официального налога на государство. Учитывая, что урожай собирали осенью, то индикт приходился в большинстве уголков империи на сентябрь. С I века от Р.Х. формальной датой начала индикта служило 23 сентября как время осеннего равноденствия и день рождения римского императора Августа. В V веке от Р.Х. начало индикта смещается на 1 сентября, а после указа императора Юстиниана в 537 году датировать все документы, отсчитывая от 1 сентября, этот день начинает прочно связываться с началом нового года.
Церковь с IV века принимает датировку по индиктам и, скорее всего, тогда же включает празднование Индикта в круг церковных памятников. Именно поэтому, вплоть до начала II тысячелетия датой празднования Индикта могло быть как 23, так и 1 сентября.
Учитывая, что Индикт главным образом связан с уплатой налогов, в центре богословского осмысления этого праздника есть слова Писания: «Господь... помазал Меня благовествовать нищим… проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:1, 2 и Лк. 4:18, 19). Выбранное для праздника чтение Евангелия от Луки подчеркивает, что день Нового Года должен стать днем прощения и отпущения всех долгов, ведь каждый раз «ныне» должно «исполниться писание сие», через присутствие среди верных Иисуса Христа (ср. Лк. 4:21).
Справка:
Само слово «индикт» с лат. переводится как «постановление», «объявление». Так называли эдикт римских императоров, который с налоговой целью предписывал проводить в какое-то определенное время оценку земельных имений граждан государства. Со временем это слово стало обозначать еще и период 15-летнего цикла и день его начала. Впоследствии расширили сферу применения слова «индикт»: не только в финансово-налоговых целях, но и для обозначения различных дат гражданской жизни. Этот финансовый год не сходился с астрономическим годом, который от реформы Юлия Цезаря в 46 году до Христа, начинался 1 января.
Публікація вийшла у рамках проекту РІСУ "Свята Літургійного року". Якщо Вам вона сподобалася і Ви бажаєте його підтримати — це можна зробити просто і швидко за покликанням нижче.
##DONATE_TEXT_BLOCK##