О развитии преподавания христианской этики в школах Львовщины и об издании учебника основ христианской этики для восьмого класса рассказала автор учебника Галина Сохань.
Пани Галина, недавно вышел в печати очередной учебник основ христианской этики уже для 8-го класса. Это достаточно кропотливый труд, который требует немалых усилий. Как долго длилась работа над созданием учебника?
Сохань Галина: К счастью уже вышел учебник для восьмого класса. ранее были учебники для пятого, шестого классов. Поэтому пригодилась методика, которая была разработана прежде. Над книгой для восьмого класса было легче работать, ведь здесь уже есть два автора - мой муж Игорь, а также дополнительно была большая поддержка от Управления образования Львовского ОДА и от Института Экуменических Студий. Понятно, что когда есть моральная поддержка, заинтересованность других лиц и учреждений, то легче было и писать. Фактически работа длилась один год. Это была очень детализированная работа, поскольку следовало работать с представителями разных Церквей, с Министерством образования, науки, молодежи и спорта Украины и также издательством "Світ". Поэтому, если говорить об учебнике для восьмого класса, то хотя есть два автора, но в действительности в создании учебника участвовало очень много людей.
Вы упомянули Институт Экуменических Студий во Львове. Как именно наладилось сотрудничество между вами и как оно выглядит сейчас?
С. Г.: Сотрудничество с институтом началось несколько лет назад, когда я познакомилась с Антуаном Аржаковским, который до недавнего времени был директором института. Когда он прочитал учебники основ христианской этики для пятого, шестого класса, у него возникла идея написания учебников и для других классов. И фактически при его поддержке и Института Экуменических Студий был введен и успешно реализован этот проект учебника для восьмого класса.
Можно ли этот учебник также называть экуменическим?
С. Г.: Абсолютно так. Потому что если говорить даже не только об учебнике, но и шире, о предмете христианской этики, то это внеконфессиональный экуменический предмет. Ударение здесь есть в первую очередь на том, что изучаются морально-этические категории христианства. В то же время внеконфессиональность и экуменизм - это один из принципов, которого должны придерживаться учителя, которые преподают христианскую этику, и, тем более, те, кто составляет программу и пишут учебники. Обычно это трудно потому что возникают разные нюансы относительно даже отдельных богословских вопросов. Но хорошо, что у нас есть Комиссия по вопросам преподавания христианской этики и воспитания, куда входят представители разных Церквей, потому можно посоветоваться и прийти к общему мнению.
С. Г.: Здесь уже сказался предыдущий опыт. Если, например, говорить о сакральном искусстве, об иконе, то мы говорим о стилях написании иконы. И в учебнике четко отмечено, какая это икона и какой стиль ее написания. Но относительно тех вопросов, которые являются слишком противоречивыми, которые могут вызывать недоразумение между Церквями, то мы пытались избегать этого. Для примера, когда мы писали об известных деятелях, то подбирали тех, которых признают разные Церкви (Иметь Тереза, Петр Могила, Константин Великий). Здесь вопрос заключается даже не в межконфессиональном недопонимании, скорее проблематичность заключалась в замечаниях протестантов. Поэтому, когда мы подбирали определенные иконы, то мы обращали внимание прежде всего на то, что это образец сакрального искусства.
А как сегодня в целом выглядит ситуация с изучением христианской этики в школах Львовщины? Есть ли это обязательным предметом к изучению? Потому что знаем горькую правду о том что христианской этики во многих регионах Украины вообще нет или же преподается предмет сугубо факультативно…
С. Г.: Без преувеличения можно сказать, что по сравнению с другими областями Украины, на Львовщине уже свыше двадцати лет преподается христианская этика. Также Львовщина имеет большие достижения в этом направлении - есть и грифованая программа и грифованые учебники (кстати не только моего авторства). Относительно школ, то фактически стопроцентно во всех школах преподается христианская этика. Единственное, действительно есть проблемы с нагрузкой. Наилучшая ситуация с пятым, шестым классами, также в начальной школе. Когда же речь идет о старших классах, то христианская этика часто является факультативом, поскольку учитывается специфика школы : если это гимназия или школа с углубленным изучением определенного предмета, то тогда христианская этика может быть как кружок, или дополнительное занятие.
Расскажите, пожалуйста, еще о поддержке Министерства. Получаете ли какую-то помощь при написании, методическом обеспечении, подготовке преподавателей христианской этики. Ведь основы христианской этики в школе - это большой комплекс, который требует немало усилий и вклада для достижения желатемого хорошего результата.
Можем ли мы сегодня говорить о вашем достижении, как о своеобразной невидимой победе? Победе, которая делает вклад в развитие и становление образования, в свою очередь благодаря образованию государство получает добрых будущих лидеров. Ведь это все делается не просто так. Христианская этика включена в учебную программу потому, что есть реальная потребность в духовном воспитании молодого поколения.
С. Г.: Да, однозначно можно говорить, что это победа. Но победа не конкретно моя, а всех тех, кто участвовал в создании этого учебника. Сейчас, после двадцати лет преподавания, приятно констатировать, что практически все православные церкви Львовщины, Греко-католическая Церковь нашли общий язык. Понятно, что могут быть какие-то дискуссионные вопросы, когда мы вместе встречаемся. Но всегда приодим к общему мнению И как раз это есть тот экуменизм, и внеконфессиональность, о которой мы часто говорим. То, что у нас христианская этика преподается уже двадцать лет - это победа.
Интересными были результаты недавнего опроса школьников. На вопрос для чего им изучать христианскую этику, многие ответили, что на этом уроке они могут набраться тех нравственных ценностей, которым часто просто невозможно научиться дома через постоянную чрезмерную занятость, а то и отсутствие родителей. Они благодарны, что есть такой предмет. И понятно, что это есть победа каждого из нас, тех, кто к этому прилагает усилия. Конечно, возникают проблемы, однако мы их успешно решаем. Верим, что есть Божья Рука над тем, что у нас преподается христианская этика в школах.