В Шаргороде мирно сосуществуют древняя синагога, католический и православным храмы, а маршрут Крестного хода проходит мимо могил цадиков
В Шаргороде мирно сосуществуют древняя синагога, католический и православным храмы, а маршрут Крестного хода проходит мимо могил цадиков
За историческое сочетание еврейской, польской и православной жизни подольский Шаргород называют одним из семи чудес Винничины. Это небольшое и на первый взгляд неприметное местечко насыщено легендами и поучительными историями. Они приумножают добро и доказывают, что невозможное таки возможно. Где еще было такое, чтобы евреи спасали католическую скульптуру Иисуса Христа, а католики хранили лавки со звездами Давида и шкаф для свитков Торы в костеле? Шаргород — это город, где переплелись три дороги, три религии и три народа. Чтобы почувствовать его колорит и таинственность, сюда стоит приехать хотя бы раз в жизни. Причем теперь не надо ломать голову, что посмотреть, с кем пообщаться, где остановиться или поесть. Для туристов разработали интересную квест-экскурсию, предоставили доступ к объектам, которые много лет были недоступны, и создали всю необходимую инфраструктуру для отдыха.
Начать экскурсию стоит не с главной улицы города, потому что так потеряется историческая последовательность. Направляйтесь вниз, к синагоге, которая размещена в так называемом еврейском штетле. Так в свое время называли торговые части городов, появившиеся во времена Речи Посполитой и существовавшие как параллельная страна, которая жила по своим законам и принципам. Осколки этой цивилизации, такие себе мини-штетлы разбросаны по всей Украине. Один из лучших или самый полный для понимания образец — сохранился в Шаргороде. И хотя евреев здесь давно нет, местечко до сих пор может похвастаться глинобитными домиками на узких улочках, ведущих к одному из самых старых в Украине иудейских культовых сооружений.
Несмотря на то, что в советское время в стенах синагоги действовал сокоморсовый завод, достопримечательность еще можно спасти и вернуть к жизни. Этим собственно и занимаются местные активисты. Они уже провели консультации со специалистами и подготовили документацию. Теперь восстанавливают лепнину на втором этаже, которая хорошо сохранилась, и устраивают в здании творческие мероприятия, чтобы привлечь внимание к известному памятнику архитектуры. Кстати, именно в шаргородской синагоге снимали фильм по книге Шолом Алейхема «Блуждающие звезды», и именно на ее на крыше играл тот же блуждающий скрипач. Он и сегодня, на заказ, может встречать туристов мелодией «7-40».
«На начальные реставрационные работы, по предварительным подсчетам, нужно по меньшей мере 200 тысяч долларов. Здание большое, напоминает храм, который был в Иерусалиме: стоят 4 колонны, которые делят сооружение на 9 частей. Толстые стены, круглые окна, тайная лестница на крышу, крепкие подвалы — это здание использовали в качестве крепости с подземными ходами, — рассказывает общественный активист по возрождению памятников национального наследия Шаргорода Григорий САУЛКО. — Когда советская власть закрыла синагогу и взялась закрывать костел, над ним была статуя Иисуса Христа. Чтобы советская власть ее не уничтожила, евреи прятали скульптуру у себя. На то время их было много, 70% населения Шаргорода. Сейчас осталось всего три семьи, но традиции живут. И если к нам приезжают туристы, то у глинобитного дома старой Клары мы и мацой их угостим, и бульоном напоим. А Сема и Шурочка расскажут о секретах семейного еврейского счастья».
В целом история Шаргорода уходит своими корнями в 1383 год. Именно тогда литовский князь Витовт дал своему слуге Василию Карачевскому грамоту, где жаловал ему место «со всеми лесами вокруг реки Мурашки и реки Колбасной». Небольшое поселение под названием Княжеская Лука ничем не выделялось из сотен подобных на Подолье и Галичине. Все изменилось в 1579 году, когда польский король Стефан Баторий, понимая стратегическое значение Подолья в будущих войнах против турок-османов, приказал великому канцлеру Яну Замойскому построить на мысе в междуречье Колбасной и Мурашки крепость, а затем и замок для себя. Замойский был человеком образованным, учился в Париже, Страсбурге, Падуе и для строительства своей резиденции пригласил лучших итальянских зодчих. В его время местечко расцвело и получило название Шаргород. К геометрии оно не имеет никакого отношения. Просто основателем рода Замойских был Святой Флориан Шарый, отсюда и название. Кстати, Святой Флориан считается покровителем Шаргорода. И хотя от старого замка остались одни руины, а одна из башен находится в частной собственности, имя Святого Флориана носит местный костел, который построил еще Замойский.
«Несмотря на всевозможные революции и войны костел прекрасно сохранился до наших дней, потому что в городе всегда оставалось большое количество небезразличных римо-католиков. Храм не действовал только короткий период в 1930-е годы, но, к счастью, это не разрушило его величия и красоты, — отмечает настоятель костела, отец БЕНЕДИКТ. — Интерьер украшает роспись конца ХІХ века, а также 14 горельефных композиций ХІХ века и две деревянные скульптуры XVIII в. Видите наверху действующий орган, ему уже больше ста лет, а он и до сих пор звучит прекрасно.
— А что это за массивные лавки? — спрашиваю ксендза.
— Они сохранились удивительным образом. Видите на них изображение звезды Давида. Эти лавки из синагоги. Когда ее закрывали, местные жители перевезли в костел все, что уцелело, так как это людьми нажитое добро. Шаргород уникален тем, что людей здесь не делят по религии. И не только сегодня, так было испокон веков».
Действительно, в других городах здания костела и синагоги находились в противоположных частях поселения. Их символическое противостояние было подчеркнуто расположением костела — в верхней, асинагоги — в нижней части города (таким образом поляки стремились продемонстрировать низший статус иудеев относительно католиков). В Шаргороде два культовых сооружения построены на одной линии, в нескольких сотнях метров одно от другого. Они служили оборонными сооружениями для местных жителей и поговаривают, что даже соединены подземными ходами.
Одно из подземелий, по легенде, ведет и к одному из самых больших на Винничине Свято-Николаевскому православному монастырю. В свое время именно при нем действовала духовная семинария, а впоследствии — училище, в котором учились Степан Руданский, Михаил Коцюбинский, Николай Леонтович. В годы советской власти монастырь закрыли и превратили в музей, а затем его помещения использовали в хозяйственных целях. В 1992 году его передали Украинской православной церкви Московского патриархата.
Вход на территорию монастыря украшает привратный корпус с колокольней. Кстати, именно при монастыре действует единственная в Украине школа звонарей. Ее открыли в 2005 году. Руководитель школы Александр Еврокимов говорит, что на ее создание спонсоры выделили 150 тысяч гривен. За них приобрели колокола разных размеров. Теперь заведение занимается тем, что учит монахов звонарному искусству.
В нескольких шагах от святыни расположено уже современное причудливое художественное творение — памятник неизвестному. Его история типична для современности и в то же время поучительна. Она гласит, что в 2007 году мэр Шаргорода попросил известную киевскую художницу Жанну Кадырову установить памятник известному шаргородцу. Долгие дискуссии о кандидатуре исторической фигуры, которая должна была предстать в монументе, ни к чему не привели. Сказалась многоконфессиональность Шаргорода: иудеи, православные и католики не могли договориться, кто же из фигур самый выдающийся. Тогда художница создала «памятник неоткрытому памятнику». А местные придумали легенду, кто разгадает секрет монумента, тот сможет узнать от привидения, где спрятано шаргородское счастье.
Собственно, туристический маршрут заканчивается на вершине Крестного хода, куда ведут три дороги. Там соединено то, что есть у поляков, евреев и украинцев. Понять, что это, можно только преодолев путь. Крестный ход в Католической Церкви материально символизируется в виде 14 остановок трагического хода, который прошел Иисус Христос через Иерусалим на Голгофу. Это дорога страданий, жизни, испытаний и спасения.
«Таких Via Dolorosa, как в Шаргороде, в мире есть несколько. Ее строили несколько лет с благословения Папы Римского в Шаргороде. Уникальность ее в том, что она проходит возле могилы святых цадиков, где установлена католическая часовня. И, собственно, три столпа шаргородского счастья — это три святыни, три народа, которые искали и нашли непреклонную веру, как у поляков, вечную надежду, как у евреев, и искреннюю любовь, как у украинцев. Пройдя по этой дороге, вы получите благословение верой, надеждой и любовью, — резюмирует Григорий Саулко. — Но чтобы завершить свое пребывание в Шаргороде, нужно выполнить еще две необходимые вещи: получить благословение небесного покровителя Шаргорода — Святого Флориана и побывать в «рафинаде».
Под «рафинадом» Григорий Саулко подразумевает арт-резиденцию «Шаргород Рафинад». Она развернулась на территории бывшего сахарного завода, который в начале 2000-х порезали на металлолом. Из весовой сделали офис и рецепцию, из токарного цеха — художественную галерею и мастерскую, из электроцеха — мини-гостиницу. То, что должно было стать руиной, превратилось в пристанище для художников. Сейчас в планах администрации резиденции открытие Центра крафтового искусства «ШарКрафт», который станет еще одним стимулом приехать в Шаргород не просто погулять, а приобрести крафтовую продукцию непосредственно у народных мастеров, без накруток.
Фото автора