Клара ҐУДЗИК —«Зеркало недели», № 20 (33”), 20 - 26 мая 1995 року
Православная Церковь Украины переживает сложный период — период возрождения, с одной стороны, и период схизмы, раскола, с другой. Сегодня в Украине существуют три церкви — Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), Украинская Православная Церковь (митрополия Московского патриархата) и Украинская Православная Церковь Киевского патриархата. Между Церквами нет мира и согласия, более того — нет нормальных дипломатических отношений. Вопросы духовного становления, реставрации церквей, христианского просвещения пока отодвинуты на второй план. Идет открытая борьба за приходы, за культовые сооружения, за влияние в обществе. Политики, не смущаясь, используют разделение Церкви в своих целях, особенно в погоне за голосами избирателей. Авторитету православия наносится серьезный урон. Общая ситуация в Православной Церкви довольно точно отражает политическую ситуацию в обществе. За всеми этими неурядицами общество не придало должного значения возникновению Киевского патриархата. А между тем, появление нового патриархата — это важное и очень редкое событие как в истории отдельного государства, так и в истории Вселенской Церкви. Известно, что с IV века, когда возникли первые патриархаты, в мире сформировалось и сохранилось до сегодняшнего дня всего 7 православных патриархатов (Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский, Сербский, Московский и Румынский) и только три последних — в христианских странах. Киевский патриархат фактически стал правопреемником автокефальной Киевской митрополии, которая до конца XVII столетия была независимой от Московской Церкви и находилась в прямом подчинении вселенскому Константинопольскому патриарху. Святейший патриарх всея Украины-Руси ВЛАДИМИР — второй патриарх Киевского патриархата — ответил на вопросы корреспондента «Зеркала недели». — Ваше Святейшество, как продвигается процедура канонического признания Киевского патриархата Вселенскими Церквами, Константинопольским патриархом? — Канонизация (официальное признание) нового патриархата — это очень сложный процесс церковной дипломатии и канонического права, который, как показывает история Церкви, может длиться десятилетиями. Главным препятствием на пути канонизации Киевского патриархата Вселенской Церковью является раскол православия в Украине, а также сопротивление Московского патриархата. Сегодня можно констатировать только косвенное признание, а именно — признание Вселенскими Церквами заграничной ветви нашей Церкви. В частности, важно, что Константинопольский патриарх совершает чин хиротонии — рукоположение заграничных эпископов, что имеет большое значение для жизни Церкви. — Есть ли надежда на образование в ближайшем будущем единой Православной Церкви Украины? Или это будет длительная «великая схизма», подобная средневековому расколу западной церкви? — Сегодня слишком мало оснований для оптимизма — проблема очень трудная, к тому же усложненная политикой. Политическим, прежде всего, является вопрос о присутствии Московского патриархата в Украине — это нечто, напоминающее Черноморский флот в Крыму. Пока нет никакой надежды, что Московский патриархат согласится признать Киевский. Что касается УАПЦ, то это более простое, внутреннее дело; для объединения Церквей требуется только время, хотя без политики не обошлось и тут. Тот факт, что об УАПЦ одобрительно пишут некоторые шовинистические московские газеты, говорит сам за себя. Для них УАПЦ — это ставка на раскол и дискредитацию Украинской Церкви. — Недавно состоялся Синод Киевского патриархата. Какие вопросы рассматривались Синодом? — Главным был вопрос о просветительской работе среди мирян, направленной на преодоление опасного раскола Православной Церкви. Иерархи должны активно разъяснять верующим значение Киевского патриархата в жизни нашей страны, ведь идея независимой Церкви составляет духовный фундамент единства и независимости Украины. Нам известны случаи политической агитации священников Украинской Православной Церкви (Московский патриархат) против независимости не только Украинской Церкви, но и страны. Важным идеологическим моментом есть тот факт, что богослужение во всех храмах этой Церкви ведется только на русском языке; более того, иерархи доказывают якобы принципиальную невозможность перехода на украинский богослужебный язык. Между тем, сейчас во всем христианском мире существует устойчивая тенденция перехода на национальный язык богослужений. Даже Римско-католическая Церковь отказалась от исключительного использования латыни. — Как обстоят дела с переводами на украинский язык литургических текстов, миней, требников, учебников для семинарий и др.? — Перевод всех церковных текстов на украинский язык является необходимым, но многотрудным делом. Для его реализации в полном объеме нужны специальные институты в лоне Церкви, нужны специалисты высокого класса — знатоки трех богодухновенных языков (древнееврейского, греческого и латинского), богословы, философы и даже поэты. Ведь богослужебные тексты должны сочетать полное соответствие древним оригиналам Святого Письма с максимальной выразительностью. К сожалению, Церковь еще не имеет достаточных возможностей для разворачивания этой работы, хотя уже образована соответствующая комиссия. Следует, однако, сказать, что и сегодня самые важные богослужения отправляются на украинском языке — их тексты позаимствованы из канонического употребления заграничной Украинской Церкви. — Как решается вопрос о передаче Киевскому патриархату Киево-Печерской лавры и собора Святой Софии? — Это очень болезненные для нас проблемы. Святая София с XI столетия была центром православия Руси-Украины. Именно поэтому она должна стать кафедральным собором. Несколько лет назад было получено разрешение правительства на передачу Св. Софии Церкви. Однако постановление осталось на бумаге. Ссылки на то, что для сохранения храма нужно обязательно оставить его музеем, не имеют смысла. В мире есть много прославленных церквей, например храм Св. Петра в Риме, которые сохраняются как музеи, являясь в то же время действующими храмами. Непонятно и даже оскорбительно то, что много строений на подворье Св. Софии находится в пользовании различных организаций, в том числе коммерческих. Может, именно в этом и таится основная причина сопротивления передаче храма? Что касается наиболее почитаемой украинской святыни — Киево-Печерской лавры, тут ситуация та же. Может быть, даже сложнее — ведь часть Лавры уже отдана УПЦ Московского патриархата. Мы имеем согласие высоких инстанций на передачу Киевскому патриархату другой части Лавры, хотя, безусловно, имеем историческое право на весь монастырь. Но тот паралич, тот хаос исполнительной власти, который существует сейчас в Украине, не содействует скорому практическому решению такой важной для украинского православия проблемы. Имеем надежду, что принятие Закона о власти будет содействовать решению и этой проблемы. — Разработан ли перспективный план восстановления разрушенных и сооружения новых церквей в Украине? — К сожалению, подобного генерального плана еще не существует. Строительство храмов ведется хаотически, архитектурные стили определяются зачастую случайными причинами. Считаю желательным при реставрации церквей сохранять стиль украинского барокко и старовизантийский стиль. — Как относится Ваше Святейшество к экуменическому движению за объединение различных христианских конфессий? Принимает ли Церковь участие в международных собраниях и комитетах экуменического движения? — Последние события, связанные с делами изуверской японской секты АУМ-синрикё, подтверждают опасения, что люди собственными руками готовят для себя страшный суд — не Божий, а человеческий. Считаю, что только идеей объединения людей, независимо от вероисповедания, только верой в единого милосердного Бога может спастись человечество. Без этого трудно надеяться на выживание мира, в котором человек создает все более страшные средства самоуничтожения. Официально Церковь не принимает участия в экуменическом движении, но представители наших зарубежных ветвей поддерживают контакты с различными организациями этого движения. — Ваше отношение к предложению праздновать Св.Пасху одновременно всеми конфессиями? Известно, что существует идея всехристианского празднования Пасхи во второе воскресенье апреля (день, который наиболее соответствует предполагаемой исторической дате смерти и воскресения Христа). — Считаю, что в будущем эта идея может и должна реализоваться. Но не сейчас. Подобные реформы касаются не догматической сути христианства, а народных традиций, верности обычаям предков, которые сложно менять. — Благодарю Ваше Святейшество за милостивое согласие ответить на вопросы нашей газеты.