Свидетельства о притеснениях религиозных общин в Крыму и на Востоке страны звучали с разных сторон, однако тяжело представить себе всю тяжесть положения. Пресс-конференция «Новый экстремизм: вероисповедания в Крыму и на Донбассе», прошедшая 25 ноября в Киеве, была призвана собрать все факты, чтобы иметь полноценную картину.
Свидетельства о притеснениях религиозных общин в Крыму и на Востоке страны звучали с разных сторон, однако тяжело представить себе всю тяжесть положения. Пресс-конференция «Новый экстремизм: вероисповедания в Крыму и на Донбассе», прошедшая 25 ноября в Киеве, была призвана собрать все факты, чтобы иметь полноценную картину.
Религиозные организации стали заложниками ситуации в Крыму, хотя некоторые из них имеют дело не только с последствиями, но и с моделированием событий, начал доклад заместитель главы Департамента по вопросам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш. Он остановился на деятельности УПЦ (Московского Патриархата), к сожалению, их представителей не было на встрече. По словам Юраша, УПЦ (МП) играет исключительную роль в Украине из-за собственной численности и нельзя однозначно утверждать о единой линии их поведения.
В частности, по его словам, в Крыму духовенство продемонстрировало довольно взвешенную позицию на примере митрополита Лазаря (Швеца), который не содействовал в проявлениях сепаратизма. Для сравнения, позиция клириков на Донбассе выглядит совсем неоднозначно. В Донецкой и Луганской областях у УПЦ (МП) 5 административных единиц, также там действуют сразу 8 епископов. И очень критичным стал поступок одного из них, когда он благословил руководителя ЛНР Плотницкого.
Андрей Юраш заявил, что Минкульт уже направил официальное письмо руководству УПЦ (МП) с вопросом о том, как стоит расценивать такой жест одного из известных иерархов. Также чиновник подчеркнул исключительный патриотизм протестантских общин Донбасса, отметив, что этому содействует уникальная ситуация в государстве в противовес законам в Российской Федерации.
Первыми подобными случаями стали притеснения УПЦ Киевского Патриархата и лично архиепископа Климента. Это были и захваты церквей представителями сепаратистской крымской самообороны, и постоянные запугивания и нападения на верян. Сейчас единственным уцелевшим остается кафедральный храм в Симферополе, однако уже были попытки и его захвата. Самого же архиепископа Климента допрашивали представители самооброны и ФСБ, как в церкви, так и дома.
Кроме того, остро встал вопрос перерегистрации Церквей и религиозных организаций. Это возможно только при условии того, что духовенство примет российское гражданство, но это тоже не будет гарантировать легкую процедуру юридического оформления по новым законам на полуострове. В противном случае все клирики, оставшиеся с украинским гражданством, будут считаться «иностранными агентами» и не будут иметь возможность находиться в Крыму более 90 дней.
Тяжелая ситуация сложилась с украинским исламом. В мечетях, медресе и квартирах верян продолжаются постоянные обыски на предмет запрещенной «экстремистской» литературы, продолжаются запугивания уголовным преследованием. По словам Ольги Скрипник, власть Крыма придерживается линии политического раскола, создавая Таврийский муфтият, который совершает попытки захвата мечетей (на примере Евпатории).
Относительно священства УГКЦ, то так же происходят постоянные запугивания и преследования «за террористическую деятельность». Похожая ситуация возникла и с представителями РКЦ на полуострове. Многие служители были вынуждены выехать из Крыма. Над ними, как и над протестантскими общинами, у которых возникло немало проблем, висит вопрос перерегистрации и принятия российского гражданства. Сроки для раздумий – до конца 2014 года, потому что уже с начала нового года будут действовать только российские законы.
Ситуация на Востоке страны кардинально отличается от дел на полуострове. За время противостояний были замучены четыре протестантских служителя – два дьякона и два сына пастора. Действует запрет на какие-либо служения в Горловке и Докучаевске. Был избит пастор Сергей Косяк за свою деятельность, связанную с Молитвенным майданом в Донецке.
В Луганской области продолжается захват домов молитвы боевиками, мародерство в зданиях (на примере г.Латугино). Более 40 общин в Донецкой области и 19 церквей в Луганской были вынуждены прекратить службы и действовать подпольно. Молитвенные здания полностью захвачены сепаратистами в Шахтерске, Оленовке, Краснодоне и Доброполье. Пасторы постоянно подвергаются обыскам, допросам и арестам со стороны представителей ДНР и ЛНР. Им инкриминируют поддержку украинской армии, сотрудничество с Америкой («агенты США»), что напоминает обвинения из прошлого века.
Изменились и финансовые аспекты. Раньше за аренду храма духовенство должно было заплатить 1 000 грн. в год, договор был сроком на 49 лет. Новая власть подняла тариф до 600 000 грн. в год и неизвестно, какой будет ситуация в конце декабря. Архиепископ подчеркнул, что подобное касается и церковного имущества, относительно безопасности которого теперь нет никаких гарантий. Добавим, что подобной ситуация стала после официальных обещаний новой власти, что церковное имущество и храмы не пострадают.
Относительно ситуации на Донбассе, там остается архиепископ Донецкий и Мариупольский Сергий, который вместе с 18 священниками находится в списках розыска ДНР для задержания. Владыка Сергий был вынужден выехать в Мариуполь, откуда продолжает руководить делами общины.
Луганский епископ Афанасий так же оставил Восток после допросов и угроз расстрела. Владыка Евстратий добавил, что в машине епископа боевики вывели из строя тормозную систему, надеясь на ДТП, однако священник успешно выехал с той территории. Сами же храмы УПЦ КП утратили возможность действовать легально и ушли в подполье.
По словам архиепископа, критичной стала ситуация возле Новоазовска, где сепаратисты начали расстреливать местных жителей, которые имели определенный авторитет среди общины и не поддерживали их власть. Жители успели предупредить местного священника, как только он отпел убитых, что завтра придут за ним. После этого он успел выехать без преследований.
Ситуация остается непростой и для мусульман. По свидетельствам муфтия Духовного управления мусульман УММА Саида Исмагилова, в Крыму 12 ноября неизвестные ворвались в мечеть в с.Солнечная Долина и попытались поджечь ее. Целенаправленные атаки культовых сооружений были и раньше, как и поджог мечети в с.Луговое коктейлями Молотова (13 июня).
За время действия новой власти были выкрадены 18 крымских татар молодого и среднего возраста, которые были практикующими мусульманами. Некоторые из них уже были найдены мертвыми со следами пыток на теле, судьба остальных остается неизвестной. Продолжаются и массовые облавы на рынках Симферополя, когда арестовали всех граждан неславянской внешности.
Массовые обыски квартир мусульман, мечетей и медресе проводятся под предлогом поиска «экстремистской литературы», в списки которой попали и классические богословские произведения. Вместе с книгами силовики нередко ищут оружие и наркотики, рассказывают крымские татары.
Исмагилов подчеркнул, что на Донбассе пока царит другая атмосфера в отношении к мусульманам, однако, есть и свои преграды. В частности, в некоторые мечети приходили люди со стороны ДНР и призывали создать собственное Духовное управление.
На Донбассе террористы захватили резиденцию епископа и монастырь, а также продолжаются такие же притеснения, как и у представителей других общин. Спикер подчеркнул, что духовенство УГКЦ продолжает помогать местным жителям, а рядом с военными служат капелланы. По его словам, ситуация усложняется тем, что власть РФ привыкла объяснять конфликт межрелигиозным противостоянием. Однако в Украине никакой войны между религиозными организациями нет, о чем свидетельствуют неоднократные заявления и документы от Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций.
Непростым остается служение для иудейских общин, о чем напомнил исполнительный директор Киевской городской еврейской общины Анатолий Шенгайт. По его данным, до прихода новой власти в Крыму действовали 10 общин, а на Востоке страны – до 20, однако сейчас цифры вообще неизвестны. Все раввины выехали из Донецкой и Луганской областей из-за опасности для собственной жизни.
Однако еврейская община на Донбассе продолжает работать, потому что там остаются люди. Проблемой стало то, что среди жителей Востока много пожилых людей, о которых нужно особо заботиться.
Острым остается вопрос о том, как возможно повлиять на ситуацию, чтобы хоть как-то гарантировать безопасность для служителей и верующих.
Андрей Юраш подытожил выступления, отметив несколько этапов необходимых действий. В частности, должно быть постоянное информирование со стороны СМИ с проверенными данными. Представители религиозных общин должны сотрудничать с властью, а также проблема должна подниматься на дипломатическом уровне с привлечением МИД, чтобы сообщать обо всех нарушениях прав и законов мировое сообщество.
Стоит повышать общую культуру межрелигиозного диалога, как и определиться с ролью УПЦ (МП), имеющей значительное влияние на сообщество. По словам Юраша, нужно продолжать сбор всей существующей информации, чтобы иметь на руках все свидетельства и документы для подтверждения ситуации.