В Ветхом Завете в Книге Бытия говорится о том, что Господь создал женщину уже в раю, в отличие от Адама, которого Творец поместил в рай. Таким образом, Ева — райское творение.
Елена ИВАНОВА. — "Боспор-Крым", 4 марта 2010 года
Женщина, как мы знаем, в жизни человечества всегда занимала важное место. Мужчины посвящают ей великолепнейшие произведения живописи, музыки и поэзии. И это понятно. Не будь женщины, что было бы тогда с нашей историей, которую, как правило, творят мужчины. Из истории мы знаем множество примеров, как женщина, будучи по своей природе сосудом немощным, способна изменить ход тех или иных событий.
Конечно же, очень важную роль в жизни семьи и общества отводит женщине Православная Церковь. Об этом мы беседуем с настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского протоиереем Сергием Ковалем.
— Отец Сергий, какое место занимает женщина в семье согласно учению Православной Церкви?
— Женщина во все времена занимала не менее важное место, чем мужчина. Обратимся, например, к Библии. В Ветхом Завете в Книге Бытия говорится о том, что Господь создал женщину уже в раю, в отличие от Адама, которого Творец поместил в рай. Таким образом, Ева — райское творение. А это значит, что Господь тем самым возвышает женщину как существо, имеющее особенную близость к Богу, с момента ее создания. Рай же — это идеальное место сосуществования человека и Бога. Заметим так же, что имя Ева Адам нарек своей жене после грехопадения. В раю же Адам не давал ей имени. Наречь же имя, согласно библейской традиции, — это значит иметь власть над тем, кому имя нарекаешь. Только вследствие греха, который первой совершила Ева, Адам, по слову Господа, стал господствовать над ней.
Но каково было это господство? В книгах Ветхого Завета мы видим, что семья здесь возведена в культ. Обратите внимание: здесь нет ни одной скандальной сцены в отношениях между мужем и женой. И в то же время мы не встречаем ни одного библейского ветхозаветного свидетельства об унижении жены мужем. А это значит, что семья с самого начала была иерархичной, что каждый четко знал свои обязанности и неуклонно выполнял их. Главой для жены на страницах Священного Писания является муж, но это не значит, что жена становится собственностью мужа, уподобляясь вещи. Обратите также внимание, с каким уважением обращаются мужчины с женщинами на страницах Библии.
Любая общность людей: семья, община, общество, государство — обязательно имеют иерархию. Семья же — это начальная ячейка любой общности людей. Более того мы видим, что воспитание детей, как самого дорогого сокровища семьи, доверено именно женщине.
Вспомним народную мудрость, гласящую: «Впитал с молоком матери». Именно женщина с момента зачатия маленького человека закладывает в него свои взгляды на окружающий мир, именно она дает ему все необходимое для последующего духовно-нравственного развития прежде всего как мать. И Православная Церковь подчеркивает важность женщины в жизни семьи и общества как матери. Если обратить внимание на убранство храма, мы увидим большое количество икон, посвященных Матери — Деве Марии, держащей на своих руках Младенца — Спасителя мира.
— А если женщина одинока?
— Женщина, если она не вышла замуж и не стала матерью, но, следуя учению Православной Церкви, относится к своему одиночеству правильно, может принести огромную пользу для общества. В этом случае ее жизнь будет постоянно насыщена духовной радостью, что всегда благотворно сказывается на окружающих ее людях. Свобода от супружеских обязанностей расширяет круг деятельности такой женщины.
Сердцу женщины дана сила любви. Если у женщины есть семья, эта сила направлена на мужа и детей.
При одиночестве же она обнаруживается другим путем: сила любви выходит наружу, высказывается в любви к Богу и ближнему и заставляет женщину ради него жертвовать собою, подобно тому, как супруга или мать делает это для блага собственной семьи. У такой женщины есть бесценная возможность быть матерью для всех, а значит, она может исполнить свое назначение и ее жизнь не пройдет без цели и пользы.
Вспомним Деву Марию: Она вполне сознательно не хотела выходить замуж, что в те времена для молодой девушки было делом неслыханным. Обратим внимание и на то, что Пресвятую Богородицу в православном храме в деисусном ряду иконостаса мы видим по правую руку от Господа Иисуса Христа. И за Ней уже следует Архангел Михаил и сонм святых.
Тем самым Православная Церковь нам говорит, что Божия Матерь почитается церковной полнотой не только выше святого Иоанна Предтечи, но и выше Ангелов. А ведь Она, согласно православного вероучения, является Матерью не только Господа Иисуса Христа, но и всего человечества. Так высоко через образ Пресвятой Богородицы поставлена женщина, учит Православная Церковь, независимо от того, замужем она или одинока.