Ужасно во всем ныне происходящем то, что апостасийные события вершатся в том числе и от имени будто бы «православной России». Это лишь в очередной раз подтверждает, что нынешние нераскаянные наследники богоборческого советского режима РФ являются исполнителями закулисных планов и на самом деле ничего общего не имеют с подлинной православной Россией.
«Если не будет покаяния у русского народа, конец міра близок»
(Св. Иоанн Кронштадтский)
«Не медлит Господь исполнением обетования…
но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб,
но чтобы все пришли к покаянию»
(2 Петр. 3,9).
«Сотворите же достойный плод покаяния…»
(Мф. 3, 8-10).
Святые Отцы предупреждали, что для воцарения антихриста необходима будет мiровая война… «И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф. 24:10).
Православный мыслитель и богослов Русской Зарубежной Церкви протоиерей Борис Молчанов (1896-1963) в книге «Тайна беззакония и Антихрист» так писал об этом: Антихрист «начнет свою деятельность в условиях развязанной тайными силами новой мiровой войны, когда народы, претерпевая все ужасы ее, не будут видеть никакого выхода из бедственного тупика, ибо все тайные рычаги, для разрешения его будут в руках тайного общества, ему содействующего. Антихрист предложит проект самого удачного, с точки зрения политической и социальной мудрости, разрешения мiрового кризиса…
Лицемерие Антихриста в этот период дойдет до того, что он даже в отношении к христианам не только не покажет себя противником их, но выступит с готовностью своего покровительства им. В своей внешней, показной стороне жизни он будет стараться подражать Христу. Большинство христиан, руководствующиеся не духовным разумом Церкви, а плотской мудростью, не увидят этого обмана и признают Антихриста...
Главное бедствие эпохи пред всемирным воцарением Антихриста будет заключаться в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, т.е. тот разум, который только и может ясно видеть свет Истины, станет крайне редким явлением. Человечество, руководствующееся плотским разумом, не только не узнает Антихриста, не увидит в нем коварного врага своего, но, напротив, признает его своим благодетелем» [Прот. Борис Молчанов, «Тайна беззакония и Антихрист», Харбин, 1935 г.].
Ныне на наших глазах сбываются грозные апокалиптические предостережения. Апостасия все больше поглощает не только общественно-политическую, культурную, но и церковную жизнь.
Угроза братоубийственной войны, навязываемая мiровой закулисой единоверным православным народам Украины и России, может обернуться самыми катастрофическими последствиями не только для этих стран, но и для всего мiра. Очевидно, что эта война не за Православие и Святую Русь. Такие лозунги являются лишь лживым прикрытием для развязывания апокалиптической братоубийственной бойни, цель которой – окончательно рассорить и уничтожить братские православные славянские народы, и в результате новой мiровой войны подготовить почву к воцарению антихриста. Уже сам тот факт, что военный конфликт между Российской Федерацией и Украиной развязан в Прощеное воскресенье, красноречиво говорит сам за себя… Совершенно очевидно, что те, кто искусственно втягивают в братоубийственное противостояние русский и украинский народы, являются лишь марионетками в закулисных играх темных сил, а посему истинно-православным христианам ни в коем случае нельзя ввязываться в этот конфликт.
Ужасно во всем ныне происходящем то, что апостасийные события вершатся в том числе и от имени будто бы «православной России». Это лишь в очередной раз подтверждает, что нынешние нераскаянные наследники богоборческого советского режима РФ являются исполнителями закулисных планов и на самом деле ничего общего не имеют с подлинной православной Россией. Их задача – руками самих русских православных людей развязать ненависть, вражду и братоубийство и тем окончательно уничтожить Святую Русь. А мнимое «противостояние с Западом» – лишь показная игра. Их действительная цель – конкуренция за лидерство в построении «нового мiрового порядка», а проще сказать – конкуренция за то, из чьей среды будет избран антихрист.
Именно поэтому православные христиане должны воздерживаться от соучастия в этих процессах, несущих на себе печать апостасии. «Отступление попущено Богом, не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, оградись от него сам, и этого с тебя довольно» [Свят. Игнатий Брянчанинов].
Священное Писание предостерегает: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3).
«Участие в политической деятельности в настоящее апостасийное время, действительно, одна из довольно серьезных проблем для современных христиан, потому что всегда ставит христианина перед внутренним нравственным выбором… По сути-то, и выбирать не из кого... Выбор меньшего зла не есть выбор. В нем лишь самообман и как неизбежный итог – разочарование. И хорошо, если после этого наступает прозрение, и хоть кто-то начинает осознавать суетность и сомнительность такого пути… Как ни печально, но реальность такова, что ни одна из ныне действующих политических сил (не на словах, а на деле, конечно) не ставит во главу угла служение христианским идеалам и духовному возрождению людей, не несет христианам мира… В современных условиях всеобщего отступления все без исключения политические силы являются зараженными чуждым христианству духом… В конечном итоге, вольно или невольно, все политические партии или движения оказываются соучастниками мiровой апостасии…
Поэтому еще и еще раз призываю всех быть трезвыми в своих суждениях и поступках, не поддаваться политическим и прочим страстям, дабы потом самим же не было стыдно за свой “выбор” или “поступок”. Старайтесь держаться в стороне от апостасийных процессов мiра сего и внутренне ограждаться от его разрушительного влияния, дабы принести достойные плоды покаяния и обрести спасение в Вечности. «Стяжай мирен дух в самом себе, спасайся сам, и вокруг тебя тысячи спасутся», - завещал всем нам Святой Серафим Саровский» [см.: Председатель Синода РИПЦ Архиепископ Тихон призывает православных трезво смотреть на происходящее и не поддаваться политическим страстям].
В свете последних событий – как в нашем истерзанном Отечестве, так и в мiре в целом – особую важность обретают предостережения Спасителя о том, что в конце времен между людьми иссякнет и уже окончательно не будет ни единства, ни мира, ни любви, и что в те дни восстанет брат на брата войною (Мф. 10:21).
Сейчас как никогда необходимо помнить, что Бог есть Любовь. Утрата любви, мира и единства, братоненавистничество и вражда – признак гнева Божия. Подобное испытание уже постигло нас 100 лет назад: тогда сердца людей, обуреваемых гордынею, поглотила духовная ночь, ввергнув в пропасть богоотступничества и братоубийства. Объявив войну Богу и Его Святой Церкви, люди попытались на крови святых мучеников воздвигнуть новую Вавилонскую башню. Но Господь, видя не только преступления, но и страдания народа, по милосердию Своему все же сокрушил эти горделивые планы помраченного ума человеческого, нанеся непоправимые раны зверю – богоборческому СССР.
Теперь же мы видим, как наследники безбожного советского прошлого с новым рвением предпринимают отчаянные попытки уврачевать раны зверя, к советской риторике добавив еще и псевдо-православную. По словам схиархиепископа Лазаря (Журбенко), «антихрист не сможет прийти, пока не будут излечены раны зверя».
Этот зверь живет в сердце каждого из нас. Он в способе нашего мышления и жизни, воспитанных в годы тотального атеизма и лжи. Над нашим народом и поныне довлеет страшный нераскаянный грех богоотступничества, грех гордыни и противления Богу. Но вместо всенародного покаяния, духовного очищения и возвращения к святоотеческой вере, к Богу и истинной Церкви, в сердцах и умах людей и по сей день процветают ложь, неверие, гордыня и грех.
Нашему народу жизненно необходимо духовное освобождение, пробуждение человеческих душ от сна, духовный исход из царства неправды и греха, покаяние и возвращение из состояния духовной разрухи (которую мы сами породили в собственных умах и сердцах) в Царство праведности и Правды. Необходимо осознание того, что лишь через исцеление и освобождение духовное возможно исцеление и освобождение народа физическое. Не политические и экономические декларации, программы и реформы, а, в первую очередь, покаяние, стремление ко спасению собственных душ для Вечности со Христом в Его Царстве (Которое «не от мiра сего»), стремление к Истине – вот путь, дающий действительную свободу, подлинное возрождение и оздоровление. Но этот путь невозможно пройти без крестоношения, без личного внутреннего подвига, без очищения сердца от страстей, которые «в Царство Божие не войдут» [Митр. Виталий Устинов].
Необходимо всенародное покаяние в столетней оргии богоотступничества, тотальной лжи и искривления душ. Необходимо избавление от довлеющего над всеми нами богоотступнического советского наследия. Освобождение человеческих сердец от сна, очищение после длительной блудной ночи и добровольного пребывания в плену зла, греха и смерти (Иер. 3:1-15).
Единственный путь к такому исцелению – искренняя и непрестанная молитва к Богу, всенародная покаянная мольба о прощении нам наших преступлений и согрешений.
Лишь путь всенародного покаяния и обращения к Богу (не на словах, а на деле) способен предотвратить надвигающуюся катастрофу. «Если же не будет покаяния у русского народа, конец міра близок» [Св. Иоанн Кронштадтский].
«Будем помнить, что нет иного пути спасения, как частного, так и Отечества нашего, кроме пути покаяния, заповеданного нам Христом – Победителем смерти и ада, и нет иной подлинной радости, кроме радости победы Добра над злом, торжества Жизни над смертью. Жизни, которую дарует нам Спаситель Христос. Только Господь, Который “гордым противится, смиренным же дает благодать”, силен спасти человека от погибельных стихий “міра сего” и от бури духов злобы, возмущающих человеческое сердце», – завещал Архиепископ Одесский Лазарь, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
В Послании от 11/24 ноября 1917 г. Всероссийский Поместный Собор обращался к русскому народу:
«Священный Собор ныне призывает всю Российскую Церковь принести молитвенное покаяние за великий грех тех своих сынов, которые, поддавшись прельщению, по неведению впали в братоубийства... Примем содеянное ими, как всенародный грех, и будем просить Господа о прощении. Сам Господь да пробудит в сердцах их спасительное покаяние и сознание всей вины их перед Богом и русским народом».
К сожалению, призыв Церкви к всенародному покаянию тогда так и не был услышан народом… Не слышит русский народ этот призыв и сейчас.
Председатель Архиерейского Синода РИПЦ Архиепископ Тихон по этому поводу пишет:
«Долгое время, несмотря на господство богоборчества и нечестия на нашей Родине, свободный призыв к всенародному покаянию в грехах богоотступничества и богоборчества продолжал раздаваться в Зарубежной Руси, из уст выдающихся святителей Русской Зарубежной Церкви. Однако стараниями наследников красных богоборцев ныне и этот свободный бастион Белой Руси пал...
Поскольку после падения богоборческого коммунизма покаяния в нашем народе так и не было, к имеющимся грехам советского наследия ныне присовокупились уже и тлетворные недуги так называемого “свободного запада”… Ныне русским людям надлежит каяться уже не только в отступлениях советского прошлого, но и в отступлениях постсоветского настоящего, по своей духовной сути и значимости не менее, а то и более опасных. Однако исцеление от недугов настоящего невозможно без осознания и покаяния в грехах прошлого. Это непреложный закон духовного развития, которым в нашем современном обществе грубо пренебрегают.
Образовался замкнутый порочный круг, который, если его не разомкнуть, неизбежно грозит новой духовной катастрофой и окончательной погибелью нашего народа.
В таких условиях, когда подрастающие поколения знают о советской действительности лишь понаслышке, причем зачастую в сильно искаженном и идеализированном виде, Русская Истинно-Православная Церковь … неукоснительно должна продолжать и свою миссию истинно-православного свидетельства, неустанно призывая русский народ к покаянию (за себя, за своих братьев, отцов, дедов и прадедов, прямо или косвенно повинных в тяжком грехе вероотступничества и последующих ему богоборчества, цареубийства, братоубийства, клятвопреступления…). Это покаяние должно быть подобно тому всенародному покаянию, которое совершилось на Руси в начале XVII в. во время великой смуты» [см.: Архиепископ Тихон. О необходимости всенародного покаяния в грехах вероотступничества и богоборчества русского народа].
Иеромонах Серафим (Роуз) считал, что русские люди, «ведя себя как подобает истинным православным христианам, приготовят путь для проповеди всемiрного покаяния». И в то же время он писал, что это будет «зависеть и от самого русского народа, так как Бог здесь действует через свободную волю человека. Так же, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и пророчество Ионы о ее гибели оказалось, таким образом, ложным, так и пророчества о восстановлении России могут оказаться ложными, если русские люди не раскаются» [Иером. Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира, 1981 г.].
Будем помнить об этом предостережении. Потому что угроза начала Третьей мiровой войны сегодня, как это ни парадоксально, исходит от страны, объявляющей себя «наследницей Святой Руси», а на деле являющейся продолжательницей антихристианского, богоборческого СССР, то есть того «зверя», о котором предостерегали многие святые новомученики.
Согласно Священному Писанию, антихрист придет, дабы прельстить и избранных (Мф. 24: 24). С нравственной стороны он будет пытаться внешне во всем подражать Христу. Он выступит против содомского нечестия, за восстановление законности и порядка, против попрания Заповедей Божиих, против торжества зла. И из-за этого многие православные христиане увидят в нем своего «Царя». «Анти» – с греческого переводится не только как "против", но и как «вместо», т.е. «подмена». Поэтому антихрист – это подмена, внешняя подделка Христа. Подделка ныне наблюдается на некогда Святой Руси: Истинная Церковь подменяется Лжецерковью, историческая православная государственность – лжегосударственностью, православная монархия – лжемонархией…
Скрытый враг всегда намного страшнее явного… В наше время подделка под православие становится более опасной, чем откровенные ересь и безбожие. Ересью прельстить православного христианина сложнее, а вот подделкой, имитацией православия ныне не только массово прельщают, но и, на самом деле, уводят от истинного православия, а значит и от спасения.
В Писании не сказано, в какой именно стране явится антихрист. Но сказано, что он попытается прельстить и избранных (Мф. 24: 24). Нравственное разложение и развращение общества, навязывание ему содома как нормы жизни – один из этапов на пути приготовления к приходу мiрового «нравственного лидера». Чтобы выступить в роли «ревнителя» и «восстановителя» традиционных нравственных ценностей, общество необходимо для начала развратить настолько, что оно в любом призыве к их защите будет видеть свое спасение. В этом и заключается смысл подмены, анти-Христа. Но что можно подменить, кого можно прельстить там, где все уже настолько нравственно разложилось и прельстилось, что общество и без всякой подмены давно готово принять антихриста? Очевидно, что речь идет не об откровенных еретиках и безбожниках, которые и так давно прельщены, а о православных христианах… Именно их необходимо будет прельстить подменой, подделкой под Христа. А потому, не исключено, что именно из внешне «православной» среды, из некогда православной страны может явиться антихрист, дабы прельстить и избранных (Мф. 24: 24). Для этого пригодной окажется и внешнее использование православной риторики и лозунгов, манипулирование ими для будто бы борьбы с мiровым злом, тогда как в действительности это будет подделка и обман. Христианам некогда православных стран в это апостасийное время необходимо быть особенно бдительными, не поддаваться на всевозможные манипуляции, политтехнологии и пропаганду СМИ, и не участвовать в искусственно спровоцированных сценариях, проектах и конфликтах.
В этих конфликтах, вне зависимости от пафосных лозунгов и политических окрасов, участие православных недопустимо. Сейчас, как и в 1940-е гг., происходит столкновение внешне вроде бы различных сил, а на самом деле – единой системы зла (змея, кусающая конец своего хвоста). Отличие лишь в том, что в процессе «линьки» эта «змея» приобретает разные окрасы с противоположных концов. Самое страшное, что единоверные братские славянские народы в этом самоубийственном столкновении используются в качестве пушечного мяса. Однако в результате победы любой из сторон (вне зависимости от окраски) в выигрыше все равно останется некая «третья сила» (режиссер), а не вовлеченные в нее народы.
«Господь попустил всем злым силам взять такую власть на земле, такое временное земное почти что всемогущество, и нам, архипастырям, такое положение диктует применить самую главную, вечно действующую тактику – приобщать ко всемогущей Божией благодати Святаго Духа всю нашу паству. Нет больше помогающих нам в этом нашем пастырском делании, нет Удерживающаго зло Помазанника Божия, нет настоящей христианской общественности и христианской школы… Перед такой грозной картиной уже торжествующаго зла нам, архипастырям, надлежит не только сказать сильное слово своей пастве, но и привести в действие все богатство даров Святаго Духа, всегда пребывающаго в Церкви Христовой… Упомянутое огненное искушение уже в действии и вот-вот постучится в двери каждаго пастыря и пасомаго. А потому пастырям надо быть очень бдительными… Не будем себя обманывать: никакое заранее знание, самое кропотливое, самое исчерпывающее всех извилин зла, знание всех коридоров подземельных ада, никого не спасет, никого не выручит, но единственно – живая, личная, горячая любовь к Спасителю нашему Господу Иисусу Христу» [см.: Митрополит Виталий (Устинов), из доклада Архиерейскому Собору РПЦЗ 1983 г.].
Православным христианам необходимо помнить, что по учению Святых Отцов и Церкви не внешнеполитические меры, а лишь покаяние и молитва могут быть той действенной преградой, способной приостановить надвигающееся зло. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).
«Кто, если не Создатель наш – Господь Иисус Христос – может дать людям силы преодолеть в себе злобу и ненависть к своим братьям? Но для этого мы должны вознести искреннюю покаянную молитву к Нему – от всего сердца и от всей души» [О предотвращении гражданской войны в Украине. Обращение Предстоятеля РИПЦ Архиепископа Тихона Омского и Сибирского, 06/19 февраля 2014 г.].
Прислушаемся к этим словам архипастыря Русской Истинно-Православной Церкви, иначе слова-предостережения о. Серафим (Роуза) о конце міра – «уже позже, чем вам кажется» – уже завтра могут превратиться из предостережения в реальность.
P.S. По странному стечению обстоятельств искусственное нагнетание военного конфликта между РФ и Украиной совпало с началом работы Всеправославного Совещания Патриархов и Предстоятелей апостасийного официального православия, которое проходит 6-9 марта с.г. в Константинополе. Цель данного мероприятия – ускорить подготовку к проведению в 2015-16 гг. «Восьмого Вселенского Собора», на котором должно состояться установление единства с Римо-Католической церковью. Кроме того, на этом Соборе предполагается провести новые модернистские реформы, соборно утвердить экуменизм и обновленчество, ввести женатый епископат, ослабить посты и т.д.
Подготовка к созыву «восьмого» Собора началась еще в 1960-е годы при активном участии главы ОВЦС МП митр. Никодима (Ротова). За это время в общей сложности состоялось 4 Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976; 1982; 1986; 2009) и 6 межправославных подготовительных комиссий (Женева, 1971; Шамбези, 1986; 1990; 1993; 1999 и 2009).
Приготовления к созыву «восьмого» Собора усилились после 2008 г., когда новым главой РПЦ МП был избран ученик Никодима (Ротова) Кирилл (Гундяев). Были выработаны многие совместные документы, однако процесс затормозился из-за спора между экуменическими Московским и Константинопольским патриархами о том, кто из них будет первым по чести после папы римского.
Следует отметить, что последним православным Вселенским Собором, который проходил до разделения Церкви на Западную и Восточную, был Седьмой. Семь Вселенских Соборов окончательно и во всей полноте определили вероучитильные и догматические основы Вселенской Православной Церкви, и они не нуждаются более в дополнениях или изменениях. Из пророчеств многих угодников Божиих известно, что так называемый «восьмой вселенский собор» будет отступническим, ложным, а по некоторым предостережениям – будет созван антихристом.
Так, святой старец Нектарий (Тихонов, +1928) Оптинский предостерегал: «Собора больше не будет. Было 7 Соборов, как 7 Таинств, 7 Даров Святаго Духа. Для нашего века полнота числа – 7. Число будущего века – 8».
Также и иеросхимонах Кукша (Величко, +1964) завещал: «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический Собор под названием “святой”. Но это будет тот самый “восьмой Собор, который будет сборищем безбожных”. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас, стойте в истинной Православной вере до конца ваших дней и спасайтесь».
«Когда вы увидите все сие, знайте, что близ есть, при дверех» (Мф. 24:33). «Имеющий уши да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3, 22).
Редакция "Церковных Ведомостей РИПЦ",
22 февраля / 7 марта 2014 г., седмица 1-я Великого поста
Дополнительно см.:
«Участие в политической деятельности в настоящее апостасийное время, действительно, одна из довольно серьезных проблем для современных христиан, потому что всегда ставит христианина перед внутренним нравственным выбором… Сразу замечу, что Церковь, конечно же, не может осуждать своих пасомых за личные симпатии к тем или иным политическим деятелям, если только они не откровенные богоборцы и сатанисты. Всероссийский Поместный Собор 1917-18 гг. своим определением соборно установил, что участие мiрян в политической деятельности, их симпатии и т.п. – есть дело личного и свободного выбора каждого, что ни в коей мере не может быть препятствием к принятию Св. Таинств, быть поводом к отлучению от Св. Причастия и от Церкви. Тогда же Всероссийским Собором были сняты все клятвы, прещения и анафемы, наложенные по политическим мотивам. В то же время определением того же Поместного Собора сама Церковь ни в коей мере не может принимать участия в политической деятельности, проводить агитацию на выборах, выдвигать своих кандидатов и т.п. Поэтому принцип нашей Святой Русской Истинно-Православной Церкви был и остается прежним – неучастие в делах мiра сего, особенно в современных политических движениях и идеологиях. Мы сохраняем традиции Катакомбной Церкви в этом вопросе неизменными.
Учение Церкви о власти было и остается незыблемым. В современных условиях всеобщего отступления все без исключения политические силы являются зараженными чуждым христианству духом, и в первую очередь духом гордыни, тщеславия… В конечном итоге, вольно или невольно, все политические партии или движения оказываются соучастниками мiровой апостасии. И то, что происходит в период т.н. предвыборных кампаний, можно с уверенностью назвать своего рода репетицией самой последней такой кампании. Людей психологически подготавливают к этому, внедряют в их сознание определенный тип поведения и отношения к происходящему, т.е. программируют их. Поэтому мы призываем наших пасомых трезво смотреть на происходящее, не поддаваться политическим страстям и соблазнам, не испытывать излишних иллюзий и во всем согласовывать свои взгляды, симпатии и действия с учением Святой Церкви. Не забывать, что современные партии в своей деятельности не свободны, в большей или меньшей степени, так или иначе оказываются зависимыми от антихристианских сил. Необходимо помнить об этом, особенно во время розыгрыша перед народом т.н. “избирательных кампаний”, сопровождаемых разгулом митинговых страстей. Примечательно, что выборы, как правило, почти всегда происходят во время поста, как раз в то время, когда христианину нужно как можно меньше увлекаться стихиями мiра сего, всеми силами ограждаться от всевозможных политических и прочих страстей, всецело сосредоточившись на внутреннем духовном делании: покаянии, посте и молитве.
Как ни печально, но реальность такова, что ни одна из ныне действующих политических сил (не на словах, а на деле, конечно) не ставит во главу угла служение христианским идеалам и духовному возрождению людей, не несет христианам мира. По сути-то, и выбирать не из кого. Любые выборы превращаются в спектакль, фарс, шоу, поэтому и проку от них ни для православных христиан, ни для народа в целом нет. Выбор меньшего зла не есть выбор. В нем лишь самообман и как неизбежный итог – разочарование. И хорошо, если после этого наступает прозрение, и хоть кто-то начинает осознавать суетность и сомнительность такого пути. Но это случается, к сожалению, крайне редко.
Поэтому еще и еще раз призываю всех быть трезвыми в своих суждениях и поступках, не поддаваться политическим и прочим страстям, дабы потом самим же не было стыдно за свой “выбор” или “поступок”. Старайтесь держаться в стороне от апостасийных процессов мiра сего и внутренне ограждаться от его разрушительного влияния, дабы принести достойные плоды покаяния и обрести спасение в Вечности. «Стяжай мирен дух в самом себе, спасайся сам, и вокруг тебя тысячи спасутся», - завещал всем нам Святой Серафим Саровский. «Отступлению надлежит случиться. Не потщись немощною своею рукою остановить его, оградись от него сам, и этого с тебя будет достаточно» - писал еще в XIX веке Святитель Игнатий Брянчанинов. Так учили Святые Отцы, так учит и наша Матерь Истинно-Православная Русская Церковь, прошедшая сквозь лихолетья жесточайших гонений и подпольного служения в катакомбах. Это завещал нам и приснопамятный Владыка Лазарь. Наши духовные отцы не шли на уступки богоборческим властям, сохранив свою внутреннюю духовную свободу. К этому призываю и всех православных христиан в эти благодатные дни Великого поста».