В дни Хануки будет вполне уместным сделать обзор сохранившихся в Украине оборонных синагог. Наличие таких сооружений, кроме всего прочего, воочию опровергает укоренившийся и довольно вредный миф, что евреи позднего Средневековья и эпохи Ренессанса, это вечная беззащитная жертва. На самом деле евреи "героического периода" были еще теми сорвиголовами.
В эпоху глобализации религиозные праздники часто теряют свой изначальный смысл. Самый яркий пример – христианское Рождество, давно ставшее вне конфессиональным и абсолютно светским, где главное елочка, блестящие игрушки, иллюминация и прочая мишура. Символом этого праздника давно и прочно стала не колыбель с младенцем Иисусом, а рожденный пиарщиками "Кока-кола" Санта Клаус. Вот только этот веселый толстячок имеет такое же отношение к первоначальному Рождеству и аскетическому митрополиту Николаю, как морская свинка к поросятам и морю.
Рождество мы вспомнили не просто так. Именно благодаря последнему Ханука из в некотором роде "второстепенного" праздника перешла в разряд одного из главных.
Карикатура из журнала "Schlemiel" за 1904 год под названием "Дарвинистское"
Все началось со второй половины XIX века, когда Рождество стало набирать светские черты – елки, карнавалы, утренники, подарки и прочие детские радости. Естественно, что еврейским малышам было обидно, что у соседей есть такой замечательный и яркий праздник, а у них – нет. Неизвестно, в чью конкретно мудрую голову впервые пришла идея превратить Хануку в еврейский ответ Рождеству, но это прижилось. Ханукия – чем не ёлочка с теми же свечами? И по времени почти совпадает. Многие пошли еще дальше и даже в домах строго соблюдающих евреев появились "Ханукальные ёлки" (на что не пойдёшь чтобы угодить детям). Ничего удивительного. Даже в безбожном СССР, гонимая и до 1936 г. крамольная рождественская ёлка вскоре возродилась в роли советизированной и идеологически правильной "новогодней".
Сегодня Ханука – любимый праздник еврейских детей, да и взрослых – приятно посидеть мрачным и холодным зимним вечером в тёплом доме за праздничным столом любуясь мерцанием свечей... Да и подарки к тому же...
Но свечи, игры, подарки, угощения и прочие пончики – это только внешнее проявление. Главное помнить об основной сути праздника – борьбе за свободу и двойном чуде. Чуде победы над огромной и, казалось бы, непобедимой греческой армией и чуде горения храмового светильника – Меноры.
Возможно, самым масштабным материальным воплощением "духа Хануки" (Б-жественное и воинско-героическое) можно считать оборонные синагоги, массово возводимые в XV-XVII веках на территории нынешней Украины и Беларуси. Их еще часто называют "синагогами героического периода". Они также имеют дуалистическую суть: Б-жественную – дом молитвы, и военную – крепость, позволяющую отстоять свою свободу, да и жизнь.
В дни Хануки будет вполне уместным сделать обзор сохранившихся в Украине оборонных синагог. Наличие таких сооружений, кроме всего прочего, воочию опровергает укоренившийся и довольно вредный миф, что евреи позднего Средневековья и эпохи Ренессанса, это вечная беззащитная жертва. На самом деле евреи "героического периода" были еще теми сорвиголовами. В частности, нунций Святого Престола в Речи Посполитой кардинал Франческо Коммендони, объехавший Подолье в 1564-1565 годах, удивлялся, что местным евреям "разрешается даже носить саблю и быть вооруженными".
Нунций здесь немножко ошибся. Не разрешалось, а ТРЕБОВАЛОСЬ! В условиях постоянной угрозы татарских набегов всеобщая "милитаризация" была жизненной необходимостью. Это, кстати, подтвердили и результаты недавних раскопок еврейского квартала в Городке, где помимо прочего археологи откопали ружейные кремни.
Мушкетные бойницы, Сатановская синагога (до реставрации)
Синагогу-крепость видно с первого взгляда – во внешнем облике они более соответствуют нормам фортификационного строительства, чем сакрального зодчества. Чаще всего такие "божницы" имеют кубическую форму суровой крепостной башни с толщиной стен до 2,5 м. Стены обычно подпираются мощными контрфорсами, служащими не только опорой, но и дополнительной защитой от вражеских ядер. Чаще всего такие синагоги венчаются аттиком с мушкетными и пушечными бойницами по периметру.
Наличие оборонной Большой синагоги также служило зримым подтверждением высокого статуса общины – более мелкие и бедные довольствовались деревянными. Для возведения мурованной "божницы" требовались не только значительные средства, но и немалый авторитет у властей – начинать строительство кагал имел право только после получения ряда особых разрешений (привилеев).
Очень часто именно оборонность "божницы" являлась условием для получения такого привилея, как это видим, в разрешении короля Сигизмунда III Вазы на постройку каменной синагоги в Луцке (1626 г.).
Сразу же заметим, что данный обзор не является рейтингом. Объекты здесь собраны не по "ранжиру", а в случайном порядке.
Обзор начнем с синагоги в Жовкве (Жолкве), пожалуй, самой красивой и масштабной среди всех оборонных. Последнее – не субъективное мнение автора, а данность. В 2012 г. это сооружение даже попало на серебряную десятигривневую монету (серия "Памятники архитектуры Украины") и аналогичную из нейзильбера – 5 гривен. Кроме того, это единственная в мире синагога, построенная придворным королевским архитектором.
Синагога в Жовкве (Фото VIRTUAL.ua )
Первое письменное упоминания о еврейской общине Жовквы датируется 1600 г. В 1601 г. в городе уже была улица Жидовская, находящаяся у Жидовской брамы. Напомним, что в те времена Московия была очень-очень дальним зарубежьем и нейтральный тогда этноним "жид" еще не успел изменить свой смысл при русификации.
Деревянную предшественницу нынешней божницы построили в 1625 г., но простояла она недолго и вскоре была уничтожена пожаром. Община хотела построить каменную, но учитывая особый статус города, – в XVIII веке Жовква была резиденцией короля Речи Посполитой Яна III Собеского – на это понадобилось особое разрешение. Трижды, в 1664, 1678 и 1687 годах, община получала от Собеского привилеи на строительство. Но кроме разрешения от светской власти, нужно было получить добро от церковной. Только в 1692 г. кагал получил разрешение архиепископа львовского Яна Липского. В этом привилее в части значилось: "...Построить синагогу..., чтобы жиды во время обстрела и вторжения ...могли иметь безопасное убежище".
Хотя в привилее речь шла исключительно об убежище, на самом деле синагогу строили как важный узел обороны – здание примыкало к городским стенам у "Жидовской брамы" и в случае нападения могло использоваться в качестве крепостной башни.
Строительство мурованной "божницы" начали в том же 1692 г.
Жолква, напомним, являлась монаршей резиденцией, и синагога должна была соответствовать высокому статусу города. Разработку проекта и строительство поручили придворному королевскому архитектору Петру Баберу Пруссаку. Самое известное из сохранившихся его творений – Башня Корняка, являющаяся одной из главных архитектурных доминант Львова. Пруссак восстановил ее после пожара, надстроил четвертым ярусом и увенчал барочным завершением с четырьмя витыми обелисками по углам.
Строительство синагоги в Жолкве завершили в 1698 г. (по другим данным в 1700 г.). Здание получилось настолько шикарным, что по настоятельному требованию представителей католического духовенства его запретили белить, чтобы еврейская "божница" не затмила красотой христианские костелы.
Немецкие солдаты громят синагогу (фото из архива Яд ва-Шем)
Пожар после подрыва синагоги
Синагога благополучно простояла до Второй мировой. В первые же дни немецкой оккупации нацисты разграбили и взорвали синагогу. Взрыв уничтожил перекрытия и интерьеры, но мощные, рассчитанные на пушечный обстрел стены устояли. В середине пятидесятых здание частично отремонтировали и после использовали под склад. В 2000 г. началась реставрация "божницы", но вскоре деньги иссякли и реставрационные работы застопорились.
В древности иудеям разрешалось селиться только в пригороде Самбора, где вскоре образовался сугубо еврейский район с названием Блик. В XVII веке обитатели Блика построили синагогу, чудом пережившую и нацистов, и безбожников коммунистов. Увы сегодня даже самый маститый специалист в области еврейских древностей в экс-синагоге ничего еврейского не распознает.
Это — бывшая синагога (фото myshtetl.org)
В 1990-е годы самборские власти отдали бывшую синагогу "на поталу" местным предпринимателям и те развернулись там со всей широтой души трудолюбивых галицких газд. В итоге получился мрачный и безобразный торгово-складской комплекс.
Синагога в Старом Самборе (фото risu.org.ua)
В нескольких километрах от Самбора лежит Старый Самбор, где тоже сохранилась довольно симпатичная синагога. Хотя "божницу" построили только в 1862 г. ее часто принимают за оборонную. Туристов вводят в заблуждение выполненные в виде круглых ружейных бойниц чердачные окошки. Заметим, ее изначально строили по "оборонной моде". Почему? Об этом читайте ниже.
Сокальскую синагогу построили в первой половине XVII века. После уничтожения евреев она несколько десятилетий использовалась как склад. Тогда же разобрали выполнявшие роль контрфорсов пристройки. Лишившись опоры массивные стены "поползли", что привело к обрушению сводов.
Сокальская синагога в начале ХХ века
В молитвенном зале до сих пор сохранились фрагменты резного декора и чудесной лепнины.
Остатки декора
Сегодня Сокальская синагога – это четыре стены без крыши. Летом 2016 г. молодежь из Львовского волонтерского центра при ВЕБФ "Хесед Арье" провела в "божнице" трудовой десант. Ребята вычистили молитвенный зал от скопившегося за годы мусора, а также буйно разросшихся там деревьев и кустарника. Последние своими корнями разрушали и без того поврежденную кладку стен.
Много очень интересных и разноплановых фотографий синагоги в Сокале смотрите "Українські Пам'ятки Архітектури. Спадщина"
В "подавстрийской" Галичине Броды были вторым после Львова городом по значимости – здесь находился один из главных пограничных переходов между двуединой монархией Габсбургов и Российской империей. С 1779 г. по 1880 г. Броды имели статус "вольного торгового города", пресловутого "порто-франко". Естественно, это привело к взрывному росту торговли и притоку громадного количества еврейского населения. Но о самом городе мы расскажем в отдельной публикации.
Синагога в Бродах, первая половина ХХ века
Синагоге в Бродах явно не везло с противопожарной безопасностью. Первая, деревянная, сгорела еще в 1691 г. Вторая, тоже деревянная, полыхнула в 1742. После этого община решила обзавестись каменной. Краеугольный камень под Большую мурованную синагогу в том таки 1742 г. заложил р. Ицхак Горовиц, сын р. Якова Горовица из Болехова.
К середине ХVІІІ в. угроза татарских набегов и турецкого вторжения для Галичины стали уже неактуальными, но синагогу в Бродах, может по инерции, а может на всякий случай, построили оборонного типа.
Синагога в Бродах, наши дни (фото guide-ua-pl.info)
5 мая 1859 г. во время большого пожара, уничтожившего едва ли не все Броды, синагога сильно пострадала от огня, но была восстановлена. В годы Второй мировой войны оккупанты полностью ободрали и вывезли в Фатерлянд медную крышу "божницы" – промышленность Германии остро нуждалась в цветном металле.
В 1960-е годы синагогу кое-как подлатали. Молитвенный зал приспособили под склад, а галерею – под кафе. В 1988 г. часть здания обвалилась, но не очень сильно. В 1991 г. местные власти затеяли ремонт, но в связи с грянувшим кризисом всё заглохло. В итоге зимой 2006 года произошел масштабный обвал сводов и здание превратилось в живописные руины.
Синагога в Подгайцах, начало ХХ века.
Первое письменное упоминание о евреях в Подгайцах датируется 1552 г., а местную синагогу построили, скорее всего, в конце XVI века. Достоверно известно, что 1627 г. она уже существовала. В Подгайцах оборонная "божница" не только служила убежищем, но и в случае нападения врага прикрывала "Галицкую браму" города.
Спасатели Управления ГСЧС в Тернопольской обл. спасают контрфорсы синагоги от разрушающих их кустов.
Синагогу, как и большинство подобных сооружений, ранее венчала не обычная крыша, а аттик с боевым ярусом. Сохранился даже ведущий к нему проход в стене.
Евреям Подгайцев довольно часто приходилось использовать синагогу как фортификационное сооружение. Только на протяжении первой половины XVII века на город пять раз нападали татары – в 1612, 1615, 1618, 1620 и 1621 годах.
Декор арон-кодеша со следами от пуль
В интерьере синагоги сохранился украшенный фресками с растительными орнаментами декор Арон-кодеша. Как и в Сатанове, он покрыт оспинами от пуль – страшным свидетельством Катастрофы.
До недавнего времени в Подгаецкой синагоге можно было полюбоваться нишей, декорированной барокковой каменной резьбой и украшавшей вход мемориальной плитой с надписью "Это врата Господни, праведники в них войдут" (Теилим, 118:20). Об этих реликвиях упоминается во всех материалах, посвященных синагоге в Подгайцах. Здесь мы узнали шокирующую новость. Оказывается, эта красота осталась только на фотографиях!
Этой надписи больше нет... (фото myshtetl.org)
Теперь на месте реликвии только дырка... (фото Григория Жибака)
"Когда несколько лет назад мы начали здесь спасательно-восстановительные работами, – говорит местный краевед и активист Григорий Жибак, – то с удивлением обнаружили, что вместо мемориальной плиты с надписью красуется только дырка в стене. Исчезло и барокковое обрамление стенной ниши в молитвенном зале."
Со слов Жибака, об акте вандализма в правоохранительные органы заявление никто тогда не написал. Какой смысл, если даже неизвестен год, когда это случилось? Известно только, что летом 2014 г. реликвии еще были на своем месте. Раздувать историю краеведы сочли безнадёжной тратой сил и времени.
Этот резной декор тоже украли
Учитывая, что украли не только обрамление ниши, но и немаленькую, весом под два центнера, мемориальную плиту, напрашиваются два предположения. Первая версия – преступление совершено по заказу влиятельного и не бедного коллекционера предметов иудаики. Согласно второй – это могли сделать религиозные фанатики, считающие, что таким образом они спасают сакральные реликвии. Не исключено, что камни уже за пределами Украины
Чтобы не заканчивать рассказ о Подгаецкой синагоге на такой печальной ноте заметим, что местными энтузиастами при содействии киевлянина Игоря Черкасского и его семьи, уже несколько лет в "божнице" ведутся консервационно-восстановительные работы. Каждый помогает чем может. Например, Управление ГСЧС в Тернопольской обл. помогло техникой и людьми. Спасатели очистили от кустарников и деревьев стены и контрфорсы. Вещь немаловажная – корни растений разрушали древнюю кладку. В планах энтузиастов, как минимум прекращение разрушения памятника и частичная его восстановление, а если найдутся средства – то и полная реставрация.
Реставрационные работы
Синагога в Гусятине – классический образец оборонных "божниц" XVII века. Она, как никакая другая, пострадала от войн. В 1655 г., например, ее стены испытали на прочность ядра войск гетмана Богдана Хмельницкого и союзных ему московитов боярина Василия Бутурлина. Тогда город долго обстреливали из тяжелой осадной артиллерии. Чуть позже ей досталось уже от турок.
Синагога в Гусятине со следами от русских снарядов
В 1914 г. русская артиллерия уничтожила практически весь исторический центр Гусятина. Почти два десятка снарядов россияне целенаправленно всадили в синагогу, но мощное, рассчитанное на вражеские ядра здание устояло.
В межвоенный период синагогу удалось отстроить. Немцы само здание не тронули, но когда к Гусятину подходили советские войска, организовали здесь опорный пункт. Соответственно синагоге опять "прилетело". Снаряды уничтожили своды и одну из стен. К 1972 г. синагогу полностью отреставрировали и там прописался местный музей. В 2002 г., в связи с аварийным состоянием крыши, музей переехал. Ожидалось, что временно.
Синагога, наши дни.
С того времени синагога пустует и постепенно разрушается. На ремонт денег в местном бюджете нет, поэтому поселковое руководство ищет спонсора или меценатов. О гусятинской синагоге читайте подробнее в статье "Разделенный Гусятин и "невезучая" синагога".
Синагога в Гримайлове
В соседнем поселке Гримайлов того же Гусятинского района сохранились впечатляющие руины синагоги XVIII века. Ее уничтожили в годы оккупации. Старожилы вспоминают о грандиозном пожаре, но судя по всему здесь не обошлось без взрывчатки.
Историки пока не пришли к единому мнению, можно ли считать эту синагогу оборонной или нет.
Синагога в Сатанове считается одной из старейших в Украине. Согласно письменных источников, ее построили еще в 1514 г. Но это фантастическая и абсолютно невероятная дата – в начале XVI века только-только зарождавшаяся община Сатанова не нуждалась в таком громадном здании.
Синагога в Сатанове, начало ХХ века
В актах 1514 и 1532 годов речь идет о совсем другой, скорее всего деревянной синагоге. Нынешнюю возвели где-то в первой половине XVII века, когда местная община уже могла позволить такое масштабное строительство. В пользу такой датировки свидетельствуют и строительные технологии (специфика кладки, состав раствора, и так далее) свойственные именно этому периоду.
Синагога являлась важным элементом в системе городских фортификаций и, вместе с расположенными рядом "Южными" ("Каменецкими") вратами, составляла единый узел обороны.
Сатановская Синагога и «Южная» брама. А также синагога в Сатанове до и после реставрации.
Воевать приходилось часто, татары здесь ходили с регулярностью пригородных электричек. Кроме того, дважды, в 1672 и 1676 годах, горожанам пришлось отбиваться от янычар султана Мехмета IV. О тех давних боях напоминает памятный знак, установленный несколько лет назад у средневековых городских врат. По-украински, по-польски и на иврите на нем высечено – "В память всех защитников Сатанова, павших на его стенах". Это единственный в Украине, а возможно и Европе памятник еврейским воинам древности.
С точки зрения архитектуры Сатановская синагога знаменита самым большим в Восточной Европе коробовым сводом, без единой колоны перекрывающим огромное пространство молитвенного зала. Кроме того, это пока что единственная в Украине возрожденная из небытия древняя местечковая синагога.
Сатановской синагоге U-JEV! посвятил большую статью в двух частях, с которой можно ознакомиться здесь и здесь
Синагоге в Остроге тоже приписывают более древний возраст. В некоторых популярных изданиях пишут, что ее возвели чуть ли не в 1400 г. Но тогда синагога в Остроге если и была, то – маленькая и деревянная.
Нынешнюю синагогу построили на рубеже XVI-XVII веков и она уже упоминается в "Акте раздела владений князя Василия Константина Острожского между его сыновьями Янушем и Александром 1603 года».
В 1608 г при синагоге организовали типографию, действовавшую до 1832 г., пока ее не закрыли царские власти за то, что там печатались прокламации польских повстанцев.
Синагога до начала реставрации (здесь и далее в этом разделе фото forum.zamki-kreposti.com.ua)
Синагога сейчас
В 1610 г. р. Самуэль Эдельс (Маршуе) на свои средства провел ремонт "божницы" и пристроил к северной стене женскую галерею. После этого здание получило имя "Синагога Маршуе".
Во время Русско-Польськой войны 1792 г. осадившая Острог русская армия 2 дня целенаправленно обстреливало синагогу, приняв ее за местный замок. Ирония в том, что тогда в городе совсем не оставалось польских военных. Видя многократное численное превосходство противника храбрые жолнежы ушли, не принимая боя.
Своды до реставрации
Во время обстрела ни одна из бомб, попавших в синагогу, удивительным образом не взорвалась. В память об этом чуде написали специальный свиток (мегилат Таммуз). Его впервые прочитали в 1793 году.
На протяжении истории здание синагоги неоднократно перестраивалось и достраивалось. Последний раз в 1912 г.
Летом 1941 г. оккупанты разграбили "божницу" и сильно разрушили ее.
После войны в Большой синагоге планировали организовать хлебопекарню, но в итоге получилась плодоовощная база. Тогда же молитвенный зал разделили деревянными перекрытиями на три этажа и одновременно разобрали западную и северную часть синагоги.
В 2000 г. накануне 900-летия Острога власти затеяли ее реставрацию, но всё окончилось демонтажем внутриэтажных перемычек и крыши. До конца 2015 года синагога простояла без крыши. За это время на перекрытии вырос настоящий лес, а часть сводов обрушилась.
Григорий Аршинов
В 2016 г. спасением синагоги озаботился депутат Острожского городского совета, член координационного Совета Ваада Украины Григорий Аршинов. Сегодня идут активные работы по ее восстановлению. Символическое совпадение, а может и знак свыше – накануне начала робот рядом с синагогой рабочие-строители нашли украшенный Маген Давидом громадный ключ от синагоги.
Ключ. Его длинна около 30 см.
С подробностями реставрационных работ можно ознакомиться здесь
Шаргородская синагога, пожалуй, самая знаменитая из синагог Украины. По красоте она абсолютно заслужено делит первое место с королевской "божницей" в Жовкве. По древности она тоже лидер. Построили ее еще 1589 году, и она вместе с Луцкой синагогой претендует на звание самой старой "божницы" нашей страны.
Синагога в Шаргороде (Фото ukrainaincognita.com)
Синагога входила в систему городской обороны Шаргорода и в 1595 г. выдержала нападения казаков Северина Наливайка. Во время османского владычества на Подолье (1672-1699) Шаргород успел побыть Кучук-Истанбулом, а синагога – мечетью. Это единственная синагога в Европе с таким эпизодом в биографии.
В 1930-е годы в рамках антирелигиозной кампании синагогу закрыли коммунисты и на ее базе создали соко-морсовый заводик. Благодаря ему уникальное здание благополучно пережило оккупацию – для немцев это уже было только производственное помещение.
Луцкая синагога за счет пристройки в виде пятиярусной башни с бойницами имеет наиболее выраженные фортификационные черты среди всех оборонных синагог Украины. Это даже закреплено в ее неформальном названии – "Малый замок".
Опираясь на привилей короля Сигизмунда III, "божницу" обычно датируют 1626 г. Но это только дата строительства башни-пристройки. Ядро же синагоги древнее и относится XVI веку.
«Малый замок» (фото ukrainaincognita.com)
В 1960-х годах на волне антиизраильской и антисемитской истерии власти решили уничтожить синагогу и даже успели разобрать четыре колонны, окружавшие биму. К счастью, благодаря вмешательству местных историков и искусствоведов "смертный приговор" уникальному сооружению отменили, а в 1970-е годы даже провели ремонт.
Сегодня в бывшей "божнице" спортивный клуб.
Уже в первой половине XVIII века "военная" функция синагог стала неактуальной, но идея синагоги-крепости продолжила жить. Образ крепости из физической функции обороны и защиты перешел в духовную и метафизическую – крепость Веры, крепость Бога...
Многие синагоги второй половины XVIII и первой половины XIX веков несут в своем облике ярко выраженные черты "крепостных" предшественниц. Это, например, Больная синагоги в Дубно (1784 г.), синагоги в местечках Кузьмине, Струсове и прочая.
Синагога в Белзе почти как оборонная
Наиболее яркой из таких духовно-крепосных синагог стала синагога в Белзе (Львовщина)
В начале XIX-го века Белз становится одним из главных центров хасидизма и резиденцией Белзской хасидской династии, одной из самых влиятельных в Галичине. Основателем династии стал р. Шолом Рокеах (1779–1855) получивший прозвище Сар Шолом (Князь Мира). Взяв за образец классическую оборонную синагогу (скорее всего в Жовкве) в 1843 г. он строит потрясающей красоты "божницу".
Синагога Белз в Иерусалиме
К сожалению, в 1943 г. ее уничтожили нацисты. Удивительно, но уже в наши дни уничтоженная синагога возродилась в Израиле. Большую Белзскую синагогу Иерусалима строили 15 лет - столько же, сколько исконную синагога в Белзе. Своими формами она повторяет традиционные оборонные синагоги вообще, и "божницу" в Белзе, в частности. Это самая большая синагога в Израиле.