Created with Sketch.

Опиум для народа или церковь в Славянске с привкусом ДНР

01.08.2014, 12:19

Когда жителям Славянска начинают закидывать претензии, мол, вы там все сепаратисты, вы сами пустили в город «ополченцев» и поддержали их, конечно, начинаешь защищаться, объяснять, что против оружия не пойдешь, но… когда говорят о женщинах с иконами на блокпостах и баррикадах, аргументов нет. Да, честно признаем, что такое явление было, чего греха таить…

Когда жителям Славянска начинают закидывать претензии, мол, вы там все сепаратисты, вы сами пустили в город «ополченцев» и поддержали их, конечно, начинаешь защищаться, объяснять, что против оружия не пойдешь, но… когда говорят о женщинах с иконами на блокпостах и баррикадах, аргументов нет. Да, честно признаем, что такое явление было, чего греха таить…

И это были идейные бабушки. Даже, в большинстве своём, не проплаченные. Зато зомбированные. Зомбированные в прямом смысле. Церковью. 

Авторитет — церковь

В Украине доверие к церкви согласно социологическим опросам в последние годы постоянно росло. Церковь занимает первое место по доверию украинцев среди государственных и негосударственных институтов. Как свидетельствуют результаты всеукраинского опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова в мае 2013 церкви доверяли около 70%, не доверяли 20%.

Для Славянска, относительно небольшого города, который к тому же находится в 30 км от центра православия Донбасса и всей восточной Украины – Святогорской лавры, роль и авторитет церкви очень сильны.

Поэтому в пришлой «православной армии» ДНР местные не просто сами увидели своих защитников, им еще и подсказали в церкви. Местные искренне верили и верят, что «батюшка в церкви врать не может».

«Я верю, что Святая Русь воскреснет»

Обложка (нажмите на картинку, чтобы увеличить)

Именно так называется брошюра стихов протоиерея Виталия (Веселого), изданная несколько  лет назад.

Процитируем отрывки из его стихов:

***

«Русь Великая, Малая, Белая!

Триединая наша страна!

Кто не хочет, чтоб ты была целою?

Это прежде всего сатана!»

***

«Люблю я русского великого солдата

На смерть готового за Родину стоять,

Ее – Любимую от монстров типа НАТО

И прочих хищных террористов защищать!»

***

«Пресвятая Богородице, спаси

Триединую Российскую Державу!

Для нее у Сына милость испроси,

Чтоб вернул ей всю былую честь и славу!»

***

С этими стихами отец Виталий, служитель Свято-Воскресенского храма на курорте, ходил по школам. Его стихи есть в библиотеках города, школ – и нигде-то в закромах, а на стеллажах о Славянске. На проповедях отец Виталий уже не первый год вещает об идеях триединой Руси. А после февральских печально известных событий даже просил почтить минутой памяти погибших беркутовцев на Майдане. Кстати, священнослужителем отец Виталий стал после того, как в городе развалился сользавод, на котором он работал.

Его с уверенностью можно назвать одним из лидеров и организаторов местных сепаратистов, и, конечно, их духовным вдохновителем.

Говорят, отца Виталия после освобождения города спецслужбы допросили, но не хватает доказательств связи с сепаратистами.

И, честно говоря, вызвало удивление видео, на котором отец Виталий рассказывает о своей непричастности к террористам. Опять вспомнились реплики местных: «Батюшки врать не могут». Без комментариев.

«Мне доложили, что помещение Виллы Марии заняли вооруженные люди», — рассказывает отец Виталий. А не сам ли он принял, расселил и благословлял террористов? Не он ли бабушек с иконами наставлял идти на баррикады не пускать армию в город? Вопросы риторические. Местные на них знают ответы. Проболталась и Штепа, когда поняла, что под ней земля горит: «пять дней назад вот эти вооруженные повстанцы собрались за городом Артемовском в двух КамАЗах, после этого, по согласованию с нашим православным батюшкой отцом Виталием, они разместились у него в православном центре. Мне позвонили жители и сообщили, что около 150 полностью вооруженных человек вышли из этого православного центра и к ним присоединились 300 человек, которых пригласил отец Виталий — это бывшие афганцы и военные, которые примкнули к этим повстанцам. Этим 300 людям повстанцы дали полные полномочия и они сегодня, что хотят, то и делают в городе».

Действительно, славянцы отмечали, что 12 апреля, в день захвата милиции, когда еще вообще было непонятно, что начинается, именно из так называемой «Виллы Марии», в котором располагается Центр славянской культуры, формировались десятками вооруженные люди и расходились в неизвестных направлениях.

Кстати, именно Неля Штепа отдала памятник архитектуры местного значения — Виллу «Мария» — в безвозмездное пользование православной церкви Свято-Воскресенскому храму сроком на 49 лет. В то время, как его передача планировалась краеведческому музею, в котором предполагалась открытие новых выставочных залов. Ведь история здания и место расположения, близ музея, к этому очень располагает. Но дело шло медленно, в основном, из-за проблем финансирования. Неля Игоревна, став мэром в 2010 году, решила этот вопрос быстро.

Отец Виталий в одном из интервью, когда завладел зданием, отмечал, что «памятник архитектуры находится в плачевном состоянии. Хотя начало уже положено: был проведен анализ состояния строений, заказана проектно-сметная документация. В целом, чтобы разместить здесь очаг духовной культуры не меньше 3 млн. грн». Интересно, где планировалась брать деньги? Нашли ли такую сумму – неизвестно, но ремонт начался. Например, без согласования городского отдела культуры, вставляли пластиковые окна. А это, напомним, памятник архитектуры. Но они и не переживали: всё с молчаливого согласия хозяйки города.

Отец Виталий отрицает, что в Вилле Марии собирались пророссийски настроенные радикалы. Действительно, направленность была разная. И для детей много проводилось. И православные христиане собирались и писали обращение секретарю городского совета А.Самсонову со своими предложениями, например: «…нашему городу требуется Великий Главный Храм. Таковые имеются во всех основных городах Святой Великой Руси, а именно: в Киеве, Великом Новгороде, Москве, Минске, Санкт-Петербурге. Предложение таково: на месте разваленного завода «Красный Металлист» возвести собор во имя «Всех Равноапостольных Святых» [http://slavdelo.dn.ua/2013/09/11/obrashhenie-slavyansk-tsentr-duhovnogo-pravoslaviya/].

Занимательное фото, сделанное в июле как раз в Вилле Марии. Видно, как отец Виталий «упрашивал покинуть» здание      

 Как понятно, что отец Виталий тоже там почётный гость.

А это фотографии еще с 9 мая, который помпезно отмечали в городе террористы.

«Абсурд», – повторяет отец Виталий об обвинениях Штепы, о его связи с террористами. Абсурд – это работа СБУ, если у неё не хватает доказательств.

«Семья»

Семейные династии, родственные связи священнослужителей – это нормально, общепринято. Есть и в Славянске такая семья.

Когда в Славянске захватили милицию, 13 апреля, на баррикады возле горотдела пришел отец Николай (Фоменко), настоятель кафедрального собора Славянска. «Церковь никогда в стороне не стояла и не будет стоять», — заявил священнослужитель. «Дай Бог, чтобы вы были также едины в молитве, как сейчас тут. И Александр Невский, в честь которого освящен наш собор, всегда к единению призывал», — напомнил батюшка.

Ездил молиться отец Николай в первые недели и на Андреевский блокпост к сепаратистам, расположенный в нескольких километрах от церкви.

У отца Николая четыре сына. Старший – отец Петр служит в храме на Северном. Раньше там был другой батюшка, отец Роман (Литвинюк), но место очень хлебное – частный сектор, кладбище рядом, поэтому отец Николай сделал рокировку.

Еще один сын – отец Тихон, священник храма в честь иконы Божией Матери «Державная» в самом населенном и молодом районе Славянска. Очень активно в последние года два началось строительство этого храма. Сейчас, вероятно, строительство притормозится.

Отец Тихон не скупился давать интервью российским журналистам об обстрелах якобы украинской армией: «Это ни в какие рамки уже не входит», говоря об обстреле своего храма.


Расположен этот храм возле педагогического университета, точнее возле студенческого общежития.

А вот это фото, сделанное из окон общежития, которые выходят на храм, облетело все СМИ. Нона боевиков буквально в 100 метрах от церкви ведёт огонь. Прилетала ответка. Тогда повылетали стекла в здании университета, многоэтажек в районе хлебозавода, немного посекло и церковь.

Сват отца Николая – отец Валерий (Лебедь), священник храма Серафима Саровского, расположенный в Черевковке на въезде в город со стороны Донецка. Местные поговаривают, что этот храм – подарок экс-генпрокурора В.Пшонки, уроженца Сергеевки Славянского района. В самой Сергеевке на личные средства Пшонки возведен женский монастырь.

Довольно интересный комментарий был на сайте новостей «ополчения» Славянска еще 10 июня:

ОРИГИНАЛ

Елена: 10 Июнь, 2014 г в 20:15

«Помогите неравнодушные православные города Славянска!

Прихожане Свято-Духовского храма города Славянска Донецкой обл. глубоко возмущены тем, что Владыка Митрофан Горловской епархии отстранил настоятеля Свято-Духовского храма отца Романа Литвинюка от служения в этом храме и назначил туда нового настоятеля. Отец Роман с самого начала военных действий был на приходе с нами, своими прихожанами, и служил все службы, пока в его дом не попал снаряд и не разрушил квартиру. Отец Роман с сердечным приступом и гипертоническим кризом попал в больницу, жить ему негде, а Владыка Митрофан объявил на службе прихожанам в Свято-Духовском храме, что нам настоятель отец Роман сбежал и бросил нас.

Мы, свидетели всего случившегося, просим всех помочь разобраться в этой ситуации. Знаем, что, благочинный отец Валерий Лебедь отсутствует в своём приходе в Черевковке уже 2 месяца. Это ли справедливость? У нас выбивают почву из-под ног да и ещё руками Владыки Митрофана!
Верим, что справедливость восторжествует и по выздоровлению наш батюшка отец Роман вернётся в свой храм.

Помогите!»

Действительно, странно, что когда под обстрел попал храм на Черевковке 17 июня – был разрушен вход, столовая, посекло купала, ситуацию нигде не комментировал отец Валерий. Хотя всему городу известно, что это его храм – он занимался с самого начала его строительством, поэтому его и никто не трогал для внутренних рокировок и т.п. Наверное, во время «сделал ноги».

Кстати, свадьба – объединение двух семейств Фоменко и Лебедь в 2011 году была очень громкой. Сама хозяйка города была почётной гостью.

Фотографии взяты на странице вконтакте, которые выложены в открытый доступ (10.07.2014): http://vk.com/album55714209_127409112

А праздновали в комплексе «Царицыно» в Брусино, где располагалась база террористов и которая была уничтожена в ходе ожесточенных боев под Красным Лиманом. Говорят, владелец «Царицыно» тесно связан с православными кругами региона.

Комплекс «Царицыно» (нажмите на картинку, чтобы увеличить)

Но признаем, что по сравнению с отцом Виталием, отец Николай и его сыновья, несмотря даже на «правильные» комментарии для российских каналов, занимали сдержанную позицию. Хотя, как подмечено, что в семье обсуждают и чего придерживаются, то дети и ретранслируют. Вот принт-скрин страницы вконтакте младшего 14-летнего сына отца Николая:

Принтскрин страницы вконтакте (10.07.2014) http://vk.com/sanek292000 (нажмите на картинку, чтобы увеличить)

Обстрелы церквей?

Фишка российских каналов – якобы обстрелы Нацгвардией храмов Славянска. Конечно, это бред. Честно говоря, даже удивлены, что они остались целыми.

Из шести церквей УПЦ МП с тремя рядом были расположены укрепленные блокпосты.

На Славкурорте вообще до такой степени укрепленный, что славкурорт просто отрезали от города. Даже, на время, когда Пономарев восстанавливал движение общественного транспорта, на Славкурорт ничего не ходило. Там были стратегические базы боевиков – Вилла Мария, санатории, в которых они жили, пляжи и лес, где они тренировались.

В сквере перед храмом на Черевковке, в ёлках, в июле несколько дней подряд боевики устанавливали зенитки.

С колокольни четырех церквей хороший наблюдательные посты: Черевковка – трасса Донецк-Славянск, Славкурорт – въезд в город со стороны трассы Харьков-Ростов, Северный – въезд в город со стороны комбикормового, ж/д вокзал – отличный вид на Карачун.

Черевковка

Северный

Возненавидь врага своего

В православии ДНР особенно ярко проявилось ненавистное отношение к верующим других религий. В Донецке, Горловке неоднократно похищали священнослужителей католической, протестантских церквей, в мае сторонники «Русского мира» напали на молитвенную палатку за мир в Донецке. В Славянске всё «на высшем уровне» — до физического уничтожения.

В печально известном СБУ Славянска побывали протестантский епископ Алексей Демидович, водители и волонтеры протестантских церквей, который помогали выехать горожанам. Пастору церкви «Добрая весть», активисту и координатору помощи переселенцам и горожанам Петру Дуднику тоже пришлось выехать из города, чтобы не быть задержанным. Боевики отжимали машины, имущество.

Но самым тяжелым, настоящим горем стало убийство двух священников и двух сыновей пастора евангельской церкви «Преображение Господне». Боевики ДНР забрали их 8 июня, на Троицу, во время праздничного богослужения и увезли в СБУ. Никто не мог перечить людям с оружием… Больше месяца семьи служителей с нетерпением и тревогой ждали, пока захваченных отпустят из плена. По свидетельству одного из заместителей прокурора Славянска, которому удалось бежать из плена ДНР, служителей пытали и убили уже на следующий день 9 июня. Он слышал их крики, которых во время допроса подвергали пыткам. Их тела нашли в одной из братских могил, вместе с двумя десятками других замученных.

И как раздражает, когда в сочувствующих группах боевикам, размещают фотографии Купеческого дома, подписывая, что разрушено одно из старейших зданий города, фотографии приюта «Паруса надежды»  и пишут, что дети лишены крова или мебельного цеха магазина Альфа Мебель, что люди лишились рабочих мест. В то время как возникают мысли, что их чуть ли не целенаправленно уничтожали. Посудите сами.

«Паруса надежды» — христианский, частный приют для сирот, один из основателей – Петр Дудник, пастор, соучредитель Альянса «Украина без сирот».  Приют  с прекрасным видом на Карачун был занят боевиками еще в мае. 1 июня была устроена провокация – начался обстрел Карачуна, с которого отвечали, зная, что детей там нет, а потом российские СМИ раструбили, что Нацгвардия в День защиты детей обстреливает приют.

Где-то также было и с другими объектами города – боевики либо жили в них (детский дом «Тополек»), либо подставляли под удар школы, детские сады, выстрелив из Ноны и отъехав. Так было и с мебельным цехом «Альфа мебель», владельцы которого также прихожане протестантской церкви Славянска.

Хотя стоит, конечно, и вспомнить, что не раз ответки устраивали и сами гиркинцы из других районов для дискредитации Нацгвардии и создания картинки для российских каналов.

Особенно примечательна история с Купеческим домом, тоже бизнесом протестантов. Это одно из старейших зданий города, предприниматели его реконструировали, открыли семейный развлекательный центр, там же существовала комната-музей о купеческой истории города, собранная по крупицам из частных коллекций.

Да, здание было почти сразу занято вооруженными людьми и превращено в казарму.

Здание полностью выгорело после одного из обстрелов. Рядом стоят жилые дома, расположено в центре, с позиций Нацгвардии очень плохо просматривается. То есть если бы серьезно бомбили до той степени, в котором оно сейчас, выгорело бы всё, что вблизи находится. Поэтому сразу зародились мысли об умышленном поджоге.

А вот живущие на этой улице рассказали, что «верхний этаж был снят снарядом украинской армии, а вот первый был уже после закидан гранатами ополченцами».

Занято было боевиками и помещение «Доброй вести», с территории которого также вели обстрел из Ноны. А после освобождения Славянска в ее подвале обнаружили склад боеприпасов.

Резюмируя

Это просто факты. Факты, которые лежат на поверхности, и порой становится страшно, когда задумываешься, что там глубже. Факты о местных православных порядках, которые известны горожанам Славянска, но большинство не видят в них ничего плохого. Точно так не видели, а некоторые и продолжают не видеть плохого в Штепе, Азарове-мл. «Они ведь столько для города сделали, никто столько не сделал».

Людям нужно во что-то верить. Политикам никто уже давно не верят. А церкви для того и созданы для того, чтобы молиться, верить и надеяться, но… слишком много «но» после пережитого…

 

p.s. Автор статьи был и остается прихожанином православной церкви Московского патриархата. Правда, уже с апреля не был в храмах Славянска и не знает, когда сможет переступить порог тех, кто позвал войну в город.

"Штрих-code", 31 июля 2014

Читайте также