Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) малоизвестна в мире, потому что ее путают с РПЦ. У нее нет автокефалии, а значит и своего лица, говорит в интервью французский историк Антуан Аржаковский.
Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) малоизвестна в мире, потому что ее путают с РПЦ. У нее нет автокефалии, а значит и своего лица, говорит в интервью французский историк Антуан Аржаковский.
- Я написал сложную историю православной церкви и о "православии" в разных смыслах, - говорит Антуан Аржаковский о своем религиозный бестселлере "Что такое Православие?". Во Франции он вышел в 2013 году. Gazeta.ua пообщалась с автором во время презентации издательством "Дух і Літера" перевода на русский язык.
Насколько концепция "русского мира" логична для Вселенского православия, и как вы лично к ней относитесь?
- Человек с серьезным историческим подходом осознает, что определение православия через "русский мир" - это чистая идеология "Москва - третий Рим". Эта идеология вызвала много трагедий: как писал Николай Бердяев, в результате "Третьего Рима" возник 3-й Интернационал.
Трагедия в том, что мы не увидели покаяния со стороны Русской Православной Церкви за эту идеологию. Поэтому беда возвращается: упомянутое псевдобогословье порождает войну и является источником непризнания украинской нации как одной из преемников Киевской Руси. Идет смесь памяти и истории, что существует одна-единственная линия от Киева до Москвы. Это ерунда, и она была характерна для Франции. Немцы и французы тысячелетиями боролись друг с другом, потому что стремились быть единственными потомками Карла Великого. Это и повлекло две мировые войны. Через лживое богословия и идеологии имеют место войны.
То есть мировое православие может спокойно обойтись без "русского мира"?
- Конечно! Это совершенно не свойственно настоящему православию.
Какова роль РПЦ в войне на Донбассе?
- Единственное, что я знаю, это то, что Патриарх Кирилл не осуждал аннексию Крыма и эту войну. Мне это непонятно. По моему убеждению, роль патриарха заключается в осуждении правителей, нарушающих международное право. К сожалению, это не про Кирилла, и он несет ответственность за трагедии и смерти людей на Донбассе.
Как должен действовать митрополит УПЦ МП Онуфрий в ситуации, когда почти все священники Луганской и особенно Крымской епархий взялись обслуживать оккупационный режим?
- Церковь - это реальность, которая шире нации. Она должна использовать факт того, что есть разные нации, и установить мир. Впрочем, как это сделать? Не прятаться и не говорить: "Политика - не наше дело". А наоборот, способствовать диалогу между сторонами, которые враждуют. Не уходить от политики - чтобы создать условия для примирения.
В Запорожье в начале января священник Московского патриархата отказался отпевать погибшего ребенка, потому что мальчика окрестила церковь Киевского. Что говорит эта ситуация об украинском православии?
- Это говорит о необходимости реформы православия. Это трагедия, когда нет взаимного признания крещения.
Для меня большая радость, что, например, представители Греко-Католической Церкви воспринимают крещение, выполненное в любой православной Церкви - УПЦ Киевского Патриархата в том числе. И наоборот, УПЦ КП признает греко-католическое крещение. Это и есть самое аутентично православное понимание таинства.
А то, что произошло в Запорожье - настоящий скандал. Крайне необходимо, чтобы представители УПЦ Московского Патриархата отошли от этого сухого канонизма.
Каноны ничего не значат, если нет духа любви.
Какая репутация УПЦ МП в странах Запада?
- Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) малоизвестна, поскольку люди путают ее и РПЦ. Потому что она не автокефальная и не имеет лица. Это отнюдь не помогает установлению мира между Россией и Украиной. Если бы была единая поместная церковь, которая объединяла бы разные ветви украинского православия, тогда было бы проще осознать существование украинского государства, способного дружить и с Москвой, и с Константинополем, и с Римом.
Это, кстати, был проект Петра Могилы, и на Западе его до сих пор помнят. А вот Онуфрия вообще мало кто знает.
Антуан Аржаковский - французский историк, философ и богослов. Окончил исторический факультет Сорбонны и парижскую Высшую школу социальных наук. В 1990-е возглавлял Французский университетский колледж при Московском госуниверситете им. Михаила Ломоносова. Был атташе по культуре и образованию Посольства Франции в Украине, содиректором Французского культурного центра. В 2004-м основал при Украинском католическом университете Институт экуменических студий, должность его директора занимал до 2011 года. С тех пор - директор по научным исследованиям Колледжа бернардинцев в Париже. В январе 2014-го выступил со статьей, в которой раскритиковал Русскую православную церковь за осуждения ею Евромайдана. В декабре прошлого года вместе с 11-ю другими активистами присоединился к открытому письму с требованием отозвать лицензию у телеканала RT France за «сеяние раздора и ослабление демократии». В 2015 году вышла книга "Раздор Украины с Россией: стратегия выхода из пике". Автор всего 9 книг о православии, взаимоотношениях Украины с РФ, экуменическом движении - за сотрудничество христиан разных конфессий.