Праздник огня, света, радости и веселья – Хануку – иудеи отмечают в 25 день месяца Кислев. В этом году празднования начинаются вечером 18 декабря.
Отмечают Хануку 8 дней. Ханука – не храмовый праздник, о нем не говорится в Священном Писании, а исторический. Хотя он почитается иудеями и приобрел свою традицию.
Главный ритуал – зажжение ханукальных свечей в честь чуда, произошедшего в Иерусалимском Храме после восстания Маккавеев в середине II в. до н.э. Тогда, во время правления над Иудеей Антиоха IV Епифания, иудеям запретили проводить в Иерусалимском Храме служения, поклоняться единому Богу. И для того, чтобы «облегчить» эллинизацию евреев, в 168 г. до н.э. на жертвеннике разрушенного его воинами Храма царь собственноручно сварил свинью, тем самым осквернив жертвенник. А во дворе храма приказал поставить скульптуру Зевса.
Против таких действий царя восстал священник Матафии Гасмоней, в гневе он убил предателя, уже готового принести жертву Зевсу. У священника было 5 сыновей, они напали на солдат, посланников царя, и перебили их. Тогда он и его сыновья пошли в горы, где возглавили партизанскую войну «за Единого Бога». Главарем восстания после смерти Матафии стал его средний сын Иегуда по прозвищу «Молот» (на иврите Маккаби или Маккавей) – отсюда восстание получило название Маккавеи.
В течение трех лет повстанцы одержали ряд побед и освободили от Селевкидов часть Иудеи, в т.ч. Иерусалим. Повсюду они разрушали языческие жертвенники. А зайдя в освобожденный Храм, они увидели, что храмовая менора осквернена или испорчена. Поэтому они сделали новую символическую менору, использовав для этого восемь боевых копий. Таким образом, это был символический знак превращения оружия в символ мира, о чем говорил пророк Исаия. Этот светильник неоднократно упоминается в Талмуде (РхШ, 24б; Авзар, 43а; Мен. 28б).
В переводе слово «ханука» означает «обновление» или «новоселье» (ханукат га-байт).
Зажигание свечей во время Хануки происходит, согласно Талмуду, «сразу, как начнет темнеть и прохожие начнут покидать улицы». При этом провозглашается благословение на зажигание свечей и на произошедшее чудо. А в первый вечер праздника добавляется благословение и на время (ше-гехияну – благодарение Богу, который дал дожить до этого дня и выполнить эту миссию). После этого читается отрывок из трактата Софрим, в котором объясняется, в чем состоит мицват нер Ханука – заповедь ханукальной свечи.
В молитвах праздничных дней упоминается чудо Хануки и провозглашается победа малых над великими, слабых над сильными, мира над тьмой.