В христианстве есть фундаментальное наставление от Бога «быть солью земли и светом для мира». То есть церковь должна быть моральным барометром общества, обличать ложь, сопротивляться беззаконию, быть последним оплотом противодействия безбожным поступкам власти/правителя и вставать на защиту угнетенных.
Николай Малуха
Если Церковь не выполняет это наставление, а только ищет комфортного сосуществования в обществе, чтобы «помещение не отобрали», «регистрации не лишили», «обыски не провели», то при ее молчаливом согласии совершаются самые страшные преступления.
Данная Господом свобода выбора за собой влечет последствия этой свободы. В нашем случае украинцы стали заложниками свободы выбора российских христиан.
Проживая в российском Мурманске до 2007 года, я был непосредственным свидетелем, как поместные протестантские церкви (членом одной из которых я был), так и общероссийские церковные союзы, игнорировали установление авторитарного режима путина в россии. Тогда я, кроме исполнения обязанностей руководителя Союза украинской молодежи Мурмана, пытался активизировать участие российских протестантов в рамках федеральных демократических движений, в частности Христианского демократического клуба и политической партии «Яблоко». На все попытки я получал следующие ответы от церковного руководства: «мы хотим искать взаимовыгодного сотрудничества с властью» (т. е. представителями партии «единая россия» – прим. автора); «церковь вне политики»; «назначение христиан – проповедовать Божье Слово» и т. д. За всеми этими отговорками скрывалась попытка найти теплое место под солнцем и быть в «зоне комфорта», закрывая глаза на то, как с каждым годом сворачиваются демократические свободы, права человека, политическая конкуренция и пр.
А были и те, кто пытался идеологически обслуживать власть и выполнять ее указания ради получения членства в совещательных органах, грамот и государственных наград. И я сейчас не говорю о РПЦ, потому что с ними все понятно еще с 1927 года, когда митрополит Сергий издал Декларацию о лояльности советской власти.
Руководитель Российского объединенного союза христиан веры евангельской пятидесятников (РОСХВЕ), епископ Сергей Ряховский за системную поддержку действий власти получал многочисленные вознаграждения. Он регулярно отрицал ежегодные отчеты Государственного департамента США о религиозной свободе, мол, в России нет преследований религиозных меньшинств. Также был полезен кремлю за свои связи с известным в США евангелистом Фрэнклином Грэмом, который имеет влияние и авторитет среди консервативной части американского общества (в т. ч. среди политического истеблишмента), регулярно выступает в поддержку россии и который осудил слова Президента США Джо Байдена о путине (назвал российского диктатора «убийцей»).
За это Ряховский получал: членство в Общественной палате российской федерации, Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте российской федерации и других органах; государственные награды – орден «Дружбы», медаль «За заслуги перед Отечеством» ІІ степени и пр.
Руководитель другого протестантского объединения – Российского союза евангельских христиан-баптистов – Алексей Смирнов в 2010 году попал в рейтинг «Лизость к телу» издания «Коммерсантъ» за слова в адрес путина: «…Господь щедро наделил вас талантами разумного лидера и творческого организатора…».
Российские церкви – от РПЦ до пятидесятников и баптистов – идеологически обслуживали путинскую власть, вместо того чтобы ее обличать, как это делали ветхозаветные пророки по отношению к израильским царям.
Также российские церковные деятели охотно выполняли функции инструмента мягкой силы в Украине. Об УПЦ МП и так все известно. Поэтому снова сосредоточусь на протестантах. В 2012 году в Ирпене проходил Евангельский собор, организованный главным образом РОСХВЕ С. Ряховского, а руководил непосредственно Сергей Градировский. На тот момент руководитель факультета государственного управления при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте рф, а после 2014 года занимал различные должности в оккупированном Севастополе.
Целью этого мероприятия было объединение протестантских евангельских церквей постсоветского пространства для выработки какой-то общей позиции Церкви в обществе. Но по факту это был инструмент по насаждению российских кремлевских нарративов. Ярко помню, как презентовали результаты российского семинара «Реформация versus Революция», смысл которого можно кратко сформулировать так: «Не стоит выступать против власти, нужно через сотрудничество с ней осуществлять изменения».
Лидеры украинских протестантских союзов не очень активно вступали с российскими коллегами в дискуссии по поводу истории и их политической лояльности путину. Одним из таких немногих был глава Собора независимых евангельских церквей Украины Анатолий Калюжный, который в 2006 году критически отреагировал на очередные упреки С. Ряховского в адрес воинов УПА и украинских протестантов (называл инструментом «Оранжевой революции»).
Но после 2014 года украинские служители протестантских церквей стали уже четче говорить российским иерархам и указывать на опасность кремлевско-путинской идеологии. Одним из таких ярких служителей стал пастор «Церкви Добрых перемен» г. Мариуполя Геннадий Мохненко, который с 2014 года активно начал заниматься волонтерством для украинских военных.
В ответ получали «не нужно заниматься политикой, проповедуйте Христа лучше».
Замалчивание проблем и сотрудничество с кремлевской властью привели к тому, что превратили российских христиан в адептов людоедской теологии, в центре которой лежат противоположные Библии ценности, ретранслируя нарративы пропагандистов из телевизора. Из моего бывшего церковного окружения подавляющее большинство либо скрывается за отговорками «мы не знаем всей правды», либо горячо поддерживает войну. Только единицы против действий российских властей, но ни один из них не готов публично выступить против греха.
Российские христиане, как лягушка в кипятке, стали сатанистами. Их христианство – это поиск библейских стихов, чтобы оправдать либо преступность своей власти, либо молчаливое согласие.
Могли ли украинские христиане что-нибудь сделать, чтобы остановить дьявольские планы путина? Нет. В 2014 году отдельные украинские Церкви (в первую очередь УГКЦ, УПЦ КП и отдельные протестанты) и веряне (кстати, в украинском протестантизме гораздо активнее были рядовые члены, чем руководство церквей) вместе с активными представителями украинского общества не дали Украине превратиться в россию путина. В чем выполнили огромную цивилизационную миссию.
Достаточно ли украинские христиане делали, чтобы способствовать повышению безопасности страны и ее обороноспособности? К сожалению, недостаточно. Всегда ли постоянно и системно украинские Церкви (от УГКЦ и ПЦУ до баптистов и харизматов) говорили о коррупции в стране, разоблачали этот грех? Не всегда. Активно ли включались Церкви в общественно-государственные процессы для преодоления таких болезней, как отсутствие верховенства права, злоупотребление властью? Тоже не всегда. Я могу только вспомнить о создании центра противодействия коррупции при УГКЦ, задача которого заключалась в разработке и внедрении политик для искоренения этого зла. Вообще, хоть какая-то Церковь отлучила кого-то из своих прихожан за коррупционные действия? Вопрос риторический.
Бог не может за нас или вместо нас делать работу/выполнять свою миссию на этой земле. Бог благословляет нас и помогает преодолеть неприступные стены для достижения цели. Но должен быть шаг и действие с нашей стороны. На христианах лежит огромная миссия, сложная миссия – не искать комфортного существования, быть «раздражителем», четко идентифицировать зло и разоблачать грешника. И быть готовым пострадать за выполнение этой миссии. Если этого нет, то мы не христиане, а любители религиозной философии Иисуса Христа, а Церковь – это кружок по обсуждению философского учения одного иудея из Палестины.
Украинским христианам нужно следить, чтобы всегда быть «солью и светом». А над российскими «христианами» нужно буквально проводить сеансы экзорцизма – освобождать их от одержимости путиниZма, потому что в них сейчас сидят бесы и говорят через них.
Об авторе: Николай Малуха, директор по коммуникациям Центра социально-экономических исследований CASE Украина