Created with Sketch.

Позиция киевлян в вопросе Музейного заповедника “Киево-Печерская лавра” является светской

06.01.2007, 16:34

КИСЕЛЁВ Олег, магистр религиоведения, координатор Молодежной ассоциации религиоведов, сотрудник Отделения религиоведения Института философии НАНУ

КИСЕЛЁВ Олег, магистр религиоведения, координатор Молодежной ассоциации религиоведов, сотрудник Отделения религиоведения Института философии НАНУ

Опрос, проведенный Фондом «Демократические инициативы» и Киевским международным Институтом социологии 14-21 декабря 2006 г. показал, что большинство киевлян против передачи музейной части Киево-Печерской лавры в распоряжение какой-либо Церкви.

Напомним, что Киево-Печерская лавра была основана как православный монастырь в ХІ в., и уже в ХІІ в. получает статус лавры. В 1926 г. советская власть делает из лавры историко-культурный заповедник, хотя мужской монастырь функционировал до 1961 г. С 1988 г. нижняя часть лавры постепенно передается Русской Православной Церкви. Ныне здесь находятся Киевская митрополия, резиденция митрополита, мужской монастырь, Киевская духовная семинария и академия. Верхняя часть лавры до сих пор остается заповедником, в котором функционируют музеи книги и книгопечатанья, исторических драгоценностей, декоративного искусства и т.д. В 1990 г. архитектурный ансамбль Киево-Печерской лавры был занесен в список памятников культурного наследия ЮНЕСКО. Последние годы Украинская Православная Церковь (МП) поднимает вопрос о передаче ей всей лавры.

Общее отношение киевлян к будущему музейного заповедника такое: 68,2% киевлян считают, что верхняя лавра должна остаться музеем; 15,3% считают, что всю лавру необходимо передать Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, и 4,4% за передачу УПЦ (МП). При этом 11,8% респондентов не дали четкого ответа.

Следует отметить религиозную принадлежность киевлян, снятую опросом. Так, половина жителей Киева (50,3%) относит себя к УПЦ КП, меньше десятой части (8,8%) к УПЦ (МП), меньше одного процента являются прихожанами Украинской Автокефальной Православной Церкви (0,3%), Украинской Греко-Католической Церкви (0,4%), Римско-Католической Церкви (0,6%) и мусульманами (0,1%). Каждый пятидесятый (1,9%) киевлянин является протестантом, а еще 3,4% исповедуют другие религии. Довольно значительная часть киевлян являются нерелигиозными (23,1%) или религиозно не определившимися (позиция «трудно сказать» – 11,1%). Последние две позиции вместе дают 34,2%, т.е. треть киевлян являются светскими людьми.

Тот факт, что среди православных значительно преобладают верующие УПЦ КП, указывает на желание жителей столицы Украины быть независимыми от Москвы и России даже в религиозных вопросах. Киевляне ориентируются на собственный «столичный», а не на зарубежный российский патриархат.

Интересна корреляция между религиозной принадлежностью и позицией в вопросе судьбы заповедника. Наведем тут таблицу с сайта Фонда "Демократические инициативы" (http://www.dif.org.ua/ua/news/news_271206.vis):

Последнее время обостряются споры по поводу передачи музейной части Киево-Печерской Лавры в распоряжение Церкви. Как, по Вашему мнению, следую сделать? (в %)

Как следует сделать? Не религиозные Православные Киевского Патриархата Православные Московского Патриархата Не определившиеся с религиозной принадлежностью
Нужно оставить нынешнюю музейную часть Киево-Печерськой Лавры как музей
72.3
66.7
48.9
78.6
Нужно передать всю Лавру Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
1.3
2.9
26.7
0.0
Нужно передать всю Лавру Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата
11.3
21.3
7.8
5.4
Другое
0.4
0.2
1.1
0.0
Трудно сказать
14.7
8.9
15.6
16.1



Как видно за сохранение status quo высказались 72,3% нерелигиозных; 66,7% верующих УПЦ КП; 48,9% верующих УПЦ и 78,6% религиозно не определившихся; т.е. преобладающее большинство респондентов из трех наибольших групп по религиозной принадлежности, и, относительное большинство верующих УПЦ (МП). Этот факт можно интерпретировать таким образом: несмотря на готовность заявлять о своей религиозной принадлежности к той или иной церкви у киевлян все же отсутствует позиция уступать светским перед церковным. Для большинства киевлян верхняя часть Киево-Печерской лавры уже традиционно воспринимается как музейный комплекс. Киевляне также понимают, что решение о передаче верхней части лавры одной из церквей будет сопровождаться трудностями для расположенных там музеев, так как выселение музеев из лавры не означает автоматического предоставления им новых помещений. Если же предать всю лавру УПЦ КП, то святыня превратиться в ринг кулачных боев между монахами (вряд ли монахи из УПЦ (МП) без боев отдадут свой монастырь «раскольникам»). Несмотря на то, что на прямой трансляции по ТВ можно будет заработать большие деньги (ибо это будет неплохим шоу) осквернять культурное наследство человечества большинство киевлян не желает.

Исходя из количества верующих «канонического православия» довольно логичным выглядит и то, что лавру готовы отдать УПЦ (МП) лишь 4,4% киевлян.

Интересным является также то, что за передачу заповедника УПЦ (МП) заявило 2,9% верующих УПЦ КП, а за передачу заповедника УПЦ КП заявило 7,8% верующих УПЦ (МП). Это говорит о «религиозной безграмотности» или индифферентности верующих. Социологи религии уже давно отмечают, что украинские верующие слабо разбираются в вопросах церковных юрисдикций – часто ходят в ту церковь, которая находиться ближе и является удобнее для посещений (несмотря на идентификацию с Киевским патриархатом). Большинство православных верующих Украины являются таковыми лишь номинально, так как церкви посещаются лишь на Рождество и Пасху, не знают ни православного вероучения, ни молитв.

Читайте также