При всем обилии слоев, контекстов и коннотаций библейское моральное богословие – дисциплина исключительно практичная. Сложно иначе, нежели буквально, воспринять, к примеру, отрывок из книги пророка Исаии 1:17: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».
21 февраля российское христианство сдавало, возможно, ключевой в своей недолгой истории экзамен на понимание основ нравственного богословия. И очевидным поводом для него служило признание Россией легального статуса сепаратистских так называемых «Донецкой и Луганской народных республик».
Было кристально ясно то, что Кремль шел на повышение ставок. А пресловутое «поддержание мира» на территориях «ДНР» и «ЛНР» штыками российской армии не сулило ничего, кроме смертей, крови и слез. Понимание этой перспективы должно было еще сильнее выкристаллизоваться на следующий день, 22 февраля, когда президент РФ В. Путин заявил о признании «ДНР» и «ЛНР» в «старых» границах Донецкой и Луганской областей соответственно, а Совет Федерации разрешил ему применять войска за границей. Одна страна готовится напасть на другую.
Достаточны ли были все вышеперечисленные информационные поводы для выпуска российскими конфессиями заявления или хотя бы официального комментария? Оказывается, нет. Для львиной доли тамошних религиозных организаций события 21-22 февраля имели исключительно политическое значение, и богословско-нравственное измерение фактов конфессии не интересовало.
Возглавляла строй равнодушных конфессий, конечно, Русская Православная Церковь – религиозная организация, которая официально не окормляла Крым и Донбасс, хотя ранее и не препятствовала «отпускным поездкам» российских клириков в «ДНР» и «ЛНР» для легитимизации действий пророссийских боевиков. На официальном сайте РПЦ за период 21-22 февраля вы не найдете официального комментария конфессии на тему признания Кремлем псевдореспублик. Вместо этого имеются новости об организации в Волгодонской области штаба по оказанию помощи беженцам с Донбасса (интересно, по какой же причине появляются эти «беженцы»?), оказании им помощи уже со стороны Ростовской епархии, создании аналогичного штаба в Курской епархии и помощи беженцам силами Воронежской митрополии, а также 2 аналогичные новости за 22 февраля.
Что же касается интеллектуального и духовного лидерства Патриарха Кирилла, то его хватило лишь на банальное поздравление российских олимпийцев (20 февраля) и помощника Президента РФ Игоря Левитина с 70-летием (21 февраля). Ни на что большее величественный колосс РПЦ не решился.
Информационная политика немногочисленных российских протестантов тоже вызывает серьезные вопросы. В Российском объединенном Союзе христиан веры евангельской (РОСХВЕ) – конфессии, чей лидер Сергей Ряховский всегда высказывался in line с позицией государства Российского, – до 20 февраля активно «молились о мире и выражали готовность помогать беженцам». Как и в случае с РПЦ, публикации не содержали даже намека на причинно-следственную связь между милитаристской политикой Кремля и появлением беженцев. После 20 февраля публикации отсутствуют.
Впрочем, разве можно что-то ожидать от конфессии, высшее руководство которой с радостью восприняло аннексию Крыма и поддерживало тезис РПЦ об угнетении свободы вероисповедания в Украине? Тогда возьмем, к примеру, политически более умеренную протестантскую конфессию – Российский союз евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ). Последняя новость на его исключительно неудобном сайте датируется 17 февраля и призывает к молитве о мире от имени Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации (видимо, призывать к миру и согласию больше в конфессии некому). Исходя из информации на веб-ресурсе, в мире после 17 февраля не произошло ничего важного, на что бы стоило обратить внимание. Стена падает по плану.
Обзор сайтов Евангелическо-лютеранской церкви России, Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России, Российской церкви ХВЕ-пятидесятников и Церкви Адвентистов седьмого дня доказал игнорирование этими конфессиями гуманитарных, этических и богословских последствий признания независимости «Д/ЛНР». В защиту угнетенных никто не выступил.
Предполагаю, что во время откровенного разговора на кухне российский православный/католик/протестант признался бы, что действия В. Путина никак не способствуют миру между Россией и Украиной. Что введение российских оккупационных войск – это путь к тысячам смертей и, возможно, масштабной войне. Что признание «Л/ДНР» в рамках их «украинских» границ – это de facto объявление войны, готовой разразиться в любую секунду.
Все это – пространство, в рамках которого у политического и нравственного богословия давным-давно выработаны концепции и ответы на постоянно повторяющиеся кризисы. И, если сформулировать общий, основанный на прошлом христианском опыте, знаменатель, то вырисовываются гипотетический (?) контур реакции российского христианства на милитаристские инициативы Путина и его ненасытных друзей:
Такое заявление, которое, по выражению протодиакона А. Кураева, «примиряло и осаживало боевые страсти», свидетельствовало бы о приоритете библейской этики в религиозной практике российских христианских конфессий.
Однако страх, старательно подпитываемый ФСБ и другими силовиками с 2014 года, победил, и ныне на манеже безмолвные религиозные организации, не способные на подвиг митрополита Филиппа II, известного обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного. Ведь – с точки зрения, как минимум, РПЦ, РОСХВЕ и РС ЕХБ – намного проще работать с нетребовательными беженцами, нежели противостоять кремлевскому голиафу. То есть, гасить пожар, а не отобрать у поджигателя бензин.