Created with Sketch.

"Чтобы претендовать на право быть голосом совести, Церковь сама должна быть чистой и моральной"

14.09.2011, 11:49

Наш разговор с предстоятелем Церкви Христиан Веры евангельской епископом Михаилом Паночко состоялся на пересечении нескольких памятных дат: 20 лет независимости Украины, 450 лет Пересопницкого Евангелия и 90 лет пятидесятнического пробуждения в Украине. О роли этих событий в истории и их влиянии на современную жизнь украинцев, а также взгляд Церкви на общественно-политические процессы – читайте в эксклюзивном интервью на РИСУ.

В Украине насчитывется около 150 тысяч прихожан Церкви Христиан Веры Евангельской (Пятидесятников). Это вторая по численности протестантская конфессия в Украине после Всеукраинского союза Церквей ЕХБ. Старший епископ Церви Михаил Степанович Паночко родился в семье пятидесятников на Львовщине, с 1976 года нес пасторское служение в родном селе. С 1998 года возглавляет национальное объединение ЦХВЕУ.

Также епископ Паночко представляет украинских пятидесятников на международном, межконфессиональном, государственно-конфессиональном уровне. В его резюме – полномочия Президента Евроазиатского союза ХВЕ (1998–2000 гг.), члена Исполнительного комитета Всемирного союза Ассамблей Божьих от Евразии (с 2000 г.), члена и председательствующего во Всеукраинском совете Церквей и религиозных организаций, Совете представителей христианских церквей и Совете евангельских протестантских церквей Украины.

Наш разговор состоялся на пересечении нескольких памятных дат: 20 лет независимости Украины, 450 лет Пересопницкого Евангелия и 90 лет пятидесятнического пробуждения в Украине. О роли этих событий в истории и их влиянии на современную жизнь украинцев, а также взгляд Церкви на общественно-политические процессы – читайте в эксклюзивном интервью на РИСУ.

 – Михаил Степанович, у нас несколько вопросов к Вам от наших читателей, которые они смогли задать через страничку РИСУ на Facebook. Скажите, пожалуйста, как экуменизм соотносится с богословием Церкви христиан веры евангельской. Что Вы вкладываете в это понятие? Сегодня кто-то боится экуменизма, а кто-то, наоборот, проповедует. Какая позиция ЦХВЕУ относительно экуменических отношений с другими христианскими конфессиями?

– Экуменизм можно рассматривать с двух сторон: как специально организованное мероприятие по объединению церквей и как сотрудничество с другими конфессиями. Возьмем, к примеру, наши отношения с католиками. У них свои позиция, вероучение, доктрины, у нас – свои. Мы не вмешиваемся в их внутреннюю жизнь, они – в нашу. Но мы можем сотрудничать в общих вопросах. И я считаю, это уже хорошо.

Второе. Общаясь, мы можем чему-то друг у друга научиться. Священники неоднократно просили у меня совета, литературу и т.д. Они прекрасно видят, что у нас, хоть мы и относительно молодая Церковь, есть определенные достижения, которых нет в традиционных церквах. Там, возможно, лучше выписаны доктрины, наука, но иногда чего-то недостает для практического служения. У нас нет хорошо сформулированных концепций, зато есть дух жизни. Такое сотрудничество должно было бы помочь нам всем. Очень хорошо, когда сильная часть может повлиять на более слабую. Библия говорит: «Носите бремена друг друга».

Если католики открыты к нам, это не является организованным экуменизмом, цель которого объединить все Церкви. Поэтому я твердо убежден, что не нужно ни от кого отмежевываться и показывать, что я, мол, праведник, а кто-то другой – хуже.

Открыты католики или православные – сотрудничаем с ними, закроются – не будем соваться. Просят – идем, не зовут – не навязываемся. Должна быть разумная позиция.

И если у Католической Церкви есть что-то полезное, чего нет у нас, мы можем перенять у них. В таком плане мы не должны бояться других людей или Церквей. Мы должны бояться только грешить.

– Одним из основных упреков евангельским церквам от представителей других конфессий является низкий уровень образования служителей. По этой причине случается, что кто-то не то проповедует, не тем увлекается, что бросает тень на других. Это очень хорошо видно, скажем, в сравнении с Католической Церковью, где формирование будущих священников занимает не менее семи лет. Ищите ли вы выход из этой ситуации? Реально ли построить качественное богословское образование в ЦХВЕУ и сколько времени, по-вашему, для этого нужно?

– Во-первых, Католическая Церковь имеет очень давнюю историю и имела возможности укреплять свои институты, потому что была и богата, и сильна, и влиятельна, хотя в свое время тоже переживала трудные времена. Евангельские же церкви на постсоветском пространстве родились 90 лет назад и активно начали расти, как говорят, в бурные революционные годы и под прессом сталинизма.

У нас нет той великой истории относительно построения структуры Церкви, хотя мы опираемся на библейскую историю, на Христову науку. Нас обзывали, к нам все агрессивно относились. Против нас было не только атеистическое государство, но и традиционные Церкви, Православная и Католическая, не воспринимали зарождение евангельского движения очень тепло.

В евангельском движении все было на инициативе, на энтузиазме, на живых переживаниях. Если человек пережил встречу с Богом, это давало ему силу, и люди без образования имели намного большее влияние, чем образованные. Вспомним апостольские времена – это было нечто подобное.

И большинство выдающихся служителей в нашем движении были самородками. Где мы могли учиться, если в нашем братстве не было ни единого учебного заведения на протяжении 90 лет? (У баптистов было одно учебное заведение в Москве с небольшим набором, и туда было нелегко попасть. Мне повезло, и я там учился.) То есть, образования не было не потому, что не хотели – не было возможности. Мы выживали, но церкви росли, проповедовалось Слово Божье, люди каялись, и в этом было много силы.

На первом месте у евангельских служителей личная твердая вера и общение с Богом. А тому человеку, который имеет веру и общение с Богом, нужно дать систематическое образование.

Но сегодня, когда условия для образования есть, мы делаем акцент на том, чтобы сотни служителей получали его. Думаю, через 10 лет, если даст Бог спокойствия в нашем государстве, мы наверстаем упущенное. Верю, что вырастет грамотное поколение молодых служителей, которые уже не знают того периода гонений, но имеют возможность полноценно учиться и развиваться и в светских высших учебных заведениях, и в духовных, которых у нас в Украине уже несколько.

– Сейчас в евангельском христианстве несколько дат на слуху. Кроме 20 лет независимости украинского государства и свободы для проповеди Евангелия, также в этом году отмечается 90 лет «воронаевского пробуждения», когда в Украине начали активно развиваться пятидесятнические церкви. Термин «пробуждение» часто звучит в масс-медиа, в частности в протестантских СМИ. На Ваш взгляд, имеем ли мы сегодня основания говорить о духовном пробуждении в Украине?

В такое критическое время и необходимо Украине пробуждение!

– Какова сегодняшняя ситуация в Украине? Многие разбиты, разочарованы, утратили надежду на лучшее. Сегодня никто не предлагает национальную идею, хотя десятки лет с ней носились. После Майдана люди надеялись на политико-экономическое развитие страны. Но и эту надежду утратили. Люди хотели жить в своем государстве, видеть правосудие, чиновников, которые служили бы им, а не ожидали бы взятки, хотели видеть, что к ним относятся как к людям. Достоинство, честность, справедливость – люди этого хотят. Чтобы не прятаться с налогами, а честно платить, чтобы на них не «наезжали» разные службы с поборами.

Все эти надежды не оправдались. Я акцентирую – во всех направлениях. Люди сегодня не видят, кто им поможет. В такой критический момент и нужно пробуждение Украине.

Когда все прекрасно развивается, в пробуждении нет необходимости. Его ждут там, где люди уснули. А наша Украина действительно уснула. Куда ей двигаться, куда идти? На Восток, на Запад или развиваться внутри? Никто не знает. Люди пребывают в летаргическом сне.

В момент такой разбитости, раздражения, апатии людям крайне необходима надежда на то, что все может измениться. Но не нужно ждать, что это «кто-то» сделает. Настроения и ситуация в Украине, я убежден, подводит к пробуждению. В одной русской песне поется: «Чем ночь темней, тем ярче звезды. Чем глубже скорбь, тем ближе Бог».

Несмотря на все наши трудности, я верю, что над Украиной есть Божья рука. Поэтому пробуждение – это не дань моде, а вопиющее требование времени.

ХХ век был не только периодом кровавых войн, революций, голодоморов, но и клубком разных событий и процессов. Параллельно с трагедиями, войнами и разрухой в Украину, Россию, Молдавию, Беларусь ворвалось свежее дыхание евангельского движения. Бог не оставил людей. Несмотря на то, что они сами развязывают войны, Бог говорит, что можно жить по-другому: любить друг друга, придерживаться Божьей правды и жить! Это дает право говорить о подвиге Ивана Воронаева, возглавившего с 1921 года евангельское движение в Украине, которое, в свою очередь, повлияло на страны СНГ.

Глядя на сегодняшнюю ситуацию, можно утверждать, что ХХІ век должен быть более мощным. Нынешние условия лучше, чем 90 лет назад.

Воронаевское пробуждение началось еще во время гражданской войны. Иван Воронаев, ехавший из Америки, долго не мог высадиться в Одессе. Порт не принимал корабли. Шла гражданская война. В Одессе царил голод, лежали трупы. И вот в такой критический момент Воронаев привез слово надежды и утешения от Бога. Люди стали тянуться к Богу и воскресать духовно.

Я хотел бы, чтобы христианская Церковь осознала свою огромнейшую роль в обществе, чтобы в ХХІ веке люди потянулись к Богу: католики, православные, евангельские Церкви. У нас общие корни – одна Библия, один Христос, одна Троица.

Нечто подобное мы переживаем сегодня, только в несколько иных условиях. Если тогда было кровопролитие, голод и вражда, то сегодня – аморальность, распущенность, лживая толерантность и много других проблем. В этом бушующем разнообразии, в такой сложной ситуации нужна мощная сила, которая покажет, что идолы не спасут нас, один только Бог может поднять нацию, воскресить Украину. Бог может изменить людей и защитить их от всех разрушающих факторов.

Я хотел бы, чтобы христианская Церковь осознала свою огромнейшую роль в обществе, чтобы в ХХІ веке люди потянулись к Богу: католики, православные, евангельские Церкви. У нас общие корни – одна Библия, один Христос, одна Троица.

Стоит и дальше проповедовать библейские истины, чтобы людей это будило, чтобы они видели Божью силу, тянулись к Богу, изменялись и возрождались. Ведь можно иметь Евангелие в золотой оправе, целовать его, но при этом не жить так, как оно учит. Это не спасет нас – только жизнь по Слову Божьему.

– Как Церковь реагирует на угрозы, которые несет свобода, независимость? Например, размывание рамок морали, утрата семейных ценностей.

Слово Божие – самое сильное оружие всех христианских Церквей Украины!

– Нравственность и культура высшей пробы должны прорастать только в Церкви. Потому что ни одна книга в мире не учит морали, семейным ценностям, отношениям так, как этому учит Библия. Нею восхищались великие люди: и Кант, и Ньютон, и Пушкин, и Шевченко. Григорий Сковорода не разлучался с ней всю свою земную жизнь: ходил и проповедовал. Достоевский под впечатлением от Евангелия изменился. Державин был восхищен ею. Даже Далай Лама недавно заявил, что ни одна религия в мире не принесла столько пользы для общества и людей, как христианство. Что-то он увидел в этой книге.

Христианство учит истинной морали и здоровым отношениям. На Церкви лежит ответственность донести это. Все священнослужители христианских Церквей, независимо от конфессиональной принадлежности, несут ответственность за ту территорию, которая им вверена. Они должны заниматься молодежью, уделять время, прилагать усилия, чтобы повлиять. Какая же с меня польза, если я – священнослужитель, но не могу влиять.

Поэтому проблема не в молодежи, а в отсутствии работы с ней. Изменить человека может только Божье Слово – самое сильное оружие всех христианских Церквей.

– Вы всегда делаете акцент на исключительной роли Библии…

– Потому что пробуждение, изменение людей невозможны без Библии. Я увидел это даже в своем родном селе на Львовщине, где люди в очередь становились, чтобы получить Евангелие, которое мы издали в честь 450-летия Пересопницкого Евангелия.

Мы убеждены: без донесения людям Божьего Слова невозможно изменение, невозможно пробуждение, невозможно поднять мораль, экономику, потому что без Слова Божьего люди духовно слабы. А духовно слабый человек в своей деятельности малоактивен.

Мы напечатали тысячи экземпляров Евангелия, которые хотим подарить всем нуждающимся, и готовы еще печатать, чтобы донести это Слово людям. Не зная Писания, люди не имеют веры. Не имея веры, они не имеют надежды. У людей появляется апатия и разочарование, потому что у них размыто основание. Библия же «цементирует» этот фундамент. Она вдохновляет, поднимает дух, дает человеку надежду, духовную силу. И тогда человек может что-то сделать, укрепить собственную независимость.

Через Божье Слово Украина может стать сильной христианской страной, которая не будет допускать на свою территорию разные извращения, но сможет стать примером здоровой и духовно сильной нации, чьи основания крепки.

– С одной стороны, свобода и независимость дали возможность активно действовать христианским церквам, свободно распространять Слово Божье, печатать, говорить, свидетельствовать, помогать практически. И вместе с тем, мы наблюдаем, что увеличивается число неорелигий, возрождается язычество, приходят восточные религиозные верования, чуждые нашей нации, как часто заявляют представители традиционных церквей. Почему все-таки ценность Слова Божьего и возможность свободно проповедовать его не только не объединила людей, а наоборот, даже «распылила» их?

– Такова человеческая природа. Павел пишет галатам: «…только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти». Много факторов влияет на человеческую психику, на человеческую душу. Один и тот же человек совсем по-разному будет вести себя, сидя в тюрьме и оказавшись на свободе, либо получив власть, славу или большие деньги.

Поэтому если кто-то не имеет сформированного внутреннего духовного стержня, у него нет позиции. Если у человека нет библейской позиции, веры, уверенности в Боге, тогда он, как глина, может подпасть под разное влияние. Но когда у меня есть сформированный на основании Божьего Слова фундамент, то на меня уже не повлияет никакая другая вера.

Только Библия, только Божье Слово формирует здоровую нацию, здорового человека, способного на добрые поступки в семье, на работе, в обществе.

Христианство – наилучшая религия в мире, если оно не утратило силы. Бессильное христианство подобно машине без мотора или без бензина. Я это так же говорю и себе. Мы должны об этом молиться и переживать, чтобы не быть автомобилем без бензина. Он блестит, у него красивые колеса, но он не едет. Хорошая форма, все ним восхищаются. Но автомобиль создан не для красоты, а для того, чтобы двигаться, перевозить людей. Это его основная функция.

Когда Украина стала независимой, сюда хлынули с запада, востока, севера и юга разные религиозные учения. Мы же после атмосферы атеизма тянемся то к одному, то к другому, не имея правильного ориентира. И в этом вина и наших Церквей. Я смело говорю, что это наша вина, ведь люди могли бы уже достичь зрелости и иметь фундамент.

Такая сложная человеческая природа: если он не будет служить Богу, то будет искать других богов. Удивляться не нужно, потому что это заложено в человеческой природе. Человек не может не поклоняться кому-то.

 – Как старший епископ объединения ЦХВЕУ Вы ездите по всей Украине, видите людей на западе и на востоке. О чем они сейчас думают и переживают? Как Вы считаете, возможно ли в Украине сворачивание независимости и демократии? Существует ли угроза возвращения к диктатуре и возможен ли откат на 20 лет назад?

Когда власть не чувствует, что происходит в обществе – такая власть кратковременна

– Тенденция, появившаяся в последние годы, свидетельствует о быстром сворачивании демократического развития – это для всех очевидно. Особенно по поведению людей, пришедших к власти. Если они закрывают украинские школы, если они смеются с Западной Украины – таких людей нужно срочно снимать. Люди, пришедшие к власти, на самом деле не любят Украину, не благословляют ее. Поведение некоторых чиновников явно антиукраинское, антинародное, и их работа способствует тому, что Украина может потерять независимость. Мы за это переживаем.

Есть угроза потери независимости. Есть угроза разделения Украины. И, к сожалению, этому способствуют чиновники высокого ранга. Они за это будут отвечать, и им об этом нужно говорить прямо в глаза.

Сегодняшняя молодежь, видя эту несправедливость, не захочет бороться, а просто уедет. Это неправильно. Это потеря молодого поколения, потеря интеллекта. Это вред для Украины. С пожилыми людьми вы не построите Украину.

Необходимо все внимание уделить молодежи: дать ей прекрасные условия, хорошее воспитание, возможность легко взять кредиты, развивать свой бизнес.

Украинская нация одна из самых умных в мире. И Украина может стать самой лучшей страной в мире. Но нужны умные люди при власти. Не только образованные, но и умные.

На первом месте должна быть власть нравственная. Если власть даже профессиональная, но аморальная, она буде профессионально разрушать и профессионально вредить. На первом месте не профессионализм, а душа человека, который любит других людей, служит своему народу.

Для младенца не важно, есть ли у мамы высшее образование, важно, чтобы было очень вкусное мамино молоко, чтобы он знал, что мама его любит. Так и украинский народ хочет увидеть, что его члены правительства, элита, чиновники заботятся о стране. Это будет людей укреплять: если они работают, то и мы будем работать. Вместо этого, одни разрушают государство несправедливым руководством, а другие не хотят бороться и едут заграницу – и никто не может их остановить. Так что в этом есть угроза для Украины, и здесь Церковь, опять-таки, должна сказать свое слово. Церкви нельзя сейчас молчать. Я точно знаю, народ на востоке и на западе хочет быть вместе.

– Еще один вопрос от наших читателей относительно сегодняшней политической ситуации. Что делать человеку с чувством несправедливости, когда государственные чиновники относятся к нему только как к способу собственного существования? То есть государство не служит людям, а использует их. Как мы, как граждане, должны реагировать: можем ли мы активно бороться, высказывать свою политическую позицию, выходить на майданы? Готова ли Церковь поддерживать людей в этой борьбе?

– К огромному сожалению, человеческая природа корыстолюбива, эгоистична и более всего проявляется, когда человеку дают власть. Приходя к власти любого уровня, но не имея здорового нравственного фундамента, человек будет видеть должность как способ обогащения и достижения собственных меркантильных целей. Таких людей к власти допускать не нужно и потому молчать тоже не нужно.

Власть сама компрометирует себя. За нее нужно молиться, чтобы Бог дал ума. Человек, который хочет обогащаться за счет бедного, сам на себя накликает беду. Построит дом, но жить в нем не будет – так говорит Библия. У него будет много врагов, и его будут ненавидеть люди.

Если же власть будет делать добро и защищать людей, потому что она к этому призвана, – такую власть будут уважать и благословлять.

Библия советует нам молиться за этих людей – это во-первых. Во-вторых, мы должны, каждый на своем месте, согласно действующему законодательству, защищать свои права и ставить чиновников на место, когда они поступают несправедливо, беззаконно. У нас есть право сказать чиновнику, что, требуя взятку, он творит беззаконие, нарушает Конституцию, компрометируя власть, которую ему дал Бог. И если бы каждый на своем месте так смело действовал, не терпя злоупотреблений, начались бы перемены. Здесь молчать нельзя, а нужно использовать данные законом права.

Это практически невозможно при диктатуре. Я рос при системе, когда ты не имел права защититься, потому что действовала идеология, которая всех давила, и говорить о законе было смешно, потому что законом была партия.

Но сейчас многие просто не хотят с этим воевать. Лучше даст тысячу и промолчит, думая: «А куда денешься». Если люди аморальны и любят грех, то они будут и власть такую иметь. Над грешником будет стоять грешник. Однако есть примеры людей, которые не идут этим путем. Это не просто, но они успешны.

Поэтому наша позиция – духовная, христианская: молиться, благословлять, учиться говорить правду в глаза, но никогда не проклинать.

Апостол Павел сказал: «Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда?» Он мог сказать: «Господи, благослови меня, они меня бьют». Но он действовал иначе. Так и мы должны законно использовать свои права, защищать свои интересы, стараться не подсовывать денег и не бояться.

Церковь обязана защищать людей от своеволия власти

– Имеет ли право народ восстать, чтобы скинуть несправедливую власть? Об этом сегодня спрашивают люди, видя, что творится в стране. Сейчас молодежь пытается выезжать из Украины, «пока не поздно», потому что теряет веру в то, что сможет здесь защитить свои семьи или построить будущее. Как реагировать на такие тенденции?

– Власть должна быть чувствительна к температуре в обществе. Если она не чувствует, что происходит в обществе, это означает, что такая власть кратковременна. Она просто сама себе подрезает корни, и даже не потому, что людям это не нравится. Просто когда власть творит беззакония, она сама себя обрекает на упадок. Это нужно знать как «два плюс два». Но люди у власти забывают об этом, они как под наркозом. Не хотелось бы, чтобы так было с нашей властью.

Восставать в любом случае Библия не учит, а лишь использовать законные рычаги. Люди хотят легко развязать проблему, но сами не готовы действовать законно, и таким образом подливают масло в огонь.

Лучше всего использовать законный, демократический способ избирать достойных людей во власть, беря во внимание, в первую очередь, нравственное состояние кандидатов, а не красоту или богатство.

Например, на вид комичный худой и длинный Авраам Линкольн очень любил Бога и Библию. Воспитанный в бедной фермерской семье, он сделал для Америки большое доброе дело – объединил воюющие штаты и отменил рабство. Он вошел в историю как один из лучших президентов, у него добрая слава.

Кто из наших чиновников имеет добрую славу? К сожалению, их имена покрыты недоброй славой. Но они сами виноваты, потому что власть использовали неправильно. Такие имена будут преданы забвению и покрыты позором.

– В последнем интервью РИСУ с Патриархом Любомиром Блаженнейший высказал мысль, что власть боится Церкви. Что Вы можете со своей стороны сказать об этой тенденции? Власть боится только одну конфессию или Церковь как общественный институт?

– Чтобы претендовать на голос совести и влиять на власть, мы как Церковь сами должны быть чистыми и нравственными. Это во-первых. Во-вторых, Церковь – столп и утверждение истины. Роль Церкви – не пугать.

На сегодняшний день Церковь имеет наибольший авторитет в стране. Отсюда следует, что от позиции Церкви может зависеть многое. Я верю, Церковь никогда не пойдет на то, чтобы поднимать народ на какое-то восстание. Но Церковь, а особенно руководители Церквей, имеют право и даже обязанность защитить людей, своих прихожан от беззаконий власти. Это наш пасторский долг.

Согласно Библии, мы понимаем, что власть должна быть нравственной, делать людям добро, работать для людей. И вдруг она делает негативные вещи. Об этом нужно говорить в глаза, что хорошо и что неправильно. Иоанн Креститель сказал Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». За что он, правда, и поплатился.

Думаю, этот авторитет Церкви, который она может использовать против их поступков, возможно, и настораживает государственных чиновников.

– Тогда как Вы считаете, должна ли Церковь реагировать на судовые процессы, которые сейчас проходят над Юрием Луценко и Юлией Тимошенко?

– Конечно, должна. Мы тоже написали письмо в защиту людей, которых, как мы считаем, безосновательно унижают и издеваются над ними. Мы общались с этими людьми (Тимошенко и Луценко – прим. авт.), они искренние. Если у них были ошибки, то эти ошибки не являются преступлением. Если этих людей несправедливо осудят и раздавят, то что тогда стоит власти засудить кого-то низшего ранга? Это опасно.

Власть делает огромную ошибку, злоупотребляя своими полномочиями. Если преступление есть – укажите на него и осудите. А если нет – не нужно человека сажать за решетку, просто чтобы продемонстрировать силу и превосходство. Это не библейская позиция.

Сейчас власть наносит себе большой вред: губит авторитет в глазах людей. Это, на наш взгляд, опасная линия, с которой, к сожалению, властьимущие не считаются, возможно, не понимают последствий.

– Может и должна ли Церковь быть платформой для трансформации общества?

– Из истории мы видим, что если Церковь стояла на правильных позициях (я беру в качестве примера европейские страны, имевшие платформу евангельских церквей, как в Швейцарии), то она имела мощную власть и производила большие изменения в стране. Современная история тоже доказывает: страны, где люди полюбили Евангелие и стали настоящими христианами (Южная Корея, Бразилия и др.), сразу начали экономически развиваться.

Церковь как духовный институт обязана влиять на людей. Если она повлияла на человека и он стал журналистом, это будет честный журналист, который будет писать правду. Если это работник милиции, имеющий веру, – он не будет брать взяток, злоупотреблять или стрелять по невинным людям, а будет действовать в рамках закона. Церковь должна повлиять на политика, чтобы он не врал, не занимался коррупцией, не обманывал людей, но служил им. Именно это и есть правильное влияние!

Но Церковь не должна заниматься политикой. Она должна лишь духовно влиять на все слои общества и все сферы общественной жизни, чтобы они были здоровыми. Природа Церкви – оздоравливать души людей.

Церковь должна сказать, как написано в Библии: «Рабы, повинуйтесь своим господам; господа, будьте милосердны к вашим рабам... Уважайте отца и мать... Мужья, любите своих жен…» Это и есть основные функции Церкви: помочь бедному, научить людей служить, любить, научить семейным ценностям. Она должна принести живительный запах, а не запах политики. А уже духовно здоровые люди могут заниматься политикой, экономикой, другими направлениями.

– Стоит ли христианину, который хочет жить по заповедям Божьим, идти в бизнес? И может ли он удержаться в этой системе, не идя на компромисс с совестью? Насколько честный человек способен поломать коррупционную систему, или существующая система скорее может сломать христианина в бизнесе?

– Зависит от позиции самого христианина. Я знаю одного бизнесмена, у которого разные службы много вымогали. Но он сказал, что будет платить все налоги – открыто, до копейки, но никому не даст взятки. Это ему стоит миллион, но он придерживается закона. Таких героев, к большому сожалению, мало.

– Я думаю, что единицы…

– Но он правильно делает. И если бы все заняли такую позицию, то и государство было бы богатым, и дороги были бы лучше, и школы не закрывались бы, и пенсии были бы большими. Это возможно, но, к большому сожалению, власть этому не способствует.

– Получается, это индивидуальная борьба каждой отдельно взятой личности?

– Когда была советская система, никто не мог ее сломать, потому что она была связана сверху до низу. Там было так все закручено, что простой человек ничего не мог сделать. Никто не знал, как ее остановить, но остановил Бог.

Сейчас у нас другие условия. И если бы люди повернулись лицом к Богу, то смогли бы буквально за несколько лет изменить Украину до неузнаваемости.

Чтобы была здоровая власть необходимо воспитывать здоровую атмосферу, здоровое общество. И на здоровой земле прорастут здоровые побеги.

– Благодарю за беседу!

Разговаривала Елена Кулыгина, РИСУ

Львов, 22 августа 2011 года

(В тексте использованы фотографии из архива РИСУ, Пресс-службы ЦХВЕУ, Института религиозной Свободы)

Читайте также
Украина и мир В музеях Ватикана появилось восемь украиноязычных аудиогидов
Сьогодні, 09:50
Католики В Запорожье состоялась интронизация нового Донецкого экзарха УГКЦ
Сьогодні, 08:59
Общество Отказ от службы по религиозным соображениям — что говорит закон
Вчера, 10:01
Украина и мир Зеленская рассказала Папе Римскому о российских атаках на украинские города
Вчера, 09:36